Наташка-первоклашка

 Шёл 1959 год. Папа поступил в Военно- политическую академию им. Ленина в Москве, и мы переехали жить в столицу нашей родины-СССР, в город, где я родилась за семь лет до этого события.
Снимали комнату в коммунальной квартире, в старом доме на Козихинском переулке. Комната была большая. Там у меня была своя кровать, железная с сеткой и белыми занавесками у изголовья и ног, был и свой уголок с игрушками. Посередине комнаты стоял круглый стол, накрытый разноцветной скатертью,всё накрывали белоснежными салфетками. Женщины эти предметы уюта, накидки на подушки, покрывала,вывязывали крючком из белых ниток №10.
  В квартире жили несколько семей, одна кухня, всегда люди, железная раковина, холодная вода. За домом маленький, как колодец, дворик. Там собирались ребята постарше, жгли костёр. Однажды нашла там 10 рублей, радостная, принесла домой, а потом клянчила на мороженое, вспоминая, что нашла "так много денег". Мороженое на "старые" деньги стоило около трёх рублей. Много мелочи в те годы валялось на тротуарах, копейки не ценились, ничего не стоили.
 Однажды сильно заболела ангиной, лежала в кроватке, за мной ухаживали и счастливым временем было чтение ярких, красочных, с картинками, книжек. Я открывала страницы и окуналась в их сказочный, манящий мир. К этому времени  научилась читать самостоятельно и очень любила книги, была у меня стопка тоненьких книжек в мягкой обложке.    Сказки ,рассказы, повести, раньше читали взрослые, я слушала, теперь же сама была наедине с этим миром. Ещё была у меня коллекция детских открыток ,много зверят, сказочных персонажей, популярных артистов, с разными стишками. Просила купить открытки в каждом киоске, присылали в письмах бабушка с дедушкой. Почему же я, глупая, не сохранила эти уникальные старинные открытки, старые добрые книжечки- сказки. Сейчас такое только в музее или коллекциях.
  Пришла осень, я отправилась первый раз в первый класс! Я была такая счастливая, красивая в коричневом платьице с белыми манжетами и воротничком, новые сандалики, портфель. Всё блестело и радовало. А цветы! Я люблю их с первого сентября-эти незатейливые, нежные, белого, розового, сиреневого цвета флоксы, со сладким ароматом. Они теперь моё воспоминание детства, осени, Москвы.
  Падают жёлтые, красные кленовые листья, идёт мелкий дождь, пахнет сыростью. Нежность и грусть окутывают меня и задыхаюсь от воспоминаний, ещё немного и боль пронзит всё твоё существо. Нельзя вернуться в то счастливое детство, в начало жизни. Только память, едва уловимо, даёт те ощущения, запахи и звуки. Смешная первоклашка со светлыми  косками с бантиками, букетом гладиолусов на чёрно-белых фотографиях, моя первая учительница. Через четыре месяца мне исполнится 8 лет. Сейчас это уже много, а в то время нас только начинали учить писать палочки простым карандашом, потом переходили на перьевые ручки. С ума сойти, как "весело" было таскать в школу эту чернильницу, макать в неё перо ручки, чтоб написать одно слово, вечно фиолетовые пальцы, кляксы, не тот наклон, не тот нажим. Я старалась, мама стояла над "душой", первый класс  окончила на все пятёрки.  Я оказалась соседкой по парте и подружилась с девочкой, что жила с родителями в венгерском посольстве. Ходила к ней в гости несколько раз, парадная дверь и консьерж, большой холл и лестница с ковровой дорожкой, зеркала во всю стену. Красота! На верхнем этаже была их квартира. Нас всегда угощали сладостями и давали деньги на мороженое, мы были счастливы!
  Появились в нашем классе  два друга-соперника, оба Сашки. Влюблённые, бегали за мной по школе, мечтая дёрнуть за косы, толкнуть или поднести портфель по дороге домой, лишь бы привлечь моё внимание к себе, выразить, что я им не безразлична. Дрались между собой и мирились, писали мне записочки. Их сохранила моя мама. «Жду тибя в 4 чеса приходи нагорку лублу цилую Саша». Родители почитали и дали советы, как ответить на такую « любовь», но я с их «текстом» не согласилась( в душе), так как этот писатель мне нравился. Долго думала, сочиняла , писала, мяла ,прятала записки в свои игрушки, где их и нашла мама, когда убиралась. Отругала за содержание, а ответ мой был такой: "Сашка, ты-дурак, но я тебя люблю". Кажется, написала я это без ошибок.
  Записали меня родители в секцию фигурного катания на стадионе «Динамо», в выходные дни ходили всей семьёй кататься на коньках в парк, там заливали площадку вокруг ёлки. Сшили мне костюм- платьице из папиного синего материала, отделали беленьким кроличьим мехом, купили коньки фигурные с чёрными ботиночками( а я так мечтала о белых). Вот только не было у меня рейтузиков в обтяжку, как у настоящих фигуристок, а одевали меня в трикотажные тёмно- синие шаровары с резинкой внизу. Ужасное зрелище- сверху нежное платьице, снизу спортивные штаны лыжника. Но кто меня слушал!
  Родители ходили на каток в спортивных костюмах такого же фасона-« трудовые резервы». Коньки брали напрокат, назывались они «канадками». Очень опасались на льду конькобежцев, что нарезали большие круги на «лезвиях», длинных и стремительных. Ёлка  в середине круга блестела от снега, сверкала огоньками, развевались бумажные флажки, звучала музыка. Всем было весело кружить вокруг зимней красавицы с игрушками, делать пируэты, изображая, « ласточек и пистолеты». Мёрзли, падали, но удовольствия было больше.
  Наш Козихинский переулок был совсем недалеко от центра Москвы. Мы часто гуляли по улицам и скверам, а однажды  очутились на улице Горького.
Здесь было много знаменитых и очень красивых магазинов. И в одном таком, похожем на дворец,  купили маме чернобурую лису с мордочкой, блестящими камешками, вместо глаз, лапками с коготками. В магазине глаза разбегались от красоты и изобилия мехов, шкур, шуб всех цветов. Больше такого царства меха в свободной продаже мне никогда не довелось увидеть. Разные звериные шкуры свисали с вешалок хвостиками вниз. Родители долго выбирали, пока не нашли её- эту красавицу лису-алису. В отличии от сказочных рыжих, эта была великолепного чёрно- серебристого цвета. Дома её торжественно разложили на кровати, она заняла всю её длину. Мы  любовались, гладили этот нежный мех, дули на шерстку и она шевелилась, как живая, а лапки! Лапки были такие мягенькие, подушечки с острыми коготками. Мама выглядела в лисе королевой! Лиса стала членом нашей семьи. Все были счастливы и горды собой. Папа оттого, что подарил жене вещь! А мама, что получила заслуженный и достойный её красоты подарок. Я просто радовалась красивой и мягенькой «кошке», хоть и не живой.
  Ходили мы  по музеям, на  Красную площадь, помню наше посещение Мавзолея. Огромная широкая  людская лента- очередь. Она начиналась внизу, в  Александровском саду. Все знали, что стоять долго, медленно двигались в течении нескольких часов, но очередь только росла. Здесь были все возрасты и все национальности. И вот уже почти пройден, выстоян путь к центру Красной площади. К очереди никто со стороны подойти не мог, охраняли военные. На Мавзолее надпись « Ленин Сталин», у входа почётный караул. Все люди серьёзные, нельзя разговаривать, чётко всех выстраивают в линию, запускают  небольшими группами, консультируют, куда идти, где поворачивать, в какую сторону смотреть. Очень траурное прохождение, кругом темнота, слабые огни отражаются  в чёрном мраморе нутра гробницы вождей. Детей( и меня тоже) поднимали на руки, чтоб было виднее Ленина и Сталина, лежащих в своих стеклянных гробах с подсветкой. « А в чёрной комнате, в этой чёрной, чёрной комнате стоял гроб»- страшилка детская, помните? Ощущение такое же.
Счастливые и гордые, что попали в  Мавзолей и увидели вождей, разве что не заплакали, выходили мы на свет с другой стороны, к Кремлёвской стене. Здесь тоже были могилы и таблички. Очень "увлекательная  и торжественная" экскурсия получилась. Ещё с детства у меня была хорошо развита фантазия,  все события представляла ярко, потому боялась Лобного места, слушая рассказы, как летели тут отрубленные головы.
  В Мавзолее я была ещё раза два. В детстве, когда убрали имя Сталин, а его самого похоронили рядом. И в молодости, видимо за компанию с родными или знакомыми. Та же очередь, иностранцев, пожалуй, стало больше,
красивая смена караула, бой курантов, чеканный шаг и одинокий дедушка Ленин, мумией лежащий в своей чёрной пирамиде. Ужасная судьба, миллионы приходят посмотреть, миллионы ненавидят до сих пор за содеянное с Родиной.
  Половина моей жизни прошла под знамёнами марксизма- ленинизма. И верили же- Ленин жил, Ленин-жив, Ленин будет жить. Конечно будет, историю не исправить, теперь она в вечности.
В канун каких-либо праздников, 7 ноября, Нового года или 1 Мая всегда ездили в центр Москвы смотреть праздничную иллюминацию. Окно троллейбуса словно сказочный экран. Там в темноте сверкают гирлянды разноцветных лампочек. Украшены дома, столбы. Особый восторг- мерцание картинок или бегущая светящаяся строка. Все эти электро- новшества были в диковинку.
  Однажды мы с папой оказались на Красной площади во время салюта. Народу было море, радовались взлетающим разноцветным звёздочкам, перекрикивали грохот салюта своими «ура». А когда всё закончилось, поспешили с площади. Никогда больше в жизни мне не довелось ещё раз оказаться в гуще толпы и Слава Богу. Это было очень страшно. Мы крепко держались за руки, нельзя было ни остановиться, ни двинуться в какую- либо сторону, толпа плотно держала и несла вниз по спуску, кто-то по краям потока кричал, кого-то искали. История мало учит. Сколько людей погибло от столпотворения, давки на разных ходах и торжествах.   
Более приятные воспоминания о балете на льду, новогодних праздниках- представлениях в Лужниках. Такую сказочную красоту не забудешь никогда. Стадион, заполненный родителями с детьми, все нарядные, в маскарадных костюмах, звучит музыка, гаснет свет и на лёд, меняющий цвет от прожекторов, выезжают в красочных костюмах фигуристы. Начинается сказка-приключение. Летают, танцуют, завораживая  мастерством, артисты на коньках.
Как я мечтала оказаться когда- нибудь  рядом с ними, изображая хоть "дохлого" цыпленка, хоть маленький цветочек или снежинку, не сбылось.
Красивые подарки ждали всех после представления. В фойе-сказочные домики, там и выдавали заветные корзиночки, коробочки, пакеты с конфетами, мандаринками и печеньем .
  Каждую зиму ,пока жили в Москве, ходила я на ёлку в Лужники, а однажды родители достали билет на новогоднюю ёлку в Кремлёвский сад. Всё представление проходило на улице, в саду на территории Кремля. Хрустальный лёд сверкал под разноцветными гирляндами, всё искрилось. Из льда сделаны горки-сказочные персонажи, по ступенькам забираешься то в избушку, то в голову богатыря или зверюшки, теремок, сапожок и скатываешься по зеркальному языку льда. Катали детей в санях, запряжённых лошадьми. Ёлки-ёлочки, гирлянды лампочек, артисты в сказочных костюмах, музыка, танцы и пение. А какие подарки! Шоколадки-мармеладки! Я мечтала попасть на главную ёлку страны в Кремль, не повезло, хорошо хоть в саду побывала.
  Ходила с детками в театр, сидела в ложе, тяжёлый бархатный занавес с чайкой открывал сказочный мир, менялись декорации, смотрела, как зачарованная, спектакль "За синей птицей". Очень понравилось представление и сама атмосфера театра, люстры, бархат кресел, зеркала фойе. Была и в театре кукол, маленькие красивые куколки-персонажи сказок в стеклянных витринах встречали всех приветливо.
  С самого детства я была всегда в окружении многочисленных родственников. Близкими были мои двоюродные братья, сыновья маминой старшей сестры. Владик на шесть лет, а Алик на два года старше меня. Никогда нам троим не было скучно, где наша троица - там шкода. Владик, как старший и самый умный, руководил нами и всё что-то придумывал. Постоянно подшучивали над взрослыми, да и друг над другом. Шумели, дурачились, у нас был свой мир интересов, свой союз и попадало всем поровну, если что натворим . Шутки не всегда были безобидными, то воду из ведёрка на голову кому выльем из-за портьеры в коридоре, то спящего на софе вытянем на середину комнаты, папиросы в ванной раскурим, Влад изображал смешно "одесского курортника", засовывая подушки в шаровары спереди и сзади, да всё и не вспомнить, но было очень всем весело.
  В то время семья тёти Лиды жила в коммунальной квартире с соседями в одноэтажном стареньком доме, в переулке на Ульяновской. У них была большая комната на четверых. Мы часто ездили к ним в гости, это был далёкий путь на автобусе, трамвае. Выходили часто на остановках подышать, меня сильно укачивало в транспорте, ждали другой и продолжали путь. Была на какой-то остановке круглая палатка и продавались в ней очень вкусные конфеты. Покупали разные, но я любила батончики, ездили в гости не с пустыми руками.
  Однажды родители куда-то ненадолго уехали, меня оставили с родными. Всё было замечательно. Куча детей, друзей братьев, беготня, игры. Залезали на какую-то крышу сарая и прыгали с высоты вниз, хорошо, что ничего себе не сломали. Катались на велосипеде Алика. Новенький красивый « Орлёнок» был предметом гордости брата и зависти остальных. Мне брат разрешал скатываться вниз под уклон по переулку. До педалей я не доставала, как это происходило, помню смутно, скорее всего Алик рулил, а я сидела на раме.
  На горе, в начале переулка, стояла церквушка, небольшая, тихая, будто безмолвная. Со страхом и трепетом подкрадывались к её окнам- бойницам и, затаив дыхание, заглядывали внутрь. Там горели лампады, свечи, было очень любопытно, веяло тайной. И некому было взять меня за руку и войти в храм.
  В доме тёти Лиды меня пытались накормить. На общей кухне несколько женщин-хозяек готовили разную еду, предлагали, угощали, но я не любила кушать и от всего отказывалась. Уговаривали съесть голубец, капризничала, не люблю, мол, капусту, развернули, но и фаршик « не пошёл», так кормление превращалось  в мучение для меня и головную боль для окружающих.
  Вечером, чтобы не ужинать, прикинулась больной. Стала всех пугать, что у меня болит сердце, выдумала же такое. Взрослые, то ли в шутку, то ли всерьёз, сказали, что будут вызывать "скорую помощь". Тут мне как бы полегчало, со страху, видимо. Сказала, что боль пройдёт, если съем бутерброд, кусочек белого батона, намазанный маслом и посыпанный сахаром. Ну хитрюха была, выпросила свою любимую еду прямо в постель, съела и всех успокоила. Сколько лет вспоминают, как я хваталась за сердце, не зная, где оно находится, называют артисткой, смеются.
  Ездили всей  роднёй  под  Москву к родственникам на новоселье. Не знаю, сколько там взрослых собралось, но детей, связанных семейными узами, не пойми, кто чей брат-сестра, набралось человек десять-пятнадцать, полный дом. Весь день толпа наша ела, гуляла, веселилась в каких-то частных домах, дворах. Вечером собрали деток в одном доме. Застелили все кровати, диваны и даже пол. Вся компания должна была здесь спать, не мешая взрослым в другом доме праздновать новоселье.
  Здесь я впервые увидела телевизор. Это был небольшой ящик с маленьким окошком, сереньким экраном, по которому бежали белые полосы. Разглядеть что-то было сложно, только уткнувшись носом в окошко.
  Не знаю, как у взрослых, но у нас  вечер и пол - ночи выдались развесёлыми. Разве 10-15 детей в одной "хате" могут спокойно лечь спать? Никто не пытался угомонить наш коллектив, мы баловались, кидались подушками, валялись, возились и шумели. Поездка к родичам удалась!
  Очень любили  ездить на выходные летом под Москву на дачи. Родственники снимали их на время отдыха. Мы приезжали к ним в гости. Деревянные домики в лесу, дорожки среди цветников, крылечки и полы, устланные простыми ковриками- дорожками. Тишина, лес с яркой зеленью, то жёлтые цветы, если весна, похожие на розочки или кувшинки, ландыши, белые и очень нежные. Плетёные лукошки с земляникой летом, зуд всего тела, когда излишне насладишься спелой ягодой. Какой восторг испытываешь при виде маленьких, красных бусинок- земляничек среди травы, рвёшь их, а они так и просятся тебе в рот, а не в лукошко. В детстве очень трудно собирать урожай вкусных ягод, всё тянет их съесть. Зелёная роскошь подмосковного леса, тишина или птичье пение, гуляние семьёй- роднёй по тропинкам, собирание ягод, цветов, воздух, наполненный ароматами леса, вода из колодцев, простая и здоровая пища, чаепитие на верандах, под кружение ночных бабочек.
Любовь, забота близких, дружба родных. Я жила так в детстве.


Рецензии
Ой, а какие у меня были пальцы. Я первым из всего класса перешел с карандаша на ручку. Помню и эту "непроливашку", и Эти перья, постоянно царапающие тетрадку, и промокашки. Замечательно написано. Просто чудо, как замечательно. Словно в детстве побывал.

Владимир Шиманович 2   26.06.2013 00:11     Заявить о нарушении
Спасибо,Володя! Вот странные вещи иногда происходят с памятью, детство помню с трёх лет(рассказываю маме события, детали именно этого времени), а спроси, что было лет 10-15 назад-имена, с кем работала порой не помню (наверное мозг решил, что это мне и не надо). Доброй ночи.Спасибо за тёплые отзывы, мне приятно.

Наталия Корохова   26.06.2013 00:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.