У Ильи Бестужева 7 ноября 2012 года

                «Рядом с кладбищем армянским…» Ю. Свешников

               
    Привлеченная сообщением, что на Бестужевских посиделках не только читают стихи, но и нещадно их критикуют, направилась я в «Кабачок на Пресне», что рядом с Ваганьковским,  в «день Седьмого ноября, красный день календаря».
    Естественно, вечер получился тематическим.
    Первый выступающий, Вячеслав Хобо, напомнил собравшимся, что ровно 95 лет назад в Москве в этот день состоялось величайшее событие … бенефис Александра Вертинского. И большевикам удалось легко взять власть в Белокаменной именно потому, что все приличные люди находились в это время в Большом, слушая певца. Отнеся нас к столь значимому историческому событию, автор напомнил и о другом – «Великой Октябрьской контрреволюция», по названию стихотворения. Их Вячеслав прочел три.
    Настроившись заранее на «драку», ждала: ну когда же, когда же набросятся на поэта с критикой?! Увы. Всего-то Юра Свешников нашел косяк с рифмой в одном из  стихотворений, но Вадим Шильцын выступил адвокатом: «Рифмуется все!» Мол, забравшись к «Помощнику поэта», хотел найти рифму к слову «огурец» - и чего там только не увидел….
    Послушайте! Я проверила. Точно. Наряду с самой популярной народной рифмой, напечатать которую не позволяет воспитание, значится «век, краев, полей» и почему-то даже «мотылек»! Чесс слово! Вновь слова попросил Ю. Свешников, за что был поименован «штатным критиком вечера». Ему не понравилась фраза «абстрактная смелость» - но  и только. С чувством поблагодарил за Вертинского, любимая песня которого для него, отца двух дочерей, - «Доченьки». Со всех сторон понеслось из мужских уст: «И у меня дочка (внучка и т.д.)». Выдержали паузу. Дали время стряхнуть скупую мужскую слезу.

     В. Шильцын продолжил большевистскую тему и, вняв просьбе Ильи прочесть про Ильича, завел про Ульянова-Ленина.

«Эх, Володя…», - вздохнула поэтическая строка.

Продолжила:

«Но и к божествам приходит старость,
А потом забвение и смерть»

и резюмировала: стал Владимир звездой (то бишь, значком, а может, и суперстарОм).

     Сердце заколотилось: а ведь на злобу дня!

     Кто-то заметил, что «тема божества просто-таки сквозит в творчестве Шильцына». Вспомнили Нодара Думбадзе, сравнившего коммунистов с христианами. С ходу пошла аналогия иконостаса с портретами членов. Политбюро.
Второй стих Вадима был про пионеров. Рефреном шло: «… не воротишь взад». Отдельные критики норовили «взад» поправить на «назад». Но тогда бы и стиха не было, товарищи!

     Подошла очередь специального гостя вечера – Светланы Бестужевой-Лады. Светлана -  журналист, писатель, историк, лауреат различных, в т.ч. международных, конкурсов.  Прочла «Падший ангел» со страшной метаморфозой в конце, признанием лирической героини:

«Ведь когда-то и я была ангел,
А теперь меня ведьмою кличут».

     Все стихи Светланы (в особенности посвященное мужчинам, коих в кабачке было подавляющее большинство) пришлись по вкусу собравшимся. Так же как и сочинения Нины Песчинской, прилетевшей аж из Иркутска. Мощное, по оценке зала, стихотворение «Радуница» Илья пытался критикнуть, мол, рифма «свечечка-печечка» приелась, но поэты дружно встали на защиту сибирячки - в таком контексте эта рифма уместнее уместного. Перефразируя Нинину строчку «Не пришлась я ко двору, постоялица», скажем твердо: «Пришлась-пришлась!» Даже Свешников хвалил поэтессу, а под конец признался, что он тоже с Волги.
     Пожелали Нине тренироваться в ЧТЕНИИ стихов. Ну оробела девчонка… Ничего. Послушает пару раз некоторых наших поэтов-декламаторов – и заголосит!

     Геннадий Графоген выступил с пародией на стих И. Бестужева «Кот всегда виноват».
Пародийный котяра «рвал обои и углы пометил», «бывал в драках и переделках», но «для кисок – воплощение мечты». Народ требовал уточнений: речь о коте или об Илье. Но С. Бестужева-Лада, охарактеризовав стихотворение как гениальное, пояснила, что Илья давно уже ассоциируется с Котом Бегемотом.
     Далее последовали афоризмы Графогена, в их числе «О душе»,  «Про секс», «Песенка виагры». Мужик (собирательное) в зале был приличный - скабрезных комментариев не последовало.
     По тексту третьего стихотворения герой поливает что-то или кого-то «Шанелью». На что С. Бестужева-Лада уличила автора в незнании сегодняшних реалий, мол, «Шанель» - позапрошлый век. Правильно, Светлана. В моде Jimmy Choo!
     И что бы вы думали! В зале нашлась-таки облитая устаревшей «Шанелью» дама, которая оскорбилась за любимую марку и дала усомнившимся отлуп: «Шанель – это классика!»

     Николай Подвальный первое свое стихотворение назвал социально-экзистенциональным. Собравшиеся, тщась выговорить последнее слово, просили автора разъяснить хотя бы его лексическое значение! Но доходчиво объяснить не получилось. В стихе прозвучал призыв: «Если любить, так любить иностранку!» и было продекларировано: «Пусть я сорняк, но не овощ на блюде». Ох как зацепилась потом за слово «сорняк» одна из критиков!  (см. ниже). Еще Николай читал ироническое «Я часто задаю ненужные вопросы», и мы узнали, что внутри у героя «не стержень, а лом» и что «всю жизнь испортил» ему дурной характер.
Так вот, критик назвала Николая мастером пиара, большим интриганом. Сказала, что его стихи не соответствуют им же заявленной планке. Народ взроптал: «Это голословные утверждения! Где доказательства?» На что критик ответила, типа, хоть Николай и сам признал себя сорняком, но с плохими словами у него перебор, и вообще прочитанное - упрощенка. А третье доказательство у неё выпало из головы.
     Шильцын бросился защищать Подвального, но был лишен слова, ибо времени мало, а желающих подвергнуться критике – много.

     Люсьен Джараян не критиковали вообще.

     Чтение стихов перемежалось музыкальными паузами. Играли на гитаре и задушевно пели Е. Бобков, М. Воловликов и Бэн, который до слез разволновался при исполнении одной из песен, прервал выступление и ушел под шум аплодисментов.

     Юрий Свешников не мог обойти тот факт, что в зале сразу двое Бестужевых, и прочел три милых стихотворения, где упоминается носитель этой фамилии. Хобо возмутился – присутствуем при создании нового культа личности! Илья бросил в воздух:«Запишите в протокол, что я возражал». (Он не подозревал, что «минуточку, я записую»).
     Я записала, Илья!

     Далее был представлен дебютант, скромный молодой поэт. И вышел Петвал. Моя приятельница, далекая от Стихиры и поэзии вообще, после его «дебюта» очень удивилась, думала, профи.
     Петвал утверждал, что «счастье пишется поцелуями», и поведал о том, ЧТО  (страшно представить!) «девка с поэтом сделала». Илья решил пощадить поэта и не интересоваться в сотый раз, почему «грудь безмясая». Однако хор мужских голосов настоятельно рекомендовал Петвалу заменить ЭТО на «грудь мясистую». То-то стихотворение заиграет!

     Екатерина Берген в поэтической форме излагала, что народ не любит богатых, жалела о распаде СССР, имея в виду воздвиженье границ между республиками, и делилась пережитой радостью («Счастья миг»), в заключение пригласив всех составить ей компанию в катании на роликах. Кате предложили поучаствовать в конкурсе стихов на социальные темы. Не критиковали.

     Татьяну Аксенову умоляли «про Мадрид», но она предпочла вынести на суд критиков  другие стихи, в частности про осень. Отличные, что уж тут скажешь! Критиковали вяло. Илья подверг сомнению с т.з. фонетики фразу в одном из них «в бусах или без бус», а Е. Берген резануло «пес умен, как Оскар Уайльд», на что Татьяна огрызнулась, или парировала (как кому угодно), мол, привезу в следующий раз пса сюда.

     Георгий Бойко читал бойко «Балладу о принципиальности». Критики посоветовали разбить стихотворение, ввиду богатства сюжетных линий,  на пять самостоятельных. Кто-то вспомнил  «Мастера и Маргариту», дескать, тоже бы не мешало расчленить надвое.
     Затем от Бойко последовало – в тему! – «Ленин и Мартов».

     На этой юмористической ноте вечер для меня закончился. Откровенно говоря, покидать эту теплую, уютную и совсем не настроенную критически компанию не хотелось.
     Да и кого критиковать-то! Все выступавшие – признанные мастера слова, слушать которых - сплошное удовольствие.


Рецензии
Прекрасная Татьяна.
Конечно, в тепле приятнее, чем с флагами в колонне демонстрантов на ноябрьском ветру. Но откуда тогда взяться гражданскому пафосу и всё отрицающему (ей) Пролеткульту? ЛиберализЬм, понимАшь.
Давайте со следующими посиделками в Новосибирск!
Счастья Вам! И ЛЮБВИ!
Геннадий

Геннадий Генцлер   24.02.2013 11:58     Заявить о нарушении
Геннадий! Ну какие там флаги-транспаранты! Это был вечер РАБОЧЕГО дня. Все трудящиеся трудились.

Про Новосибирск отвечу предсказуемо: уж лучше Вы к нам... :)

Гусарова Татьяна   24.02.2013 12:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.