Двухнедельное ревью 76. Обзор Анатолия Гринвальда

_______________  РЕГЛАМЕНТ  РАБОТЫ  СТРАНИЦЫ  РЕВЬЮ  _______________

день 1-10    —   Приём оригинальных авторских текстов со ссылками на первоисточники.
день 10        —   После специального объявления Обозревателя приём текстов прекращается.
день 11-12  —   Текущий Обозреватель отбирает на свой вкус 5 (или более, по желанию) лучших или наиболее интересных текстов и пишет на них развёрнутые комментарии, которые затем переносятся в "шапку" ревью.
день 13-14  —   Участники и все желающие обсуждают комментарии Обозревателя.
день 15        —   Открывается страница нового Двухнедельного ревью и начинается приём оригинальных авторских текстов.



    Обозреватель:   Анатолий Гринвальд          http://www.stihi.ru/avtor/grinvald 



                В качестве вступительного слова Анатолий предложил
                фрагмент из эссе "ЗАЧЕМ ТЕЛЕГЕ ПЯТАЯ НОГА или Жемчужный век русской поэзии"

Наверное, любой поэт, говоря о поэзии, говорит в первую очередь о себе. Как и любой человек, говоря о человечестве, его проблемах или же достижениях, подразумевает и себя под человечеством, или же ставит себя ему в противовес.

Поэт, говорящий о поэзии, и ставящий себя в противовес мировому литературному процессу, или же литературному процессу своей страны, является как минимум бунтарём, максимум, конечно же, гением. При условии, естественно, что в результате его медитации над клавиатурой появляются как минимум шедевры. Но писать шедевры крайне сложно, даже если ты гений, и ещё сложнее, если ты садишься за свой компьютерный стол с определённой целью написать шедевр. Потому что слова, этот рабочий материал, который ты используешь, вполне обыденны, а не шедевриальны, и, чтобы уловить гармонию, нужно вначале почувствовать её в себе или в окружающем мире, а уже потом, используя или не используя определённые слова, попытаться перенести её на бумагу. И как максимум вы получите просто хорошее стихотворение, что тоже, впрочем, не мало, но далеко не шедевр. Потому что с шедеврами не просто крайне сложно, а сложно катастрофически. В этом случае я согласен с русским писателем Андреем Геласимовым, который называет 10, максимум 20 книг, обязательных для прочтения. Это, говорит он, шедевры. А всё остальное просто хорошая литература. Может быть, не просто хорошая, а даже очень хорошая, но, тем не менее, литература. Хотя с поэзией всё-таки немного проще. Можно, можно написать за жизнь с десяток поэтических шедевров. Но не книг.

Что такое поэзия? Попытайтесь найти это определение у Брокгауза, или же в "Британике", или же в "Американе", или же в БСЭ. Попытались? Нашли? Я удивлён, если так. Особенно удивлён, если вас удовлетворили или вам понравились эти определения. Если нет, риску предложить своё: "Поэзия есть концентрация и передача от человека к человеку позитивной энергии (энергии плюс), которая выражается в предельно сжатом тексте, то есть пользуется относительно малым количеством знаков, лежащих в моно-плоскости и большим количеством ассоциативных решений – знаков, лежащих в стерео-плоскости". Нет ничего страшного в том, если вам не понравилось и это определение. Не претендую на истину в последней инстанции...

(Полностью на портале "Сетевая словесность": http://www.netslova.ru/grinvald/ruspoetry.html)

____________________________________________

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР

На мой взгляд, одна из основных задач поэзии – это писать о любви, жизни, смерти, боли, и тому подобных приятных вещах, не употребляя этих слов. Заставлять работать ассоциативное мышление читателя. На этом всё и построено. На ассоциациях. Можно обойтись без ритма, рифмы, даже без метафоры можно обойтись (хотя любая метафора уже и есть ассоциация с чем-то), но если не будет ассоциаций, то и не будет стихотворения. Будет что угодно – телеграмма, рассказ, роман, но не стихотворение. Здесь, конечно, нужно уточнить, что и ассоциации бывают разные, но, по умолчанию, мы рассматриваем акмо-ассоциации. Ведь все мы на 99, 9 оттуда, из золотого и серебряного веков. Потом, конечно, были ещё остановки, к примеру, на станциях «Ахмадулина», «Бродский»…
Если бы я хотел уйти со своей девушкой, к примеру, в открытый космос, то скинул бы себе на флешку, если бы, конечно, не поленился, тексты, которые будут размещены ниже. Их немного больше 5, но что делать, если хороших стихов немного больше, чем это допускает регламент ревью. Итак, стихи… комментарии будут только к тем текстам, где не всё отлично, а там, где форма соответствует содержанию, или – материя – духу, зачем говорит ещё о чём-то?

1. Елена Иноземцева

«Письма на песке» http://www.stihi.ru/2012/10/28/11566

2. Юрий Семецкий

«Герои смутного времени. Князь Скопин» http://www.stihi.ru/2012/10/24/2582

3. Аюна Аюна
«тяжелое солнце» http://www.stihi.ru/2010/05/26/7397

4. Ян Бруштейн
«Сны Коктебеля» http://www.stihi.ru/2012/09/19/1356

5. Егор Мирный
«время цветов» http://stihi.ru/2011/10/12/6635

6. Сара Бет Бернар
«Евклидова осень» http://www.stihi.ru/2012/09/15/900

Здесь мне резанули слух две строки:

плоть грызут стальные черви -
влажно чавкает поток.
Хотя черви и стальные, на чём настаивает автор, но я реально живых увидел. Не очень мне это понравилось. То есть, вообще не понравилось. Тем более, между куполами храмов и будущим, которое впрок черпаешь.

7. Эфа
«Двое» http://stihi.ru/2012/11/01/4977

8. Виктор Коврижных
«Непонятно, куда мы спешим...» http://www.stihi.ru/2011/04/27/1450

Здесь мне не понравились, конечно же, строка: «я брожу в дебрях жгучих вопросов», и рифма «звук-рук». Эти места проработать бы, и было бы совсем неплохо. Хорошие образы, рифмы, метафоры, всё это есть в тексте, но вот эти два места, на которые я указал, не вполне профессиональны.

Подводя итоги, хочу озвучить ещё пару моментов, которые остались за рамками эссе, данном в самом начале. – Большую роль играет в сетевом процессе общение. Группы взаимоподдержки, объединенные общей частотой вибраций. Как говорит один мой знакомый писатель: «Ведь что нужно автору? – Чтобы его похвалили»… И хвалят. В некоторых случаях даже заслуженно. Плюс к этому – скорость обмена информацией: написанное в Москве сразу можно прочесть во Владивостоке, и наоборот. То есть нет никакого информационного голода. Наряду с совсем демократическими сайтами, в сети присутствуют и все «толстые» журналы. У меня лично даже не всегда хватает времени всё отслеживать. И я бы не сказал, что, к примеру, качество поэтических текстов «Топоса» или «Сетевой словесности» уступает качеству текстов известных журналов. И это ещё очень мягко сказано.
Что касается отобранных мной текстов – я не отдавал предпочтение какому-то стилю. Единственными критериями были сама техника версификации и качество передаваемой читателю энергии. Надеюсь, что эти тексты понравятся и вам. И – благодарю всех авторов, принявших участие в этом процессе. Спасибо.


Рецензии
Прием стихов на ревью прекращен. Спасибо авторам, спасибо Анатолию Гринвальду. Ждем обзора. :)

Психоделика   04.11.2012 03:03     Заявить о нарушении
Обзор размещен.

Психоделика   06.11.2012 00:27   Заявить о нарушении
Ну вот и отлично что не понравилось, Анатолий, значит не оставило равнодушным :) Для меня стальные черви - это автомобили, грызущие плоть города, для Вас - нечто выпадающее за рамки Вашего восприятия. Но этим "неудобоваримым" для Вас образом мне удалось "зацепить" Вас. И это не может не радовать.
Спасибо за внимательное отношение к моему тексту и за время, потраченное на это ревью.

Сара Бет Бернар   06.11.2012 02:01   Заявить о нарушении
(Большую роль играет в сетевом процессе общение.
думаю, что и в печатном процессе большую роль играет общение)

мне вообще кажется сильно надуманным противостояние сети и периодики

разнятся лишь методы восхождения, сепарации
деление очень условно
и там и там - люди
всего лишь люди)
и не думаю что кто-то отказался бы от публикаций на бумаге - равно как и от широкой известности в сети

Светлана Крюкова   06.11.2012 10:52   Заявить о нарушении
Сара, а я Ваших червей по-другому увидел. Не как автомобили (автомобили для меня - скорее жуки), а как поезда метро, электрички... Сюрреальный городской пейзаж.

Про стихотворении Виктора Коврижных: "звук"-"рук", по-моему, вполне нормальная рифма, не хуже других в этом стихотворении. А с первым замечанием Анатолия, про строчку "я брожу в дебрях жгучих вопросов", согласен, мне тоже она не нравится. Не сочетается у меня глагол "бродить" (он для меня "неспешный") и картинка "дебри жгучих". Ведь если они "жгучие", то меж ними неспешно не походишь, будешь обжигаться и захочется скорее вырваться из таких дебрей. Я бы какой-нибудь другой глагол взял, более напряженный.

Арабский Алфавит   06.11.2012 10:58   Заявить о нарушении
Светлана, а я вот ОЧЕНЬ ДОЛГО, около пятнадцати лет (с того времени, когда у меня появился выход в интернет) сознательно ничего литературного не публиковал в сети. Просто брезговал. И очень многие профессиональные литераторы до сих пор относятся к сетевым публикациям так же. Анатолий знает, о чем говорит. Противопостояние есть до сих пор.

Арабский Алфавит   06.11.2012 11:03   Заявить о нарушении
. (Противопостояние есть до сих пор.)
Ильдар, оно и еть, и будет.
и брезгливость оправдана
всё это лишь элементы отбора
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР
как и везде)
думаю, что редактора печатных изданий присматриваются к звездам сети
но сами никогда на контакт не пойдут)
а звезды сети пытаются завоевать печатное пространство - и это правильно
и представьте - каково конкурировать с новой волной из сети тем кто уже засветился закрепился в печатных изданий
конкуренция стала жестче
думаю что поэзия - как объективный процесс - выиграет

и ещё
мало в России толстых поэтических журналов
я когда-то читала сравнительный анализ России и Америки
в разы! у них больше
на много порядков
почему? не знаю
у нас профанация - всякую детективщину и фэнтезийщину легче пропускают нежели поэзию
думаю - это изменится
главное - писать честно
учиться
общаться)
знакомиться
поддерживать друг друга
невзирая на)...


Светлана Крюкова   06.11.2012 11:24   Заявить о нарушении
Светлана, есть, конечно, разные редакторы. Некоторые и открыты для "сетевых" авторов. Это отчасти и вопрос возраста, привычек...

Арабский Алфавит   06.11.2012 12:08   Заявить о нарушении
вот вот)
человеческий фактор

Светлана Крюкова   06.11.2012 14:26   Заявить о нарушении
Сара, а я Ваших червей по-другому увидел. Не как автомобили (автомобили для меня - скорее жуки), а как поезда метро, электрички.. (с)

В Калининсберге нет метро, Эльдар :) А стих писался на блиц - как отпечаток одного из дней, скажем так - вид с шестого этажа. Ужасно прозаично :)

Сара Бет Бернар   07.11.2012 00:01   Заявить о нарушении
Сара, какая разница, из какого топора Вы начали варить кашу?
:)

Ильдар

Арабский Алфавит   07.11.2012 02:49   Заявить о нарушении
К тому же я в комментарии дал только общее направление: ПОЕЗД. А уж какой конкретно - метро, S-Bahn, "трансрапид" и проч. - это частности. Я специально дал несколько вариантов: метро [ИЛИ] электричка, прошу в следующий раз читать внимательней (это уже без ложного юмора: у меня слишком мало времени, чтобы позволять себе общение с людьми, которые относятся к моим словам невнимательно - я обычно пишу очень обдуманно и считаю, что обычно также достоин внимательного прочтения). Вообще же если автор настаивает, что в стихе о чудном мгновенье героиня - только Анна Петровна Керн, то с таким автором я не общаюсь. Будь он даже АС П.
Извините за требование внимательности.

Арабский Алфавит   07.11.2012 02:59   Заявить о нарушении
Прошу меня простить за ненамеренное искажение Вашего имени, Ильдар.
Что до написанного - я внимательно читала Ваш комментарий и очень хорошо поняла Вашу мысль. Жаль, что Вы не поняли написанного в ответ - в моих словах не было ни малейшей попытки обидеть Вас.
Всего наилучшего :)

Сара Бет Бернар   07.11.2012 09:54   Заявить о нарушении
Сара, обиды нет, но мне кажется, Вы недостаточно учитываете вот какое обстоятельство:
независимо от того, что хотели сказать Вы как автор, текст стихотворение - данность, которую читатель имеет право интерпретировать по-своему. В рамках этой данности уже неважно, какой конкретно город Вы имели в виду в момент создания (поскольку Вы не обозначили этот город в названии или тексте стихотворения), есть ли там метро и проч.
В тексте стоит:

Плод тевтонский зреет рыжим -
краны, крыши, купола
тонут в золоте подвижном,
ждут последнего тепла,

плоть грызут стальные черви -
влажно чавкает поток.

Всё это может относиться ко многим европейским городам, в архитектуре которых остались следы "тевтонства". И поезда в этих городах могут встречаться в разных видах, в том числе как поезда метро.
А если не метро, то как железнодорожные поезда дальнего следования, электрички и проч. Главное - "стальные черви" намного легче ассоциировать с чем-то протяженным (как поезд), нежели с компактным (как автомобиль).
Но поскольку в стихе всё равно не стоит равенства "червь" - "автомобиль", то и несогласия со данными строчками у меня нет.
Вот об этом речь.

Вообще на Стихире довольно часто встречаешься с ситуацией: автор говорит, что в стихе он хотел сказать или имел в виду то-то или то-то, что стих возник в таких-то обстоятельствах и проч. Это (продолжу мысль Анатолия) характерно для сететуры: условия сетевых публикаций очень способствуют появлению мета-текстов, в том числе текстов с объяснением контекста, в _непосредственной близости_ (по месту или времени обнародывания) от собственно поэтического текста. Возможность мгновенного комментария, а также размещения, например, фотографии рядом со стихотворением "соблазняет" авторов, авторы как бы настаивают на важном для них контексте стиха.
Но... пока мы пишем в традиции поэзии Нового времени (-> стиль текста, его форма, отраженная в нем система ценностей), мы должны учитывать важную особенность этой традиции: текст неминуемо стремится к самостоятельности, отрыву от непосредственного контекста создания, он - не только авторский, но и "всехний", а также и "сам по себе", "сам в себе".
И в этих качествах - "для всех" и "сам в себе" - он тоже должен убеждать.
А Вы говорите - блиц, Калининград, "отпечаток одного из дней" :)). Они и есть тот самый - несъедобный - топор, который, когда каша сварилась, нужно вытащить из котла.

Получилось так, что Анатолия Ваша "каша" не убедила в строчке про червей. Меня же эти строчки - убедили. Но убедили иначе, нежели самого автора. И это естественно, так и должно быть. :))

Арабский Алфавит   07.11.2012 13:18   Заявить о нарушении
Анатолий, спасибо за Ваш выбор и за Ваши мысли о поэзии, на 100% совпадающие с моими.

Юрий Семецкий   08.11.2012 12:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 23 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.