Пакет семечек

На конкурс альманаха Илья "КТО Ж СОЧИНИЛ? ЗНАТЬ ИЛИ НЕ ЗНАТЬ?"

Искусству угрожают два чудовища:
художник, который не является мастером,
и мастер, который не является художником.
Анатоль Франс (Тибо)

В двадцать первом веке – веке терпящей поражение рыночной экономики – информация в любом ее виде становится самым ценным и «ходовым» товаром. Человек уже не мыслит своей жизни без виртуального пространства Интернета, где можно найти всё, чего душа желает – музыку, фильмы, книги, игры. И чаще всего люди хотят получить всё вышеперечисленное бесплатно, конечно же, зная при этом, что так называемые «пиратские» копии выложены на сайты без ведома правообладателей и авторов. А что, если произведение было создано замечательное, но автор ввиду природной скромности или неуверенности в собственных силах скрывается под псевдонимом и никому не известен?? Скорее всего, его имя не запомнят. И что еще вероятнее – хорошее произведение попросту скопируют на другой сайт и подпишут своим именем некоторые не очень честные люди. Но, с другой стороны, вдруг на гениальный рассказ неизвестного автора набредет известный издатель и опубликует его под именем «раскрученного» писателя, слегка изменив детали, имена, события? Ведь есть такие авторы (должно быть, обладатели низкой самооценки), которые были бы счастливы, если бы их творение вышло в свет, пусть даже под чужим именем. Давайте более глубоко поразмышляем над проблемой авторства, к примеру, в современной литературе. Так ли важно читателю знать настоящего автора понравившихся ему произведений? Или ценность имеет только само «детище» литературного ума?
Для начала разберем ситуацию, связанную с плагиатом литературных произведений.
«Плагиат – умышленное присвоение авторства чужого произведения науки или искусства, чужих идей или изобретений. Обязательным признаком плагиата является присвоение авторства» . В данной ситуации автор, не вращающийся в литературных кругах, может узнать о том, что его произведение присвоили, тогда, когда книга уже будет выпущена и случайно попадется ему на глаза в магазине. Как настоящему автору доказать свои права на произведение? С юридической точки зрения, вопросы плагиата относятся к гражданскому законодательству. Но, увы, как именно доказывать свое авторство, в Гражданском кодексе не написано. Свидетельские показания друзей и знакомых не помогут – к сожалению, в этой ситуации сторона-ответчик предоставит лжесвидетелей, которые за умеренную плату произнесут в суде заранее заготовленную «легенду». Наш преподаватель однажды посоветовал нам интересный способ защиты: помогут, как ни странно, цифры, а точнее – дата. Заготовить свой «вещ. док.» не сложно, достаточно распечатать свое произведение на бумаге, пойти в почтовое отделение и отправить самому себе бандероль с вложенной в нее рукописью. Бандероль обязательно должны запечатать по всем правилам, поставив все необходимые штампы. Именно на оттиске печати и будет дата, которая подтвердит, что произведение написали вы. Если у плагиатора тоже вдруг окажется такая бандероль, то даты в любом случае будут разными. Разумеется, когда бандероль вам придет, вскрывать ее не нужно. Вот такой вот нехитрый способ, который чаще всего узнают, когда уже слишком поздно – на консультации у юриста. И, кстати, должна вас предупредить: по гражданскому законодательству РФ, судебные издержки оплачивает проигравшая сторона.
Бывают и иные случаи плагиата. Например, вы – сетевой автор. Ну, как сетевой – написали, к примеру, стих и выложили его на литературный сайт. Затем издали его за свой счет в провинциальном издательстве, в котором, однако, «водятся» неплохие редакторы. А через какое-то время ваш редактор заказывает себе свежевыпущенный сборник того самого сайта, где вы выкладываете свои вирши. И видит, что некий Аркадий Ипполитович Пупкин поменял пару эпитетов в вашем стихотворении на их синонимы, да, недолго думая, и выпустил под своим именем. Если сборник сайта выпущен позже провинциального, то издательство должно за вас заступиться. При этом, по идее, руководство сайта тираж сборника должно изъять, но если он уже разослан авторам, то скорее всего это будет невозможно. Вы сами видите, как бесполезно современное законодательство в этой области. Я ни в коем разе не отговариваю молодых авторов выкладывать свои стихи в интернет, так как считаю, что стихи должны быть обнародованы, если конечно их не стыдно показать публике. Но, если вы пишете действительно хорошо, будьте готовы к плагиату. Правда, я до сих пор не могу понять, зачем красть стихи у кого-то, чтобы затем опубликовать их за свой счет? Наверно, это такой метод самоутверждения. Или самообмана.
Как же ведут себя читатели, узнав о плагиате? Если на плагиате поймали известного автора, возможно, его ждет общественное порицание, продажи книг могут упасть или же, наоборот, спрос увеличится – это уже зависит от способностей PR-отдела его издательства. Но, если речь идет о двух малоизвестных сетевых авторах, полагаю, что незаинтересованному лично в вас читателю по большому счету все равно, кто автор – А. И. Пупкин или И. С. Петров. Внимательный читатель, изучив несколько стихотворений одного и того же автора, делает вывод – нравится ему, как написаны эти стихи, или нет. У хорошего автора должен быть свой стиль, это как подчерк, как отпечаток, который нельзя четко увидеть, но часто он прослеживается в каждом стихотворении автора. Если стихи все сумбурно разноплановые, и стиль постоянно меняется, автор либо убежденный экспериментатор, либо занимается «копипастом» (Copy-Paste). Впрочем, это мое субъективное мнение.
Зачастую явление плагиата путают с таким понятием, как «пиратство». Но «пиратство» нельзя назвать плагиатом, потому что авторство никем не присваивается, произведение незаконно (без ведома правообладателя) копируется и распространяется, при этом имя автора, как правило, остается без изменений – так файл легче найти в интернете. При таких действиях в число пострадавших попадают как сами авторы, так и издательства: если книгу можно скачать бесплатно, то какой смысл ее покупать? Таким образом, продажи падают, тираж раскупается плохо. Хорошо, если автор получает свой гонорар вне зависимости от продаж. Но если автор молодой, и его книга сразу попадает в открытый доступ в on-line библиотеки, то в дальнейшем издательство может отказаться от сотрудничества с ним из-за того, что первый тираж плохо разошелся. На мой взгляд, наибольшие потери от «пиратов» несет киноиндустрия, и для книгоиздания еще не все потеряно. Что касается читателей-потребителей, то для их кошелька деятельность «пиратов» выгодна, несмотря на незаконность. В конце концов, то, что человек скачивает нелицензионный контент с бесплатных сайтов или (за неимением интернета) покупает его по дешевке на пиратских дисках, зависит от экономической ситуации в стране и говорит о том, что финансы основной массы населения «поют романсы». Спешу напомнить, что все же нарушение авторских и смежных прав является уголовно наказуемым деянием, и в последнее время в России пользователи, нелегально выкладывающие на сайты контент, все чаще попадают под суд.
Теперь давайте рассмотрим вопросы авторства, не пересекающиеся с Уголовным кодексом РФ. Один из легальных способов написания книг – соавторство под общим псевдонимом. В современной литературе представителем такого автора-псевдонима является Макс Фрай. Это автор целой серии фэнтезийных романов, но тот, кто не интересовался его биографией, скорее всего не знает, что под этим именем скрываются два человека – Светлана Мартынчик и Игорь Стёпин (иллюстратор). Информация не засекречена, достаточно поискать в Википедии. При работе двух авторов под псевдонимом, по предварительной договоренности, действует пословица «одна голова хорошо, а две – лучше». Авторы в выигрыше (если их «бренд» становится популярным), читатели довольны качеством произведений. Знать или не знать настоящие имена писателей? В случае такого соавторства, пожалуй, не знать. И я объясню почему: если один из тандема помимо милых детских сказок пишет откровенные любовные романы под своим настоящим именем, данный факт может отпугнуть часть аудитории. Например, заботливая мамуля, читавшая «взрослые» книжки этого писателя, может побояться купить написанную им в соавторстве с кем-то детскую книжицу. Поэтому псевдоним может оказаться полезен. Вспомним, например, писателя-фантаста Кира Булычева. Он не писал в соавторстве, но зато использовал псевдоним именно для детских книг. Для издания научных и научно-популярных трудов он использовал свое настоящее имя – Игорь Можейко. Согласитесь, что немного странноватое имя-псевдоним звучит для читателя-ребенка интереснее, чем совершенно обычное настоящее.
Но что, если пишут два человека, а на обложке книги потом красуется имя только одного из них? Да, и такое бывает. Ввиду политкорректности, в своем эссе я буду называть этих «невидимок» «писателями-призраками» (от англ. Ghost writer), а о французском аналоге этого термина вы прочитаете сами на просторах Интернета, если захотите.
К когорте «призраков пера» относятся люди, которые пишут тексты на заказ, за определенную плату, отказываясь при этом от всех прав на произведение. Сфера их деятельности достаточно широка – написание курсовых и дипломных работ, речей для политиков, автобиографий для «звезд» шоу-бизнеса, а также новых книг для известных авторов. К слову сказать, эти самые «известные авторы», штампующие по два-три десятка книг в год, успешно отнекиваются и даже публично порицают использование труда писателей-призраков. Благодаря такой работе у начинающих авторов есть шанс попрактиковаться в разных жанрах. Но, конечно, будет безумно обидно, если вдруг получится шедевр. И вот как раз в случае с шедевром от читателя скрыто самое важное – имя настоящего литературного гения. И он (читатель) будет сильно разочарован, покупая другие книги автора-бренда и не находя больше в них гениальности, потому что часто на один бренд работают несколько «призраков» и гениев среди них не так уж и много.
Подводя итоги своих размышлений, хотелось бы сказать о следующем. Бог создал человека по своему образу и подобию, вложив в него частицу себя. Спустя тысячи лет,  человечество разделилось на тех, кто верит в Творца и тех, кто не желает в него верить, теша себя мыслью о том, что человек есть высшее существо во Вселенной. Проводя аналогию, назовем писателя Творцом, а его произведение – творением. Когда творение отрекается от создателя и может существовать без него, он, всеми забытый, уходит в небытие. Так обычно и случается, когда роман публикуется под именем другого человека. Истинный писатель может никогда не стать известным публике и сгинуть в нищете. Безусловно, для читателей важно только само произведение, его ценность как произведения искусства. Когда мы читаем русские народные сказки и былины, мы не задумываемся о том, кто их написал. Но ведь тот человек внес неоценимый вклад в русскую культуру, а имя его забыто. Произведения старины отличаются от современных тем, что их численность значительно меньше. А современную литературу я бы сравнила с пакетом семечек: произведений, как и семечек, много, они легко поглощаются, но редко запоминаются. Попадаются большие «семечки» и маленькие, иногда горькие, иногда пустые, изредка – очищенные. Их слишком много, поэтому их не ценят. И пока существует огромное количество книг-«семечек», многие шедевры останутся незамеченными. А имя… Разве от названия на пакете сущность семечек меняется? По-моему, нет. Важна только технология. Иными словами – мастерство автора. Имя – всего лишь совокупность звуков; если оно звучит плохо, издатель придумывает тебе новое. И пока к литературе в нашем мире относятся потребительски, ее можно считать пакетом семечек – черных и безымянных.


Рецензии