Лекция 6. Размеры
РАЗМЕРЫ
Схематически размеры можно выразить следующим образом:
ДВУХСЛОЖНЫЕ:
Хорей:
/ -
Ямб:
- /
ТРЕХСЛОЖНЫЕ:
Дактиль:
/ - -
Анапест:
- - /
Амфибрахий:
- / -
Музыка их различна.
Музыка ЯМБА бодрая и очень гибкая. Его очень любили Пушкин и Лермонтов.
я ЖДАЛ. и ВОТ в те-НИ ноч-НОЙ
вра-ГА по-ЧУ-ял ОН, и ВОЙ
про-ТЯЖ-ный ЖА-лоб-НЫЙ, как СТОН,
раз-ДАЛ-ся ВДРУГ… и НА-чал ОН
сер-ДИ-то ЛА-пой РЫТЬ пе-СОК,
встал НА ды-БЫ, по-ТОМ при-ЛЕГ,
и ПЕР-вый БЕ-ше-НЫЙ ска-ЧОК
мне СТРАШ-ной СМЕР-ти-Ю гро-ЗИЛ…
но Я е-ГО пре-ДУП-ре-ДИЛ.
(М.Лермонтов, «Мцыри»)
ХОРЕЙ – падающий размер, но минор в нем, в отличие от дактиля, менее заметен, т.к. он имеет всего два слога. Музыка хорея поэтому иногда грустная, иногда веселая.
ДАКТИЛЬ – очень минорный метр, как и хорей относится к ПАДАЮЩИМ размерам. Сила голоса, сосредоточенная на первом слоге, к концу ослабевает.
ТУЧ-ки не-БЕС-ны-е, ВЕЧ-ны-е СТРАН-ни-ки!
АНАПЕСТ – размер подымающийся. В нем первые два слога – безударные, а последний – ударный.
АМФИБРАХИЙ – трехсложный размер с ударением на средний слог (до-РО-га, са-ПОЖ-ник). Его музыка отличается плавностью, либо легким качанием.
По-СИ-ним вол-НАМ о-ке-А-на,
Лишь ЗВЕЗ-ды блес-НУТ в не бе-САХ,
Ко-РАБЛЬ о-ди-НО-кий не-СЕТ-ся,
Не-СЕТ-ся на-ВСЕХ па-ру-САХ.
(М.Лермонтов «Воздушный корабль»)
Попробуем на практике определить метр отрывка из седьмой главы «Евгения Онегина» А.Пушкина.
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потоплённые луга.
Его ритмический узор будет иметь следующий вид:
- / - / - - - / -
- / - / - / - /
- / - / - - - / -
- - - / - - -/
Явно не прослеживается однообразия.
Попробуем применить к стихотворению хореический ритм.
ГО-ни МЫ-веш НИ-ми ЛУ-ча МИ…
Явно метрические ударения не совпадают с логическими.
Попробуем анапест:
Го-ни-МЫ веш-ни-МИ лу-ча-МИ.
Опять несовпадение.
Амфибрахий:
го-НИ-мы веш-НИ-ми лу-ЧА-ми
Явное несоответствие, также как и дактилю.
Только ямб – двухсложный размер с ударением на втором слоге позволяет прочитать стихотворение не нарушая его смысла.
го-НИ-мы ВЕШ-ни-МИ лу-ЧА-ми,
с ок-РЕСТ-ных ГОР у-ЖЕ сне-ГА
сбе-ЖА-ли МУТ-ны-МИ ручь-Я-ми
на-ПО-топ-ЛЕН-ны-Е лу-ГА
- / - / - / - / -
- / - / - / - /
- / - / - / - / -
- / - / - / - /
Нарушение ритма, если оно имеется, сразу же можно определить на слух. Например, немного изменим вторую строчку:
с ок-РЕСТ-ных ГОР-ок у-ЖЕ сне-ГА
- / - / - - / - /
Сбивку ритма можно также легко определить проговорив стихотворение вслух или разложив на метры.
ПЕОНЫ
Кратко пройдемся по пеонам.
Это четырехсложные метры. В зависимости от места расположения ударения они делятся на:
ПЕРВЫЙ ПЕОН
/ - - - (маленькая, славненький)
ВТОРОЙ ПЕОН
- / - - (фонарики)
ТРЕТИЙ ПЕОН
- - / - (Лизавета не отпета)
ЧЕТВЕРТЫЙ ПЕОН
- - - / (переверни)
Пеоны возникли из-за многосложных слов (многоэтажный, разбойники и т.п.), на которые падает несколько ударений, т.е. одно слово содержит несколько ямбических или хореических стоп. При чтении второе ударение проглатывается и получается новый четырехсложный размер.
кто при звез-ДАХ и при лу-НЕ
так позд-но Е-дет на ко-НЕ?
чей э-то КОНЬ не-у-то-МИ-мый
бе-жит в сте-ПИ не-о-боз-РИ-мой?
ка-зак на СЕ-вер дер-жит ПУТЬ,
ка-зак не ХО-чет от-дох-НУТЬ
ни в чис-том ПОЛЕ, ни в дуб-РА-ве,
ни при о-ПАС-ной пе-ре-ПРА-ве.
Хотя некоторые строчки поэмы А.Пушкина «Полтава» можно прочитать и в ямбическом ритме, но большинство строк будет читаться более естественно при ударении через три слога на четвертый.
Расширение ямба до пеона делает музыку стихотворения более плавной.
Выдержать пеонами все стихотворение достаточно трудно. В качестве примера можно привести стихотворение Игоря Северянина «В парке плакала девочка», написанное сочетанием третьего и второго пеонов.
В парке ПЛАкала Девочка: «ПосмотРИ-ка ты ПАпочка,
У хоРОшенькой ЛАсточки переЛОМлена ЛАпочка, -
Я возьму птичку бедную и в платочек укутаю…»
И отец призадумался, потрясенный минутою,
И простил все грядущие и капризы и шалости
Милой маленькой дочери, зарыдавшей от жалости.
Справедливости ради надо сказать, что существуют еще два размера, доставшиеся нам в наследство от греков – ГЕКЗАМЕТР и ПЕНТАМЕТР.
(Гекзаметр - это метрика волны, набегающей на берег.)
Гекзаметром написаны «Илиада» и «Одиссея».
В качестве примера пентаметра можно привести стихотворение Пушкина «Царскосельская статуя».
Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит.
КАТАЛОГ
Каталог Школы Поэзии - http://www.stihi.ru/2014/02/04/5562
Школа индивидуального обучения - http://www.stihi.ru/2012/10/20/8742
«ШКОЛА ПОЭЗИИ»
Обращение - http://www.stihi.ru/2012/10/20/1390
Лекция 1. Поэзия и проза. «Легкость» творчества - http://www.stihi.ru/2012/10/21/7917
Задание к Лекции 1 - http://www.stihi.ru/2012/10/21/7936
Лекция 2. Откуда берутся идеи и чувства - http://www.stihi.ru/2012/10/23/4787
Задание к Лекции 2 - http://www.stihi.ru/2012/10/23/4828
Лекция 3. Выбор и сочетание слов - http://www.stihi.ru/2012/10/25/8591
Задание к Лекции 3 - http://www.stihi.ru/2012/10/25/8751
Лекция 4. Благозвучие и звукопись - http://www.stihi.ru/2012/10/27/5251
Задание к Лекции 4 - http://www.stihi.ru/2012/10/27/5266
Лекция 5. Ритм и метр - http://www.stihi.ru/2012/10/30/8328
Лекция 6. Размеры - http://www.stihi.ru/2012/10/31/7879
Задание к Лекции 6 - http://www.stihi.ru/2012/10/31/7894
Лекция 7. Стопы - http://www.stihi.ru/2012/11/02/4346
Задание к Лекции 7 - http://www.stihi.ru/2012/11/02/4363
Лекция 8. Неклассическое стихосложение - http://www.stihi.ru/2012/11/04/3491
Задание к Лекции 8 - http://www.stihi.ru/2012/11/04/3501
Лекция 9. Понятие рифмы - http://stihi.ru/2012/11/05/6665
Лекция 10. Виды рифм - http://www.stihi.ru/2012/11/07/4572
Задание к Лекции 10 - http://www.stihi.ru/2012/11/07/4582
Лекция 11. Различная ценность рифм - http://www.stihi.ru/2012/11/10/6086
Лекция 12. Неклассические рифмы - http://www.stihi.ru/2012/11/12/5972
Лекция 13. Составные и разноударные рифмы - http://www.stihi.ru/2012/11/14/3920
Задание к Лекции 13 - http://www.stihi.ru/2012/11/14/3934
Лекция 14. Чередование рифм - http://www.stihi.ru/2012/11/15/6417
Задание к Лекции 14 - http://www.stihi.ru/2012/11/15/6439
ЛЕКЦИИ О ПОЭЗИИ
Иосиф Бродский о предназначении поэта - http://www.stihi.ru/2012/12/06/4811
Предназначение поэта - Марина Цветаева - http://www.stihi.ru/2012/11/18/6117
Мифология Ахматовой - http://www.stihi.ru/2012/11/19/4726
Двойная жизнь Бориса Пастернака - http://www.stihi.ru/2012/11/20/7189
Непоэтическая жизнь Сергея Есенина - http://www.stihi.ru/2012/11/21/4809
Георгий Иванов. На грани музыки и сна - http://www.stihi.ru/2012/11/28/6602
Максимилиан Волошин - цена поэзии - http://www.stihi.ru/2012/12/03/8320
Андрей Белый - личное и творческое - http://www.stihi.ru/2012/11/26/6214
Детский поэт без детства (Саша Черный) - http://www.stihi.ru/2012/11/25/7040
Зинаида Гиппиус - время и судьба - http://www.stihi.ru/2012/11/30/6512
Даниил Хармс - http://www.stihi.ru/2012/11/22/8693
Ангел смерти - Эдуард Багрицкий - http://www.stihi.ru/2012/12/08/6918
Белла Ахмадулина - http://www.stihi.ru/2013/04/17/6960
Сергей Гандлевский о поэтическом даре - http://www.stihi.ru/2012/12/15/5497
Алексей Парщиков. Поэт в современном мире - http://www.stihi.ru/2012/12/17/6821
Неизвестный Некрасов - http://www.stihi.ru/2012/12/21/6994
Безумная жизнь Рембо - http://www.stihi.ru/2013/01/07/5747
Гийом Аполлинер - трепанация сюрреализма - http://www.stihi.ru/2013/01/08/8249
Множество форм я сменил, пока не обрел свободу - http://www.stihi.ru/2012/11/23/4382
СТИХИ ПОЭТОВ
Марина Цветаева - http://www.stihi.ru/avtor/shppm&book=6#6
Осип Мандельштам - http://www.stihi.ru/avtor/shppm&book=9#9
Николай Гумилев - http://www.stihi.ru/avtor/shppm&book=10#10
Саша Черный - http://www.stihi.ru/avtor/shppm&book=4#4
Георгий Иванов - http://www.stihi.ru/avtor/shppm&book=5#5
Владимир Набоков - http://www.stihi.ru/avtor/shppm&book=13#13
Владислав Ходасевич - http://www.stihi.ru/avtor/shppm&book=8#8
Максимилиан Волошин - http://www.stihi.ru/avtor/shppm&book=14#14
Даниил Хармс - http://www.stihi.ru/avtor/shppm&book=7#7
Николай Олейников - http://www.stihi.ru/avtor/shppm&book=11#11
Франсуа Вийон - http://www.stihi.ru/avtor/shppm&book=12#12
Спонсоры Школы Поэзии - http://www.stihi.ru/avtor/shppm&book=2#2
Свидетельство о публикации №112103107879
Очень полезная Школа!
С уважением,
Сергей Савкин-Сильковский 21.06.2024 15:13 Заявить о нарушении