Среди чумы и пира...

* * *

Среди чумы и пира
Мотая срок
Монологичен Бог
Монологична Лира

Взаимный монолог
Предвечно сирых...

2012


Рецензии
Ох уж эта лира... Искушение из искушений.

Олег Андрушкевич   31.10.2017 11:23     Заявить о нарушении
Похоже, Олег, Вы пытаетесь усидеть на двух стульях. При таком-то сомыслии с нашими клириками, которое я категорически не разделяю.

Виталий Сотник   31.10.2017 12:58   Заявить о нарушении
О. Серафим Роуз, монах и известный духовный писатель, шел как-то раз по территории своего скита. Впереди него шел послушник, и Роуз заметил, что послушник отбивает пальцами какой-то ритм. Из разговора с этим парнем Роуз узнал, что тот проигрывал в мозгу какие-то рок-композиции. Роуз выразил недоумение, а послушник сказал: "Когда я хочу, я слушаю рок. А когда нужно - врубаю Отцов". Роуз долгое время обдумывал этот случай, и потом догадался, что человек, как существо тричастное (тело, душа, дух) требует не только духовной пищи, но и душевной. И тогда он стал организовывать для насельников культурные программы (классическая музыка и т.п.). Поэтому следует говорить не о сидении на двух стульях, а о иерархии потребностей, об умении эту иерархию соблюдать, правильно расставлять вещи снизу до верху, чтобы душевное всегда было ниже духовного. Иначе окажется, что на двух стульях сидели Ньютон, Хомяков, академик Павлов,Алексей Толстой (поэт), композитор Свиридов, святитель Лука Крымский (который будучи епископом, продолжал оперировать и заниматься наукой). Вообще, любой "другой стул" позволен, если человек сидит на нем бесстрастно, если его пристрастие к стулу не переходит в угар. А семейные люди?
Но за все время занятия поэзией я в ней глубоко разочаровался, ибо я понял на своей шкуре: 1) она замешана на страстях; 2) она бессильна; она ничего не меняет ни в человеке, ни в жизни; она есть блажь.
А Ваше отношение к клирикам меня не удивляет. У Вас типично протестантская рецепция христианства, которую разделяет большинство, ибо она хорошо сочетается с индивидуализмом современного человека, с его желанием самому решать, самому строить жизнь, самому определять, как верить и во что. Есть люди, у которых какая-то непонятная врожденная ненависть к Церкви. Видимо, это одна из тайн жизни.
И еще формальный момент: у меня есть благословение от священника на написание книги стихов. Причем меня удивил его критерий:если будут читатели, то можете заниматься поэзией, сказал он. Читателей нет - вот это да,это аргумент, над этим стоит подумать, и может быть надо закрыть страницу.Но я с трудом принимаю решения. Хотя и сам этот "читатель" - фикция, как и мнимое общение с ним.
Длинно получилось, но кажется информативно.

Олег Андрушкевич   31.10.2017 13:51   Заявить о нарушении
Вера в Бога - бесценный Божий дар человеку, далеко не каждому. В ком вера, того Бог ведет, как сочтет нужным. Верить - довериться полностью, пытаясь жить по Его заповедям, вчитываясь постоянно в тексты Нового Завета. Давший нам веру не мог не вложить в нас и способность к уразумению этих текстов без посредников. Это огромный духовный труд всей жизни, немыслимый вне Духа Святого. Истинная поэзия это созидание в Боге, наивысшее проявление человеческого духа. Не только в слове, но, и особенно, в классической музыке. А бесплоден как раз сатана, враждебный Божественному началу в человеке.

Виталий Сотник   31.10.2017 14:56   Заявить о нарушении
Ну да, написанное Вами - это и есть краткий протестантский "символ веры". И в контексте этого символа понятно то, что Вы говорите об особой роли поэтического творчества и ненужности "посредников".Секуляризованная литература и искусство,наука,вообще светская европейская культура выросли именно на протестантской почве. И сейчас Европа переживает окончательный отрыв даже от своих протестантских (пусть даже латентных)корней.
Я мог бы возразить многим на многое, но на литературном портале это как-то неуместно. Да я, думаю, это и не нужно.
Я уважаю творчество, творческие импульсы исходят, вне всякого сомнения, от Господа,но к Нему не приближают и познания Его не дают. Думаю, это утверждение Вас не обидит. Ибо мы все таки христиане, и не должны бояться и шарахаться друг от друга. Режим спокойного, доброжелательного диалога для нас наиболее полезен.

Олег Андрушкевич   31.10.2017 16:26   Заявить о нарушении
Никогда не судил о людях по их принадлежности к той или иной конфессии и даже к вере, не враждебной ко Христу. Все эти перегородки до неба не достигают, не помню чье выражение. Иной человек, может, даже не и слышащий о Христе, в большей степени христианин многих воцерквленных. Многое в этом мире рождает во мне протест, в этом смысле я протестант, конфессии здесь ни причем. Экуменизм внутри Христианства близок мне и, насколько я знаю, всё большему числу православных, в том числе иерархов. К примеру, самый любимый композитор митрополита Иллариона, правой руки нашего патриарха, лютеранин И.С.Бах. Я, хоть и не воцерквлен, рад, что крещен православным священником. Братьям во Христе незачем шарахаться друг от друга. А что касается творчества, Вы сами себе противоречите - ибо то, что исходит от Господа, не может не приближать к Нему.

Виталий Сотник   31.10.2017 18:51   Заявить о нарушении
О перегородках говорил, кажется, митрополит киевский Платон во второй половине 19-го века(но точно не помню).. Это его мнение никем не отрицалось, но и всей полнотой Церкви не принималось.Оно, как и многое другое, под вопросом, и каждый может его принимать или не принимать под свою ответственность.В этом наша свобода, которая всегда сопряжена с риском.

Конечно, мы должны почитать образ Божий в каждом человеке,даже каннибале. Т.е. православный не отказывается от общения с кем-либо инославным или иноверным,наоборот, он должен относиться к ним хорошо, он только не участвует в общении веры, например, не молится вместе с ними. Но, например, лютеранина, пока он жив, можно поминать на проскомидии.
Митрополита Филарета Московского как-то спросили: "Спасутся ли католики?". Он ответил: "Я не знаю,но если бы я был католиком, я бы не спасся". Он же допускал, что могут спастись благочестивые англикане. И вообще мы не судим о том, что ждет других, потому что мы не знаем пределов Божьего милосердия, но и не можем назначать пределов гневу Божию.
Вообще, православие полицентрично. Каждый имеет право на частное богословское мнение, и может на свой страх и риск утверждать то или иное.
Кто-то полностью отрицает светское искусство, а кто-то избирательно принимает его. Поэтому ничего сенсационного в том, что преосвященный Иларион слушает Баха, нет. Недавно он же одобрил одного священника, который выступил в жанре рэп. Есть даже сторонники рока и на одном достаточно ортодоксальном сайте я видел выложенную для скачивания книгу, оправдывающую рок, как культурное явление. У Лескова описан один епископ, который попросил принести ему на ночь почитать Салтыкова-Щедрина. Даже рок-опера "Джизус Крайз Суперстар" получила положительный отзыв Легойды. Я, как консерватор, этих новшеств не одобряю, но и в ад упомянутых выше людей прежде времени не отправляю.
Экуменизм - это очень широкое понятие. Я не очень понимаю официальный экуменизм, не потому что он "предательство", а потому, что он просто не нужен. Если человек захочет, он сам разберется, где истина.
Мысль о которой Вы сказали, что я сам себе противоречу, не моя. Но я доверяю человеку, который это сказал, человеку,который в молодости был художником и позднее написал очень много смелых книг, относительно которых до сих пор идут споры.Некоторые считают его еретиком, а некоторые - великим человеком. И этот вопрос не решен.Молись, думай, решай сам.
Приводя все эти факты, я хочу показать,что Церковь - живой организм, полифоничный, что в каждом конкретном случае Церковь, как врач, индивидуализирует то или иное явление. Поэтому христианство - это не религия книги. Вы считаете, что поэзия есть форма богообщения. Я этого не знаю, если кто-то скажет мне, чтобы я анафематствовал это мнение, я этого делать не буду по очень многим причинам. Но сам я так не считаю.И если меня спросят об этом, я скажу "Богу известно".

Олег Андрушкевич   31.10.2017 21:12   Заявить о нарушении
Ох, устал... Виталий, если захотите что-нибудь написать в ответ, то отложим на завтра.

Олег Андрушкевич   31.10.2017 21:18   Заявить о нарушении
Да нет, слов и так сказано слишком много, а всё упирается, как всегда, в дела. К свободе выбора прилагается персональная ответственность. Неотвратимая, замечу. Там \курсивом\ не сошлешься на чье-то благословение или чей-то запрет. Взрослый человек обязан сам принимать решение и сам держать ответ. И еще - поэзия бесстрастной не бывает, как, впрочем, и вера. Речь не о животных страстях, а о сублимации душевного огня в духовный. Еще апостолы сожалели о нашем внутреннем теплохладном состоянии. Коль скоро для Вас поэзия - блажь, это явно не Ваша стезя.
Не сочтите сказанное здесь за поучение или рекомендацию. Это не более, чем мысли под занавес нашей беседы. Честной и откровенной, за что благодарю.
С уважением и братским чувством

Виталий Сотник   01.11.2017 01:27   Заявить о нарушении
С богословскими Вашими утверждениями не согласен, но возражать не буду, хотя и мог бы. Такого рода полемика не дает каких-то плодов.Спор православных с католиками продолжается уже целое тысячелетие, но никаких результатов он не принес. У нас повторяется то же самое,только в миниатюре.
С тем, что поэзия - не моя стезя, я согласен. Конечно, я не поэт по жизни и мои стихи - это не стихи, а как говорят психологи, вербализации. Иногда почему-то хочется выбросить свои мысли в пространство, но это только мысли - без эстетики и лирики. Вас обидело то, что я назвал поэзию блажью. За это прошу прощения.
Впрочем, мы христиане и можем молиться друг за друга. Вы знаете, что молитва -
самый высокий и эффективный способ общения.А слова -очень несовершенный инструмент.
"Сами себя, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим".

Олег Андрушкевич   01.11.2017 09:35   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Олег. Вспомнил свое стихо о полемике: Глупа полемика с глупцом\Еще глупее с мудрецом\Полемика вообще глупа\Как пузо круглое попа.
А обижаться мне не свойственно, я могу сожалеть, могу разозлиться и т.д. На обиженных, как известно, воду возят. Настоящая поэзия не нуждается в защите, ибо непреходяща.
Мне импонирует Ваш бесстрастный взгляд на самого себя. Качество редкое в людях.

Виталий Сотник   01.11.2017 10:57   Заявить о нарушении
Да, полемика редко бывает полезна.
На земле все тщетно, все сгорит при кончине века, а кто в это не верит, тот знает, что умрет. Но все же люди трудятся, женятся, рождают детей, занимаются политикой, воюют - хотя все это суета сует и всяческая суета.Так и мы пишем стихи, зная что через сто лет (если не сразу после нашей смерти) никто нас (лучше сказать меня) читать не будет.
Я доволен нашей беседой,Виталий, и уважаю Ваше серьезное отношение к творчеству.Вообще не следует грубо касаться в человеке того, что для него ценно и дорого. Я как-то забыл это очень ценное нравственное правило.
Но до бесстрастного отношения к мне самому далеко. Просто поэзия для меня не так значима, как для настоящих стихирян, и тут признать свою немощь мне легко.
Страницу свою я пока решил не удалять.Как говорил Чехов, "маленькие собаки тоже должны гавкать". Да и как то жалко. Пусть себе живет, думаю, она никому не мешает.
Я думаю, что мы еще общнемся.
Вчера поздно заснул, поэтому у меня какой-то вялый слог сегодня.

Олег Андрушкевич   01.11.2017 11:46   Заявить о нарушении