Маззлум Санея Mazllum Saneja - эссе

ЯН МИХАЛ СТУХЛИ – впечатлительный поэт, полный эмпатии


 В первых строках этого эссе о поэте и художнике Яне Михале Стухли я процитирую слова двух больших поэтов – польского романтика Циприана Камиля Норвида, который писал, что „красота является формой любви”, и французского символиста Стефана Малларме, говорившего, что „целью мира является создание прекрасной книги”.
 Как же актуально звучат и сегодня эти утверждения в отношении творчества Яна Михала Стухли.

„По моему опыту стихотворение рождается из особенного состояния, которое я назвал бы внутреннею темнотой” – писал в 1936 году Мечислав Яструнь, или как писал когда-то Новаллис (Georg Philipp Friedrich Freiherr von Hardenberg): „Настоящая поэзия это не что иное как единство духа”.  Столетием позже современный поэт Поль Амбруаз Валери так говорил о поэзии: „она старается создать в нас некое состояние и это исключительное состояние поднять аж до совершенного познания”
Поэт обладает даром „взаимопроникновения” мира и собственного – особенного – сознания  того, что сокрыто в нём самом. Стихотворение – уже написанное – следовательно, передает читателю особенное познавательное состояние, оно обогащает его внутренне, насколько, конечно, сможет пробудить в нём похоже звучащие ощущения.

Последний сборник Яна Михала Стухли доказывает, что поэт всё глубже понимает поэтическую и общественную необходимость этого диалога. Он старается в своём творчестве построить во времени, в истории лучший мир, более соответствующий человеку. Он принадлежит к числу тех поэтов, о которых Перси Биши Шелли говорил: „непризнанные законодатели мира”.

Поэт реальный пейзаж видит сквозь его живописное отображение, человека – сквозь литературное преобразование, а явления природы - сквозь законы, ею правящие. Чтобы поверить поэту, надо посмотреть на мир его глазами, поддаться его взгляду, не бояться восторженного крика.

Поэтика Яна Михала Стухли стремится ко всё более точному и более изысканному сочетанию, сплаву себя непосредственного высказывания, простоты языка, очевидности видения – с силой конкретной картины -  через которые она  выражает чувства.

Поэзия Яна Михала Стухли - это исключительное явление как качественно, так и с точки зрения тематики. Это дискурсивно-философская и метафизическая лирика. В центре внимания этой поэзии находятся два момента: тот, в котором сознание начинает использовать чувства и тот, в котором чувства его покидают. Вездесущи наравне  жизнь и смерть, которые сопровождают поэта на каждом шагу.
               
                *            *           *           *             *           *

Ян Михал Стухли  - это поэт экзистенциальной печали, поэт эмпатии, особенным образом чувствительный к человеческой несправедливости. Поэзию художника характеризует исключительная духовность, но одновременно и простота в выразительных средствах.

... я смотрю на ветви деревьев,
    на шелестящие листья,
    на птичек, которые играют на подоконнике больничного окна
    и прелестно чирикают
    .......
    я уже никогда не пройду равнодушно мимо нищего
    ведь перед Богом все нищие,
    да
    хорошие люди тоже должны умереть
                („La grande reportage”)


Простота поэзии Яна Михала Стухли является простотой творческой, простотой, понимаемой заново.

       *         *            *
    
      ностальгия меня ведёт
      из моей молодости в никуда
      *
      а я

      *            *             *
 
      я существую и сижу на лавочке
      у знаменитой вроцлавской ратуши
      рядом с памятником Графу Александру Фредро
      *             *             *

      разочарование ... спустя некоторое время

      *              *             *

      никто ... никто ... не может быть
      действительно никто
      меня не узнаёт

      *               *              *

      печаль

      *               *               *

      я тщетно высматриваю
      хотя бы одного знакомого
   
       *               *               *

       столько лет

                („Вроцлав город моих учений”)


Эта тоска, близкая символистам и мистике, составляет самую высокую меру стремлений этой поэзии, её недостижимую цель, но одновременно -  определяет то же направление, в каком идут размышления поэта над явлениями жизни и смерти.

Поэт Ян Михал Стухли несмотря на то, что смотрит на мир и людей с дистанцией, тем не менее не остаётся равнодушным к человеческим драмам („Periculum”, „Exodus” и др. )

Ян Михал Стухли как зрелый поэт ведет горькие размышления над веком развитой технической цивилизации, которая одновременно сделалась веком массовых уничтожений и преступлений, совершаемых рукой человека. Отсюда горечь и страдание поэта, который осознает, что своей поэзией не изменит этого мира, не спасёт от всякого зла. Бессилие перед равнодушием сегодняшней цивилизации порождает горечь, чувство пустоты и беспокойство.

Его поэзия славит Добро, Доброту, Эмпатию, но разве этот голос, Крик Поэта - словно „Крик ужаса” выдающегося норвежского художника Эдварда Мунка - кто-то услышит? как в стихотворении «Мой Крик» … «Человек, только Ты среди творений – способен сделать выбор между ДОБРОМ и ЗЛОМ»….
_ не уничтожай сам себя – Природа является даром БОГА - соверши правильный выбор»!
Как же точно написал об этом выдающийся польский эссеист  Ежи Квятковски:  «мы живём в эпоху, очарованную злом, в эпоху, которая разжаловала и склонна высмеять такие понятия как: Добро, Доброта, Сочувствие, Сострадание... Зло, агрессия, грубость, жестокость притягивают воображение писателей, кинематографистов, режиссёров, исследователей культуры...»

Изумительно, как поэт Ян Михал Стухли в своих стихотворениях, а в особенности в последнем сборнике „La grande reportage” сумел воплотить настолько универсальное единственное в своём роде видение человечества и видение сознания. Я назову здесь превосходные стихотворения „А когда”, „Боже”, „Ты должна была быть ... Мама”, „Неспокойная ночь”, „Не открывай”, „Смотритель маяка I и II”, „Вчера”, „Одиночество”, „La grande reportage”, которые составляют великолепное поэтическое целое.
Наряду с печалью, болью и смертью мы находим также в поэзии Яна Михала Стухли элемент поиска – надежды на обновление жизни, веры в восстановление вечных человеческих ценностей.
Именно такой идеал современного искусства представляется мне особенно ценным и прекрасным.
               
Варшава,                МАЗЗЛУМ САНЕЯ
февраль 2011
Перевод с польского Е.Галигузовой


Рецензии