Вожатый, аниматор, учитель

«Кто я?» В самые трудные моменты своей работы в лагере я, после отбоя, задаю себе этот вопрос. «Зачем я стал вожатым?» - эти два вопроса преследуют меня на протяжении 10 смен, и я попробую на них ответить сейчас.
Когда-то все мы вступали на путь переходного возраста. Кто-то мягче, с парой прыщиков на лице, театральным кружком и благополучным районом, в котором каждый вечер зажигаются фонари, рядом магазин, остановка и доброжелательные бабушки-соседки, с которыми обязательно нужно поздороваться. Кто-то жестче, с драками в школе, просиживанием в подъездах, первым глотком алкоголя и первой затяжкой. Кто-то вообще страшно: с унижениями в школе, издевательствами от родителей и т.д. В общем, у каждого это был свой шаг: у кого-то осторожный, словно шаг только что вылупившейся черепахи, которой еще нужно доползти до океана; у кого-то резкий и стремительный, как первый нырок пингвина в воду…
Одним из этих путей в свой переходный возраст вступал и я. К сожалению (а может, к счастью?..) не самым спокойным и благополучным из всех. Лишь одно обстоятельство, возможно, отличало меня от моих сверстников в те годы: я понимал, что это не правильно, и мы не должны так взрослеть.
Прошли годы, менялся город, его районы. В моей голове тоже много чего поменялось и, однажды идя по улице, я увидел мальчика. Совсем обычного подростка: кепка, шузы. Но его глаза… Они были пусты, а в руке у него была банка «Ягуара». Почему то тогда я решил, что нужно менять в сознании молодежи что-то. Начал я тогда со своего окружения. Я пришел к классному руководителю и предложил сходить классом в поход. Учительница и ребята поддержали меня и два года, пока я оканчивал школу, мы каждый месяц куда-нибудь ходили. Я развлекал их на месте нашего походного лагеря всякими играми, испытаниями. Тогда я еще не знал, что такое «Веревочный курс», но это было нечто, очень сильно похожее на него. Ребята тянулись ко мне, хотели ходить в походы еще и еще. Мы были очень сплоченными. Все хвалили наш класс. Тогда я не знал, кто такой «аниматор», но я был именно таким: заводным, никогда не унывающим, душой компании. Но как я мог чему то научить своих одногодок? Я имею ввиду не разведение костров, постановку палатки или выбор маршрута. Учитель в моем понимании это некто больший, чем просто «передатчик» своих навыков другим. Поэтому, наверное, для этих ребят я был просто аниматор.
Я окончил школу. И мы с моими одноклассниками пошли каждый своим путем. Тогда мне очень хотелось чего-то нового и мне предложили поехать вожатым в военно-патриотический лагерь. Я тогда подумал: «Ну, я же управлялся со своими друзьями, как я могу не управиться с кучкой детей?». Но это было совсем не так. Тогда я очень быстро понял разницу между аниматором и вожатым. Детки в этом лагере были трудные. Хотя сейчас, пройдя немалый путь в ритме с детьми, я понимаю, что не бывает трудных детей, бывают неумелые вожатые. А тогда мне, молодому мальчишке, казалось, что я больше никогда не буду работать с «чужими» детьми. Ведь вожатый, это не просто «никогда не унывающий, заводила и душа компании», вожатый это очень часто еще и старший брат, которому можно доверить свои мелкие тайны и свои судьбы.
Судьбы – вот, что отличает вожатого от аниматора. Когда дети делятся с тобой своими судьбами, ты можешь их не принимать близко к сердцу, а просто складывать их в самый дальний карман своего сердца. Но однажды и он переполняется. Именно в тот момент, когда все эти судьбы, секреты, несправедливости, обиды и слезы вырываются из тебя, ты не понимаешь, а ощущаешь ответственность вожатого. Тебе хочется бежать от нее, делать безумные поступки. Но от этого не спрячешься, не убежишь – это просто нужно принять.
«Так кто же такой вожатый?» - спросите вы. Вожатый – это хранитель детских судеб. Их оберег от взрослого мира и его жестокости. Пускай только на небольшой срок, но все же.
«А кто же тогда учитель?» - обязательно зададите вы вопрос после моего монолога, - «Неужели это лишь знаток математики или физики, который почти десять лет пытается помочь нам справиться со всеми трудностями своего предмета?» Давайте разберемся. Учитель в первую очередь учит нас на собственном примере как следует поступить, а как нет. Так вот в жизни каждого тоже есть такой учитель. Им может быть папа, мама, сестра, бабушка, вожатый, аниматор – кто угодно. Важней, чему научит вас этот учитель. И как с его помощью вы пройдете по пути взросления. Хотя здесь я не прав. Мы все пройдем по этому пути. Главное, какой он будет: мягкий, жесткий или совсем страшный.
Что же стало с тем мальчиком, который шел с банкой «Ягуара» по улице? Наверное он вырос, окончил школу, поступил в институт. Мог он стать чьим-то учителем? Безусловно, он им стал. Любили ли его ученики, верили ли ему? Скорей всего, да. Я не могу залезть в их головы за ответом. Я лишь знаю, что ни один его ученик не повторил этих ошибок. Почему? Потому что этот мальчик сейчас стоит перед вами.


Рецензии