Тезисы о рифме

1. Стихи без рифмы – как птицы без оперенья: чирикать чирикают, а взлететь не могут.
2. В рифмованном стихотворении важно ожидание, обязательно сбывающееся. В отличие от жизни.  Вот мы прочли первую строку, вторую… Ожидание нарастает, наконец, на исходе третьей – рифма! А в завершении четвертой – еще одна: сбылось!
3. А еще рифма придает каждому фрагменту стихотворения особую завершенность. Вернее, свидетельствует о ней.  Даже если мысль или сюжет продолжаются, рифма выполняет роль зарубки, узелка на память. Помимо всего прочего именно поэтому стихи гораздо короче прозы. И лучше запоминаются.
4. Вдобавок рифма организует стих. Она находится в счастливом союзе с размером. Можно добавить – брачном. Ибо на свет рождается гармония.
5. Никто в жизни не говорит в рифму (Прозой – да. Вспомним, мольеровского Журдена, сделавшего это важное открытие). А может, все-таки говорит – только не на земле, а где-то в высших сферах. Может быть, поэзия это – язык ангелов?..
6. Наконец, рифма по верному определению Варлама Шаламова – поисковый инструмент. Каждый пишущий знает, сколько интересных поворотов мысли, образов, да вообще стихотворений подарила ему рифма. Если кто-то считает, что она – гиря на кончике пера – тот заблуждается. И вообще, кто сказал, что поэту должно легко писаться. Не писаться, а читаться легко должно стихотворение.
7. Наконец, рифма – самый простой способ определения качества стиха. Разумеется, в первом приближении. Если автор рифмует «беспомощно – сморщенный» – его можно смело не читать. Он в малом не захотел потрудиться, дабы хоть как-то привести в соответствие окончания слов, – чего же от него ждать в большом: в оригинальности  художественной идеи стихотворения или в цельности его образной системы. Особенно одиозно в наши дни выглядят усеченные мужские рифмы (всё-таки времена Маяковского прошли). Ибо по определению рифма – это совпадение всех звуков вправо от ударного. Однако находятся люди, пытающиеся срифмовать «стул» и «мечту».
8. Так что же значит хорошая рифма? – спросите вы. Как быть с глагольными? Можно ли рифмовать «кровь – любовь»?.. А вот тут всё зависит от контекста, от чувства вкуса и степени одаренности автора.


ТЕЗИСЫ К ВЫСТУПЛЕНИЮ

1. Писателем называется человек,  который пишет.
2. Читателем называется человек, который читает.
3. Писателей гораздо меньше, чем читателей. Так было.
4. Писателей гораздо больше, чем читателей. Так стало.
Вопрос: откуда взялось столько писателей? Нет ответа.
Другой вопрос: куда девались читатели? Опять нет ответа.
Ну, нет так нет.
5. Каждый писатель является лауреатом премии. Если не Бунина, то Набокова, если не Тютчева, то Чехова – или всех вместе разом, включая Батюшкова, Бальмонта, Балтрушайтиса и неизвестного автора «Слова о полку Игореве».
Количество премий начинает превышать количество писателей-классиков. Что делать? Учредить премии имени самих писателей, получающих эти премии.
6. Количество писательских союзов растёт. «Союз», «Россия», «Писатель», «Литератор», «Поэт»… Все возможные и невозможные лексические комбинации этих слов выбиты на членских билетах.
Член российско-интернационального литературно-поэтического Союза вселенских писателей.
Звучит гордо!


Рецензии
Замечательная статья! Чувствуется незаурядность авторского мышления, култура подачи, интеллигентность натуры...
Когда читаешь такие строки,становится хорошо на душе, как будто
сказали то, что ты сам хотел сказать, но не мог выразить...
Моя благодарность Автору за радость открытия...
Лора Е

Лариса Евмина   04.01.2022 12:09     Заявить о нарушении
Спасибо, Лара! А в Вашем лице приятно встретить такого чуткого читателя.

Вадим Забабашкин   04.01.2022 15:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.