Visar Zhiti. Ныне, когда Итака...

 Ныне, когда Итака направляется к своему Одиссею
- три первых впечатления во время чтения поэзии Яна Михала Стухли

1.
ПУТЬ К СЕБЕ:

Возможно существует время, когда происходит обратная ожидаемому вещь - Итака прибывает к своему Одиссею. Мифический остров странствует в направлении исключительного человека, в действительности день находит своего поэта, а путешествие является внутренним.
Возможно, так было всегда; не понимая, что одиссеи и Итака странствовали в поисках друг друга, а суда, волны, ветры, сирены, Сциллы и Харибды, восходы солнца, смерть, радуга, и прочая, и прочая, внутри тебя - как чувства, идеи, вдохновения, неврозы -  вот, что думал я во время чтения поэзии нашего современника, польского поэта Яна Михала Стухли, переведённой на мой язык поэтом Маззлумом Санея из Косова; это тоже своего рода Итака, поездка в глубину своего существования.

Твои бегающие глазки
глядят без конца
без надежды
аж в никуда

они говорят чуть ли не
больше чем тысячи слов

Эти стихи неожиданны не только для косовцев, которые чудом избежали библейского исхода; это стихи-глаза, которые видят, сначала то, что ты читаешь, потом переступают границы этого, смотрят на мир.
Поэзия Стухли включает разные путешествия, где мы время от времени приближаемся к следующему, к окружению, к другому обществу, к боли, к тучам или смерти, и временами уходит далеко, по иную сторону, ко сну, в сердце, к себе самому...
Это качание над бесконечными взволнованными водами жизни под небесными волнами, переполненными душ, утомительное странствие всё далее за пределы себя самого. С божьей миссией.

И тут у меня возникает вопрос, существовали ли люди-одиссеи без Итаки? В любом случае наиболее достойной сочувствия была бы Итака без Одиссея, земля души, которая не ждёт своего человека.



2
ВНОВЬ ВОССОЗДАВАЯ МИР:

Я сказал бы, что поэзия Яна Михала Стухли тоже воссоздает мир из существующих уже элементов, не добавляя и не отнимая ничего, ценя всё, но расставляя это в другом порядке. Физический гелиоцентризм как бы искал человеческого поэтоцентризма, с человек, который ищет самосотворения,  когда его мгновение возобновляется, как краткая вечность, а вечность как мгновение, времена года - это возраст земли, потому что у человечества нет возраста, в то время как поступки изменяются в картины, например, переход в музыку, уход, через слова тоже...
Воссоздание мира является воссозданием человека, в действительности – себя самого. Ибо находя себя, открываешь также и другого человека, а значит, мир; познавая другого, начинаешь понимать и себя, а значит, мир. Это первый указатель пути, по-моему, какой дают нам стихотворения Яна Стухли, по тем эмоциям, оживляющих в нас это.
Мне кажется, вездесущий в нашем мире, без времени, древний и универсальный, будничный, и даже действительно сегодняшний, кратковременный, только что начавшийся новый день, лишь незначительно переходит в день завтрашний, настолько, насколько хочет, не более того, ибо у него есть опасения мудреца, живущего настоящим, которое является не только временем, но и миром. Он переполнен печалью из-за радости, пессимист постольку поскольку оптимизм является правдой, божественный так, чтобы еще больше почувствовать себя человеком, так чтобы человек стал более божественным... а значит, и сама Итака движется, она направляется к своему Гомеру.

Насколько же ближе
для меня
жизнь каждого человека
как моя собственная жизнь

Редкая искренность, поразительная как эпитафия. У мира твоей жизни был также – о чудо! - другой параллельный мир, который не зная как, когда и где, пытался дать тебе свет, одновременно отнимая у тебя этот свет. Но и сумерки, молчание и забытьё. И поэзия напоминает нам, что мы тоже должны забыть, но мир, в конце концов, есть тем, что мы помним.



3.
ДОГОВОР СО СМЕРТЬЮ

Как каждый настоящий поэт, Ян Михал Стухли встречается и ведёт мудрые беседы со смертью, которые являются своего рода тире временности, чтобы смочь длить вечность. Человек в его воображении похож на клепсидру, которая высыпает песок бесполезности и заполняется.... тем же самым песком. Так кажется, но не так обстоит дело; существует время, которым мы наполняемся, оно ничто заменяет на всё, а мы свободны, и даже способны сделать то, что нам полагается, даже невозможное.
Жизнь движется вперёд из невозможных вещей, которые подталкивают также и смерть, придавая ей форму бессмертия.






Говоришь
что с момента рождения
мы идём в похоронной процессии
наших похорон

Это вопрос из рода гамлетовских, содержащих внутреннее противоречие. Похороны, согласно некоторым мудрецам, являются и рождениями, путешествием на другую сторону, где вещи отодвигаются в вечность, чтобы освободить место жизни другой, новой вещи.

кто-то когда-то сказал мне
когда умирает мать

этот мир заканчивается

Вот полный сочувствия ключ смерти и её противоположности: мать. Плодовитость жизни, любовь к жизни, и понимание её и её красоты. Метафорически она никогда не умирает. Бессмертная женщина - то мать, то сестра, то любимая, то супруга, то муза, то вожделение, спутник, ожидание...

Поэт Стухли, как женщина и как Итака обладает человеческой душой, кажется, что он устремляется к ней; но и женщина и Итака тоже идут к нему, чтобы окружить дымкой, быть может, парящими звёздами, или ранами, неизвестно чем, ибо так похоже они порой светят.
Посередине этого пути, там, где они встречаются, и находится поэзия Яна.

                Визар Жити

Рим, октябрь 2009


Рецензии