Agim Gjakova. Исключительный поэтический спектр

Исключительный поэтический спектр

  В польской литературе Ян Михал Стухли через постмодернистскую текстуальность сумел передать метафору жизни. Семиотические проявления этой поэзии распростираются как в самоутверждении, так и в подсознания. Во всех стихотворениях просвечивает эмоциональный импульс, создавая четвёртое измерение, как выражается сам автор. Однако это не вынужденная потребность в каком-либо сверхчувственном факторе, но внутренняя удручённость, которая волнует душу поэта.
Творец поддаётся призывам мысли и вековой жертвенности, сравнивая их с сегодняшней ситуацией своей страны, человеческого универсума и поколения, с которым он живёт, как предупредительный сигнал для человечества и бытия. Не могут угаснуть и не меркнут надежды поэта на лучшее будущее, хотя он то и дело подвергает сомнениям (Вера зависит от надежды) возможности своей поэтической целостности, чтобы с открытым челом предстать перед своим естеством перед лицом изменения - смерти. Поэт не опирается на доктрины, даже религиозные, как это делают некоторые. Он синтезирует, неким уникальным образом, можно сказать, он создаёт собственную „доктрину”, которая находит выражение в стихотворении «Я… окружён близкими / и совершенно одинок» - это произведение восходит к гимну недостижимого, как мозаика поэтически-духовного созвездия, но никогда до конца поэт не отрицает силы для осуществления жизни.

Стихотворения Яна Михала Стухли не являются по своему происхождению стремлением «к прилизыванию поэзии». Насколько они очень конкретны, полны мыслей, проявлений страдания, беспокойства, печали, переполнены мраком, но просвечивают в них и лучи света; настолько же они сформированы в некую абстракцию вечности. Как «сирота» перед своими чувствами („nolens volens / я должен верить / в Твоё отсутствие / в пустоте, которую Ты оставил после себя”), диалог Яна Михала Стухли в «книге жизни», точно вписывается в сеть жизни, прошлого и будущего, в признание факта, что воспоминаний нельзя вычеркнуть, но они не смогут и полностью овладеть будущим. Это утверждение находит свое место не в метафизике (хотя мы найдём и такие примеры в творчестве поэта), но в представлении развивающейся концепции мира.
  Из поэзии Яна Михала Стухли можно вычитать, что в его жизни, в его мире существуют мании любви к родине, к женщине, любовь ко многим другим вещам. Может ли любовь к родине, к матери, к женщине, к поэзии быть синонимичной? Но несмотря на то, как мы будем их воспринимать, они имеют определенное значение, а значит, остаются в центре signum temporis, как это определяет автор.
Поэтическое искусство Яна Михала Стухли заключается в простоте. Он не гонится за значимыми фигурами, чтобы создать образ какой-то составной маниакальной структуры поверхностного слоя в «суперсовременной» поэзии. Все вещи, от «мизинца» до «великана», являются такими же, когда касаются эмоциональной и медитативной сферы. Не вникая  в иерархию мотивов и тем, их «дистилляция» поэтом не вытекает из какого-то заранее установленного стремления, но является результатом поэтической индивидуальности автора. Что можно определить как «характерную черту» поэзии Яна Михала Стухли? Он не колеблется, создавая стихи как при помощи одного слова, так и на основе одной поэтической строки. А вытекает это из динамизма мышления, в зависимости от ситуации и логики, которой он ищет; цель этого заключается и в выражении очередных фаз поэтического вдохновения во время процесса создания. Ян Михал Стухли не растворяется в своём посвящении родине, любви и поэзии. По натуре он автохтон среды и природы;, философ того, что делает более выпуклым. Его взгляды на основные жизненные понятия позволяют отнести его к решительным стоикам. Он не озабочен созданием другого стиля только ради того, чтобы быть признанным «стилистом». Он выходит из того, предлагает жизнь и описывает эту жизнь, пропуская через призму мысли и собственных чувств.
  На основании только этого тома я не могу определить место поэта в «иерархии» польской поэзии (которую, конечно, следовало бы глубоко познать). Однако никаких проблем не составляет охарактеризовать его творчество как философское и глубоко эмоциональное. Как ни для одного поэта в мире, для этого художника невозможно определить или применить какую-то конкретную модель. Однако нельзя отрицать наличия подчеркнутого и полного многозначности индивидуализма в поэзии Яна Михала Стухли.

Перевод с польского Е.Галигузовой


Рецензии