Мы все великие иллюзионисты

03/04/2011

Мы все великие иллюзионисты

Желание манипулировать сознанием людей было первой причиной появления магических техник и искусства иллюзии. Когда люди научились смеяться над своей «глупостью» и им  понравилось быть в неведении, обман стал развлечением и работой факиров, потому что   все лучшие фокусы основаны на физических и психологических явлениях и подсознательных заблуждениях. Так ли сложно овладеть наукой иллюзии? На самом деле, мы все владеем ею виртуозно.
Когда мы ищем, то нацелены на результат, не придавая значения процессу. Наша приверженность цели тем выше, чем более ясно мы представляем чего хотим. Ко всему, что не совпадает с нашим мнением о счастье и человеке, которого мы заслуживаем, мы относимся как к временному явлению, от которого нам легко отказаться. Мы чувствуем себя свободными  от этих обстоятельств и отношений, поэтому не переживаем, не сожалеем, не принуждаем себя, можем быть самими собой, получать то что нам нужно, пользоваться радостями, которые дает нам без ограничений  ситуация и любящий человек. Казалось бы, такое естественное и гармоничное с собой состояние должно делать нас счастливыми, но сложившаяся в результате размышлений идеальная картина того, что мы хотим и что заслуживаем, не дает наслаждаться жизнью. Мы не замечаем преимуществ своего положения  и чувствуем необъяснимое раздражение. Кажется возмутительным, что все хорошо, но не так как нам виделось.  Неудовлетворенность своим положением двигает нас на безответственные по отношению к тому, что имеем, поступки, если мы убеждены, что это еще и не то, что мы заслуживаем.
Как появляется картинка идеального счастья в нашей голове? И так ли вредно стремиться к идеалу, которого по общепризнанному мнению нет? Причин, по которым мы начинаем искать то, чего у нас нет, две. Первая причина – вдохновляющая, и самая распространенная. Когда мы увидели то, что нам показалось эталоном счастья и поверили, что это может случиться с каждым и с нами обязательно, потому что мы заслуживаем этого. Это добротные образцы счастья из кино и книг. Фантазии на тему своего представления о счастья сценаристов, режиссеров и писателей.  Никто из них не хотел нас обманывать. Они просто мечтали и верили, что так бывает и проживали счастливую жизнь вместе со своими героями. Вторая причина – печальная. Когда мы видим вокруг себя массовое обывательское «счастье» и говорим себе «Я так не хочу!». 
Самая заманчивая и потому опасная из иллюзий – быть уверенным в том, что мы заслуживаем всего самого лучше. Опасная, потому что привнесена из традиционного общественного мнения о лучшем. А лучшее может быть только индивидуальным.
Приверженность поиску своего счастья может стать изматывающей для нас, и для тех, кто рядом. Так кто кого мучает – наша жизнь, не давая нам того, что мы хотим или мы сами, загоняя себя в рамки  представления о счастье и о своих заслугах? Так или этак, но  мы неосознанно мстим ситуациям и людям, которые рядом с нами за то, что они не то, что нам нужно. Мы не злые! И мы не жестокие! Мы просто жертвы своих иллюзий. А кто-то жертва наших заблуждений…. Мы не ждем прощения за свои поступки и откровенные слова, которые надрывают душу тем, кому мы дороги, потому что на самом деле ни в чем не виноваты - мы просто ищем. Мы просто дегустируем жизнь в поиске подсасывающего под ложечкой вкуса нашего счастья.
Но весь парадокс ситуации в том, что иллюзорное представление о личном счастье так и остается неразгаданной иллюзией. Знакомый иллюзионист объяснил бы нам, в чем секрет обмана, но много ли у вас знакомых иллюзионистов? Поэтому мы ходим к психологам, разговариваем с друзьями, плачем о своей неудавшейся жизни и разочаровываемся в людях.  Хотелось бы узнать, кто наградил нас, людей разумных, такой бесчеловечной правдой жизни, и, главное, зачем? Может для того, чтобы мы попробовали сделать все возможное для поиска и, проживая потом заурядную среднечеловеческую жизнь, не сожалели об этом. «Я искал, но не нашел. Значит, его нет.» Не будем пессимистами – многие его находят, и часто в том, что нам принять за счастье сложно. Разумно было бы остановиться и начать строить счастье из того, что есть, но не на каждом фундаменте можно построить спроектированное здание. Значит надо искать подходящий фундамент или переделывать чертежи. 
Надо признать, мы все великие иллюзионисты. Вот если бы Гудини, величайший в мире мастер побегов и освобождений, научил нас  вырываться их своих иллюзий, то это был бы самый полезный фокус за всю историю иллюзионистики.


Рецензии