Нам расставанья с Вами выдалось случайным

 из серии "Гусарские романсы"

Нам расставанье с Вами выдалось случайным.
Мне не забыть той нашей встречи никогда.
Иду давно по жизни путником печальным,
Мне безразлична интересов суета.

Был случай к нам, увы, суров и беспощаден,
Чья в том была ошибка: Ваша ли... моя.
Я Вас по голосу найду в толпе не глядя.
А Вы, ma belle...  скажите, помните ль меня.

Мне было скучно в кулуарах дозволений.
Мне было пусто в мире солнечном без Вас.
Ни перед кем я встать не властен на колени,
Я преклонить могу колени только раз.

Кто будет за провинность случая в ответе?
Я не забыл Вас, нежно в памяти храня.
Мне и теперь поверить трудно, что на свете
Я не для Вас... А Вы... А Вы - не для меня.

22.10.2012

Краткий анализ стихотворения «Из серии „Гусарские романсы“»
Тема:
Лирическая тема неразделённой любви и горького расставания. Центральные мотивы — память о встрече, одиночество, неизбежность разлуки и тоска по утраченной близости.
Основная мысль (идея):
Несмотря на случайность расставания, чувства остаются живыми: герой хранит память о возлюбленной и осознаёт, что их судьбы разошлись безвозвратно («Я не для Вас… А Вы… А Вы — не для меня»).
Стиль речи:
Художественный, с ярко выраженной лирической интонацией. Присутствуют элементы романсовой поэтики (эмоциональная исповедальность, музыкальность, обращение к образу «дамы»).
Тип речи:
Рассуждение с элементами описания внутреннего состояния. Лирический герой размышляет о прошлом и настоящем, выстраивая цепочку переживаний.
Композиция:
1;я строфа: зачин — констатация случайного расставания и неизгладимости воспоминания о встрече.
2;я строфа: рефлексия о причине разлуки и надежда на узнавание («Я Вас по голосу найду…»).
3;я строфа: контраст внутреннего одиночества и исключительности чувства («Ни перед кем я встать не властен на колени…»).
4;я строфа: кульминация — признание необратимости разлуки и горькое принятие реальности.
Четвёртая строфа замыкает круг размышлений, возвращая к теме памяти и несовпадения судеб.
Средства связи предложений:
лексические повторы («мне», «Вас», «память»);
анафоры («Мне…», «Я…»);
синтаксический параллелизм («Мне было скучно…», «Мне было пусто…»);
местоимения и обращения («Вы», «ma belle»);
контрастные конструкции («Я не для Вас… А Вы… А Вы — не для меня»).
Средства выразительности:
эпитеты: «путник печальный», «суров и беспощаден» (о случае), «мир солнечный»;
метафоры: «интересов суета», «в кулуарах дозволений»;
антитеза: противопоставление внутреннего одиночества и жажды близости;
риторические вопросы: «Чья в том была ошибка: Ваша ли… моя?», «А Вы… скажите, помните ль меня?»;
инверсия: «Был случай к нам…», «Я не забыл Вас…»;
французский вкрапление: «ma belle» (усиливает романсовую стилистику);
повтор и градация: «А Вы… А Вы — не для меня» (усиление эмоционального напряжения).
Итог:
Стихотворение выдержано в традиции романсовой лирики с гусарским колоритом: сочетание благородной сдержанности и пылкой исповедальности, мотив роковой случайности и неизбывной памяти о любви.


Рецензии