Настоящая...

Трагедия в пяти действиях

Действующие лица:   
Натали, девушка 17 лет, одержимая желанием писать. 
А.М., молодой человек 19 лет, неизвестный. 
Ирина. 
Диметрия - приятельница Натали. 
Настаси - близкая подруга Натали, постоянный ее помощник. 
Остальные. 

Действие 1. 

Осень. Вечер.   
Периодически мигает лампочка на крыльце. 
Медленно тикает секундная стрелка на настенных часах. 
Стол. Бутылка вина. Два бокала, наполненные до половины. Разговор.   

Натали. Мне вот... знаешь... иногда смешно. У кого ни спрошу, отвечают: неинтересно! О правде пишу - неактуально, о любви - банально, а как затрону жизнь... Ох! 

Молчание. 

Я прошу тебя: ты только не молчи, не для этого я тебя через все телефоны искала! 
А.М. Спокойно, моя любезная, спокойно. Не для скандалов и криков я прибыл сюда. Говоришь, стихи не пошли? Да и к черту стихи, пиши прозой! Не пойдет проза - иди в математику. Проще смотри на всю эту ерунду. 
Натали (пребывая в некотором шоке). Что я слышу сейчас?! Да как так можно в самом деле?! 
А.М. А что я должен был тебе сказать? Бедная Натали, одинокая Натали... 
Натали (перебивая). Не одинокая. 
А.М. Хорошо, не одинокая Натали лишена внимания читательской аудитории по причине отсутствия интересных идей для своего творчества? Не, в принципе, я и это могу сказать... 
Натали (вновь перебивая). Огромное спасибо, но не стоит, уж лучше промолчи... 

Вбегает Диметрия. 

Диметрия. Есть разговор.   
А.М. Вот видишь: хоть кому-то ты оказалась нужна кроме своей лжечитательской аудитории (смеется).   
Натали. Да не особо смешно, знаешь ли. Когда ты окажешься неинтересен и ненужен миру, я тогда взгляну на тебя! Одним глазочком, но взгляну.   
Настаси (тихо выходит). Миру - слишком глобально. Начни с этой квартиры. (смотрит на Диметрию) Какого... она здесь? 
Диметрия. Не по твою душу. Нат, дело в том, что я... 
А.М. Беременна!   
Диметрия. Шутка не удалась. На секунду... 
Натали. Говори здесь.   
Диметрия: Да не могу я здесь! 
Настаси: Так ты смоги, попробуй, вдруг и правда беременна... 
Диметрия. Срочно, Натали, очень срочно! 

Выходят. 

А.М. (кричит вслед) Любезная моя, ты только эту тайну поведать нам не забудь! 
Настаси (садится на место Натали). Не нравится она мне. Хитрая, со лживыми глазами...   
А.М. (теперь серьезно, пронзительно глядя в глаза Настаси) Не переживай. Последний день как они вместе. 
Настаси. Ээээ... Ты что-то знаешь? Ну, конечно! Тебе ли не знать Натали... 
А.М. Моя Натали здесь ни при чем. Обстоятельства вынудят эту лживую дамочку повести себя по-другому.   
Настаси. Неужели она... 
А.М. Да не беременна, успокойся (смеется). Хотя с ее окружением это очень даже возможно, но ты же знаешь: хитрая девица кого захочешь... Продолжать не буду: не в моих правилах плохие словечки говорить.   
Настаси: Хитрость хитрости рознь. Боже, что там?..   

Громкие крики. Ругательства. Плач. 

А.М. Скандаааааал... 
Настаси. Очень занимательно. 
А.М. Винца не хочешь? Мягкий такой привкус... 
Настаси. Не откажусь. (берет бокал) 

КОНЕЦ 1 ДЕЙСТВИЯ.   

Действие 2. 

Лампочка на крыльце гаснет.   
Один бокал по-прежнему наполнен до половины, другой пуст. Разговор, прерываемый криками и руганью.

Натали тихо плачет, медленно направляясь к столу. Диметрия не выходит. 

Настаси (испуганно). Что она тебе сказала?! Что?! 

Натали молчит и плачет. 

А.М. (серьезно, пристально глядя ей в глаза). Говори, говори пока она еще здесь. 
Натали (плача). Она... 
А.М. и Настаси (вместе). Ну? 
Натали. Она... 
Настаси. Что она? Да успокойся же! 
Натали. Она (плача все сильней и сильней) выдала мои стихи за свои и продала их под своим именем! А ведь они мне были дороги! Самые родные присвоила себе! 
Настаси. Да я ее...   
А.М. (останавливая Настаси) Так, стоп! Девушки... (обращаясь к Натали) Процитируй ее слова. 
Натали (опускаясь на пол). Я не помню... 

Входит Диметрия. 
Все оборачиваются на нее. Натали теперь рыдает, Настаси бросается на Диметрию, А.М. ее останавливает. Диметрия бежит к выходу, но дверь самостоятельно захлопывается.   

А.М. Зря, очень зря сделала ты это.   

Диметрия молчит. 

А.М. Кажется, пора бы что-нибудь сказать себе в оправдание, разве не так? 

Диметрия молчит, потупив взгляд.   

Настаси. В самый раз свой жалкий мозг напрячь!   
А.М. (близко подходит к Диметрии, поднимая ее подбородок) За что же так ты с ней поступила? 
Диметрия. За тебя. 
Настаси (закатывается смехом). Натурально! Браво! Да тут любовь! 
Натали (поднимая голову, вся в слезах). За него отомстить мне? Да лучше бы ты со спины ударила меня, чем украла! Ты понимаешь, что жизнь мою украла? А ведь подругой претворялась, любезничала, помощи просила! За него! 
А.М. (обращаясь к Диметрии) Ты как-то непрофессионально лжешь. Ведь не за меня. 
Диметрия. Отпусти. 
А.М. Боишься, руки дрожат, голос содрогается... 
Диметрия. Немедленно отпусти! 
Натали. Прошу, отпусти ее. 
А.М. С какой это стати? 
Натали. Ради меня отпусти, не стоит она этого. 

А.М. медленно отпускает Диметрию. 

Настаси. Верни авторство... 
Диметрия (перебивая). Уже поздно что-либо возвращать, куплено, баста! (медленно уходит) 
А.М. Никогда не поздно. 
Диметрия не может открыть дверь. 

А.М. (улыбается) Напрасно стараешься, ведь не откроешь. 
Диметрия. Что вам еще нужно?! Я же призналась. Не видать ей авторства! 
Настаси. Как не видать и тебе выхода из квартиры. 
А.М. (садится на свое место, берет до половины наполненный бокал) Не считай нас идиотами, ты знаешь же, что бокал наполовину полон и наполовину пуст. 

КОНЕЦ 2 ДЕЙСТВИЯ. ЗАНАВЕС. 

Действие 3. 

Ночь.    
Включаются фонари.   
Часы бьют два часа ночи.   
Пустая темная комната, в которой полностью отсутствует мебель. 
Зеркала. 

Натали и Настаси располагаются друг напротив друга, Диметрия сидит в дальнем углу от них. А.М. находится возле зеркала, отображающего всю комнату, кроме угла Диметрии. 

Настаси. Вообще не понимаю смысла находиться здесь. Что это за комната?   
Натали. Я здесь обычно пишу... 
А.М. Намек, надеюсь, понят? И на будущее, Настаси: прежде чем что-либо колкое сказать, будь так добра, подумай несколько раз своей головой. 
Настаси. Не понимаю тебя. 
Натали (вздыхает). Он про любовь... 

Диметрия обращает на них взгляд. 

А.М. (Вглядывается в Диметрию) Мне все-таки интересно: зачем же ты украла то, что тебе по праву не принадлежит? 
Настаси. Слишком высоким слогом ты выражаешься для нее. 
Натали. Если хочешь что-либо сказать, скажи это красиво... 
А.М. (улыбается) Да, именно так. (к Настаси) Тебе тоже не помешало бы последовать такому правилу. 
Натали. Это не правило, это... (вздыхает) мои слова. 
Диметрия (оживляясь). Мои слова.   
Настаси (яростно). И зубы твои?   
А.М. (молчит, затем продолжает) Все-таки жаль мне тебя, Диметрия. 
Настаси. Нечего таких жалеть, ее (указывая на Натали) ты не пожалел!   
Натали. Не нуждаюсь ни в чьей жалости. 
А.М. Жалеют жалких (указывая на Диметрию). Ты что-нибудь надумала в своем спасательном углу?   

Диметрия молчит. 

Настаси (обращается к А.М.). Ты явно что-то скрываешь... 
А.М. Думаешь? 
Настаси. Более чем уверена. 
Натали. Я хочу выйти (направляется к двери). Не смыслю сути всего, что происходит. Пускай она валит на все 4 стороны: все равно моих стихов не вернешь. 
Диметрия (хитро). И я о том же. 
А.М. Неееееет, она мне нужна... 
Натали, Диметрия и Настаси (вместе). Зачем?! 
А.М. (к Натали) Останешься - увидишь. 
Натали (возвращаясь на место). Все-таки ты странный человек.   
А.М. Согласись, что быть странным гораздо приятней.   

Натали качает головой в знак отрицательного ответа. 

В таком случае ты не поэт.   
Натали. Хочешь сказать, что поэты странные? Чокнутые? Ненормальные? 
А.М. А разве нет? Какой нормальный человек напишет поэму, посвященную кленовому листочку, который упал на обычный грязный тротуар? Какая нормальная девушка будет восхищаться голубым небом, по которому пролетел обычный самолет?   
Настаси. Поэты о любви пишут... 
А.М. Кстати... Я как-то читал твои стихи, посвященные несчастной любви. Именно несчастной. И мне стало любопытно: как может девушка, еще никого не любившая по-настоящему, так красочно описать боль? Ведь ты не любила. Ни разу не любила.   

Натали отвернулась. 

Надо же, я задел тебя за живое... Так ты любила? Признайся мне. По-настоящему?   
Натали. Нет. 
А.М. Знаешь почему не любила?   

Натали молчит. 

Ты даже этого не знаешь, хотя и пишешь о том, что сердцем никогда еще не чувствовала. Я смысла не пойму: зачем? Для чего? 
Натали (встает). Почему? Да потому, что такие, как ты, привыкли не замечать таких, как я! Потому, что единственное, что мне остается, это писать, писать, писать!   
А.М. Признаться? 
Натали. Гордости не хватит! 
А.М. Твоя гордость загубила тебя. Ты отпускаешь ее (указывает на Диметрию) из-за своей паршивой гордости, зная, что завтра, послезавтра и даже через неделю будешь рыдать, не действуя, надеясь на милость всевышнего. Но никакой милости ты не получишь, твои стихи будут носить на себе имя бездарной девушки, которая глупа и дурна собой! И все по причине гордости, молчания, бессмысленных слез, которые не помогут решить проблему. Поверь, слезы тебе пригодятся, когда ты проживешь жизнь, написав миллионы стихотворений о несчастной выдуманной любви и всего лишь одно в форме предсмертной записки, где обвинишь жизнь в ее к тебе несправедливости! А сейчас ты просто сидишь здесь и считаешь меня странным, когда странная сама ты! И твоя странность не иначе как повод показать свою отличительную черту от других людей. 
Настаси. Разошелся... 
А.М. (обращается к Настаси). Прошу мне не мешать! А теперь ты (к Натали), госпожа странная, я жду слов от тебя, если таковые имеются. 

Натали закрывает глаза руками. 

Найди себе такого же странного поэта, который посвятит твоему локону целый роман в стихах. Или себе подобные не в твоем странном вкусе?   
Настаси. Да что ты к ней пристал? Какая тебе разница?   
Натали. Поэта? Найти поэта? А вот найду и знаешь... он будет куда лучше всех вас, вместе взятых, потому что чувствовать будет душой, а не разумом, он из мелочи выстроит такие баррикады, которые ты не перешагнешь своим мелким шагом! И он будет по-настоящему меня любить. Просто так. За то, что я существую!!!   
А.М. А ты? Ты будешь что-нибудь к нему чувствовать? 
Натали. Буду! 
А.М. Слишком много этого "буду" и "будет". Живешь в будущем, а настоящего... не замечаешь. (указывает на Диметрию) 

Диметрия плачет. 

Настаси. О мой бог, что это с ней? 
А.М. То, что я и хотел. (обращается к Натали) Спасибо что осталась. 
Настаси. Ничего не понимаю... 
А.М. Углы обычно угнетают, а зеркала правду открывают.   

КОНЕЦ 3 ДЕЙСТВИЯ. 

Действие 4. 

Пустая темная комната.   

Резкая вспышка света, которая сопровождается обморочным падением Диметрии и Настаси на пол. Затем сцена постепенно темнеет, заполняясь дымом, после чего А.М. подходит к краю сцены.

А.М. (к Натали) Хочу услышать тебя. 
Натали. Предпочту молчание бессмысленной болтовне. 
А.М. (указывая на зрительный зал) Взгляни на этих людей. Все они, должно быть, счастливы и без литературы. Почему бы и тебе такой не стать? 
Натали. Стать такой, как все? Ты это мне предлагаешь? 
А.М. Ты и сейчас такая, как они, разве есть разница? 
Натали. Значительная разница. Я не заброшу поэзию, пусть даже вы от меня отвернетесь. 
А.М. А отвернемся? 
Натали. Как сказал Высоцкий, значит недостаточно любили. 
А.М. (опуская голову и улыбаясь, тихо подходит к Натали) Когда-то ты говорила, что людей связывают только взаимовыгодные отношения... 
Натали. И сейчас этого не отрицаю. Но тогда я говорила о дружбе... 

А.М. смотрит на нее и молчит. 

Натали. Для чего ты устроил тот разговор? Хотел лишний раз... 
А.М. (перебивая) Нет, я только хотел проверить Диметрию. 
Натали. Проверил? 
А.М. Она не крала твоих стихов. (отходит к краю сцены) 
Натали. А так убедительно доказывала, что украла...   
А.М. Когда хочешь сделать человеку больно, убедительность приходит сама по себе. Вот твои стихи (достает из кармана миниатюрный блокнот). В целости и сохранности. 
Натали. Откуда они у тебя? 
А.М. Я ходил в издательство. 

Натали удивленно смотрит на А.М. 

А.М. (смеется) Пожалуй, иди в математику... 
Натали. Я не брошу то, что мне подарили. 
А.М. Разумеется, не бросишь, ведь не в одном издательстве я был...   
Натали. Давай без пауз, пожалуйста. Так что они сказали? 
А.М. Потенциал есть, но нужно еще работать над словом. 

Натали оживляется. 

А.М. Я, признаться, потрясен. 
Натали (радостно). Чем же? 
А.М. Ты пишешь о том, чего никогда не ощущала на себе, но, тем не менее, невольно начинает казаться, что ты это реально испытала. 
Натали. Видимо, я способна только написать, нежели что-то испытать... 
А.М. Может быть. Но я надеюсь, что ты когда-нибудь, наконец, испытаешь это. Я о любви. 
Натали (качает головой теперь в знак положительного ответа). А эти люди (указывает на зрительный зал), я думаю, не все достаточно счастливы, как ты считаешь. Посмотри на нее: нет блеска в глазах, зато на теле дорогие камни. У него каждую ночь новая женщина, которая даже не подозревает, что где-то далеко его дожидается любящая жена, готовая ради него бросить любимое дело. (обращается к А.М.) Разве это счастье?   
А.М. Камни вскоре потускнеют, как и ее глаза. Любовница будет брошена. Жена несчастна. Нет, это не счастье. 
Натали. Знаешь, а ведь я и вправду не найду родного для себя поэта. И именно из-за моих стихов. Они почему-то всех пугают, но я не понимаю, почему? Почему если пишу о боли, страданиях и несправедливости, то обязательно должна быть несчастным и жалким человеком, не верящим во что-то светлое и настоящее?   

Вспышка света, А.М. в обмороке падает. 
Выходит Ирина. 

Ирина. Люди видят в тебе то, что хотят видеть. Их уже не изменить. Тебе меняться надо. 
Натали. Кто ты? 
Ирина. Я? Я твое создание, как и все они. (указывает на Настаси, А.М. и Диметрию) 
Натали. Такого не бывает. 
Ирина. В твоем воображении возможно все. 
Натали. Я не хочу этому верить! 
Ирина. Ты его придумала (указывает на А.М.) не потому ли, что тебе некого любить? А ее (указывает на Настаси) не потому ли, что тебе нужна была настоящая подруга, готовая помочь в необходимую минуту?      
Натали. Но она? (указывает на Диметрию)   
Ирина. Она откуда? Людям просто необходимы предатели и враги: только так человек осознает ценность людей, которые с ним вместе и до конца. Тебе хотелось это осознать. 
Натали. Не хочу снова возвращаться туда... 
Ирина. Не возвращайся, но помни, что ты в ответе за то, что создала собственной головой. В один прекрасный момент ты обязана будешь расстаться с ними и стать такой же, как они (указывает на зрительный зал) - стать настоящей.   
Натали. Они фальшивы, в них уже давно нет естественного начала. Неужели чтобы стать настоящей, мне придется выбрать путь продажной девушки, которая ради бумаги переступит моральную черту? Не хочу я этого, не хочу! 
Ирина. Жизнь состоит не только из грязи. 
Натали. Знаю, но, пожалуй, останусь здесь. Это мой выбор.   

Вспышка света, Ирина кивает головой и медленно падает на пол. 

КОНЕЦ 4 ДЕЙСТВИЯ.   

Действие 5. 

Пустая освещенная комната.   

Натали ходит по сцене, затем подходит к Настаси. 

Натали (присаживается к лежащей Настаси). Неужели... взаимовыгодные отношения?.. (дотрагивается до волос, лица и рук Настаси) Как ты похожа на человека... настоящего... (поднимается и направляется к А.М., присаживается возле него) Вышел бы замечательный человек... Не поэт, но математик... (встает, смотрит на Диметрию) Даже ты ненастоящая... Где же тогда настоящая жизнь, настоящее счастье, настоящая дружба, настоящая любовь?   

Сцена темнеет, первая механически встает Настаси, за ней Диметрия, далее А.М.   
Механические действия персонажей. 

Настаси. Что это было? 

Диметрия оглядывается. 

Настаси. Кто это девушка? (указывает на лежащую Ирину) 
Натали. Всего лишь плод моего воображения, как и сами вы... 
А.М. (подходит к Ирине, вынимает из кармана маленький коробок спичек и револьвер, отдает Натали) Ты знаешь, что делать... 
Настаси. Нет, нет, нееееееет, так с ней нельзя! 

Диметрия подходит к Натали. 

Натали. Я знаю: ты ничего не крала. 
Диметрия. Просить прощения не собиралась я. Прошу, дай мне револьвер. 
Натали. Зачем? 
Диметрия. Я закончу то, что мне подарили. (отходит на край сцены) Vivant mortem! (стреляет в висок, после падает в зрительный зал)   

Молчание. 

Натали (к А.М.). Мне вот... знаешь... иногда становится невыносимо. Кого ни назову родным и лучшим, тот обязательно меня покинет. 

А.М. молчит и пронзительно смотрит в ее глаза. 

Натали (к Настаси). Кто я для тебя? 

Настаси молчит, опустив голову. 

Натали (плачет). Молчите... (показывает листок) Не продолжила я диалог, остановила ваши жизни... Куклы, марионетки в моих руках... Я вас создала, я вас и уничтожу! (зажигает спичку) Бедная, одинокая Натали лишена жизни по причине отсутствия интересных людей в своей жизни, ненастоящей жизни. (бросает спичку рядом с Настаси и А.М.) Лишена всего!!! 

Настаси и А.М. превращаются в пепел, Натали подходит к Ирине, зажигает спичку. 

Неправ был Воланд: горят рукописи, горят! (бросает спичку вместе с листком рядом с Ириной, Ирина превращается в пепел)   

Никто не знает Натали. Не нужна она миру, а ее стихи бездарны и фальшивы. Нет, я не встречу странного поэта, не найду такую же Настаси, а его... его больше никогда не увижу. Нет ничего настоящего - все продажно и фальшиво играют свои роли единственно для того, чтобы прожить еще один день. Лицемерие, ложь, предательство... Где же мир, добро и любовь?! (молчит) Какие наивные и наигранные рассуждения... (поднимает револьвер, целится в зрительный зал)   
О люди жалкие, бессильные, 
Интеллигенции отброс, 
Как ваши речи злы могильные, 
Как пуст ваш ноющий вопрос!* 
(стреляет в потолок, затем переносит револьвер на себя) Живите настоящей жизнью. И... не пишите стихов. Никогда. (стреляет в висок, падает) 

КОНЕЦ ПОСЛЕДНЕГО ДЕЙСТВИЯ. ЗАНАВЕС. 

*Строчки знаменитого стихотворения Игоря Северянина "О люди жалкие, бессильные..."   


4 - 9 ноября 2012


Жду ваших оценок на http://ask.fm/NataliaDetyantseva, где каждый может высказать свое мнение насчет моих работ.


Рецензии