Високосный словарь Веры Арнгольд

Дмитрий Урбанович - журналист областной газеты "Оренбургская неделя", поэт, член Союза российских писателей

Я всегда знал Веру Жидкову как журналиста, но она-то себя совершенно точно знала как поэта (поэтому ее первый сборник «Полустанки любви», изданный под творческим псевдонимом Вера Арнгольд, есть совершенно недвусмысленная попытка самоидентификации).  Потому-то куда правильнее будет сказать не «знала», а «ощущала», «чувствовала» - хотя бы оттого, что знания в поэзии значат очень мало, а ощущения – почти все.
И для полноты этих ощущений она подключается к этому миру всеми пятью чувствами сразу, принимая его токи одновременно и полностью, без, кажется, каких бы то ни было трансформаторов. Звуки, запахи, осязания, картины, не то сменяющие одна другую, не то вытекающие одна из другой, вкусовые оттенки, которыми, в свою очередь, все равно не успеть проникнуться до конца – «И на губах коньяк, а в сердце очень больно, я теплый голос твой не слышала давно».
Вот день:
«…в котором нет резона.
Он слишком високосен. Время длит
Его секунды – до ночного звона».
Да что день! В стихотворениях Веры Арнгольд - каждый год високосный, причем состоящий не из 366 дней, а так примерно из 728. Соответственно високосны и каждое из времен года: они не вмещаются в отведенные им природой сроки, а проявляют несвойственную им диффузию, взаимопроникая, наступая и отступая в пределах одного стихотворения: «Конец февраля», «Я еду вслед зиме», «Весна в Оренбурге», «Подравнивай челку траве».
И этот логический прием совсем нетрудно продолжить. Не хватает слов, чтобы выразить желаемое? Тогда появляется високосный словарь: «Укрыт мой сон пестрядной занавеской», «Здесь у холодной воды, полной апрельской шалавости…», «Слышнее аритмия февраля, которая уже звучит всетактно…», «Мечтать о полянах ромашек и строить квантонику снов…»
Лирическая героиня неспокойна как будто по праву рождения, ее путь - от сполоха к сполоху.  «Я полночный бегун по светящимся трассам востока…» В короткий миг уюта все равно окрест продолжает скользить хотя бы взгляд, в поисках новых впечатлений, а если их нет,  то устремляется в прошлое - и там, конечно, находит.
В творческом море Веры Арнгольд штиль отсутствует начисто, как минимум - «ветрено и волны с перехлестом». Да чего уж там: темперамент строк порой просто зашкаливает, оттого и практически неизбежная для подобной поэтической манеры перегруженная образами строфа:
«А ведь когда-то я лепила круг
Из звуков сладких и гвоздично-пряных…»
В таком случае от поэта требуется сказать словно бы валящимся с неба тропам твердое авторское «нет!»,  но он, очарованный открывающимися возможностями, далеко не всегда на этот шаг способен. Впрочем, много – не мало, и отсечь лишнее проще, чем невесть откуда добрать положенное; это – на будущее.
Хотя… а ведь это – стиль, который, нащупан и определен за довольно короткий период. Сколько собратьев по перу, неутомимые производители в течение десятилетий стихотворных сборников, так и не получили права услышать применительно к себе это короткое слово?

Опубликовано в газете "Оренбургская неделя" 24 октября 2012 года
http://onlineon.ru/2012-10-22/article/6653/


Рецензии
Чудесно, у Вас свой стиль!

Вадим Константинов 2   24.10.2012 15:48     Заявить о нарушении
Да вот (скромно потупившись) говорят, вроде есть...

Вера Арнгольд   24.10.2012 16:32   Заявить о нарушении