Детские игрушки

 В шестидесятые годы,жилось в селе нелегко,строгие правила хрущёвщины,мягко говоря,не позволяли излишеств. Родители работали с одним выходным,а по утрам и вечерам дополнительно работали в хозяйстве,скотинка хотела есть и пить,а без нее не прожить было никак. Вся незатейливая еда и кое-какие деньги получали от ведения хозяйства и с сада-огорода. На работе платили сущие копейки,да и что в то время могли зарабатывать простые рабочие?
 Меня,как самую младшую в семье,постепенно приучали к домашним делам,особо не нагружая,но кой-какие обязанности у меня все же были. Например,летом,обязательная прополка под неусыпным наблюдением мамы,которая учила меня отличать полезные молодые растения от сорняков,или помощь при выпасе деревенского стада коров и овец,когда подходила наша очередь,потому что я очень любила бегать,а в стаде только это и нужно было,да и на сенокосе, даже детские ручонки с маленькими грабельками,тоже были нелишними.
 Зимой тоже поручали кой-какие мелкие делишки,совместимые с моими детскими силенками,но в основном,поручали уборку,а так как за мной нужно было все переделывать,то поручали мне эту работу редко,и только в том случае,когда кто-то находился в доме. В доме постоянно находилась бабушка,поэтому и самые крупные конфликты у меня были тоже с бабушкой.
 Игрушки у меня все же были. Видимо,меня,как самую маленькую,любили и баловали,как могли. Мои старшие сестра и брат,думается мне,и таких простых игрушек,которые были у меня,не видели.
 Самая близкая моя подружка была старше меня на год и жила в доме,который находился метрах в трехсот от моего дома. У нас были одинаковые куклы. Наверное,легкая промышленность(и не только)в то время не отличалась особым разнообразием(нечего баловать,работать надо!),поэтому и куклы наши были,как сестры-близняшки. В хорошую погоду мы играли на улице,на нейтральной территории или в нашем огромном саду,одеждой для кукол служили всякие затейливые листики,постелью лопухи,а едой для кукол служили разные цветочки.
 Куклы были пластмассовые,штампованные волосы и разные выпуклости лица,но не тела,поэтому,можно было периодически менять их принадлежность к какому-нибудь полу,но мы,типичные девочки,любили играть в дочки-матери и наши куклы были нашими дочерьми. Руки и ноги наших "дочек" были скреплены между собой бельевыми резинками,поэтому вращались во все мыслимые и немыслимые стороны,а чтобы они не отрывались,в полости ног и рук были вставлены пластмассовые же палочки,которые,при натягивании резинок,становились поперек отверстия и не давали вытащить себя. Но нам все же удавалось периодически их вытаскивать и потом,пыхтя от усердия,запихивать обратно. А иногда резинки отрывались,и тут,без помощи старших,нам было не справиться. Безволосые пластмассовые чудовища для нас с подружкой были самыми любимыми и самыми красивыми игрушками,а если еще и удавалось раздобыть клочок какой-нибудь яркой ткани,то и самыми красивыми!
 А еще мы никогда не ссорились с моей Динкой из-за игрушек,не было зависти и детской жадности. Нам не нужно было даже меняться игрушками,так как они были одинаковыми,да и помимо игр в куклы у нас было много занятий и увлечений. Наши родители между собой были в хороших отношениях и нам жилось легко и вольготно. Родители моей подружки относились к сельской интеллигенции:мама работала фельдшером в сельском медпункте,а папа,кстати,строгий товарищ,был учителем русского языка, литературы и рисования в сельской восьмилетке,и,благодаря моей дружбе,я рано научилась читать, и эти предметы стали моими самыми любимыми!
 И все же, чаще всего я вспоминаю одну игрушку из набора бутафорской еды. Это была палка вареной колбасы,нарезанной кружочками до половины,с вкраплениями белых кусочков сала. Сделаны были эти игрушки из прессованных опилок и раскрашены так натурально,что глядя на них всегда очень-очень хотелось попробовать кусочек того или иного лакомства,которые в обыденной жизни были на столе только по большим праздникам,и только после поездки в магазины ближайших городов и городков. Были в этом наборе и другие блюда и продукты,но я их не помню больше ни одного,хотя точно знаю,были. Почему-то мне запомнилась именно эта бутафорская,но такая аппетитная колбаса! Я,конечно,знала,что еда эта игрушечная,но все равно,периодически ковыряла пальцами краску,вот там я и обнаружила спрессованые опилки.
 Еще мне запомнилась рыжая,тоже пластмассовая лисичка,довольно крупная игрушка,ростом с пол-меня,с торчащими прямо ушками,остренькой мордочкой и обернутым вокруг себя пышным пластмассовым хвостом. Эту лису я обнаружила однажды под новогодней огромной елкой в своем доме. Потолки в нашем екатерининской постройке доме,были высокими,а елка стояла на полу,в сделанной специально папой огромной деревянной крестовине,и макушкой,увенчанной красной стеклянной звездой,упиралась в потолок. Но эта лисичка не пользовалась моей большой любовью,так как изготовлена была при помощи той же,пресловутой штамповки,и у нее не было подвижных лапок,даже голова была намертво вылита заодно с туловищем,поэтому на нее нельзя было что-нибудь надеть,можно было только иногда вспомнив,накормить бутафорской едой.
 Был у меня,как и у всех приличных детей,плюшевый мишка. Все же о нем я вспомнила в последнюю очередь,наверное потому,что он недолго прослужил мне в детских играх,быть может даже достался по наследству от старших детей. Не помню. Помню,что он был тяжелым,несмотря на свой маленький размер,обтянутый какого-то табачного цвета плюшем,который часто рвался и маме приходилось его штопать и зашивать,напичканный теми же твердыми пресловутыми опилками(возможно в то время был дефицит ваты?),и рычащий негромко,когда его опрокидывали на спину.
 Возможно,впрочем,наверняка,были и другие игрушки,но детская память сохранила только эти воспоминания. А разных игр,связанных с воображением и фантазией,было очень много. Например,игра в дочки-матери с молодыми побегами сныти. Знаете,такой огородный сорняк? Он,пока маленький,только вылезает из земли,выглядит,как собранные в кучку чьи-то лапки,помельче,покрупнее,а когда вырастает в полную силу,то становится толстой огромной дудкой с белыми на верхушке цветами-зонтиками и такими же огромными разлапистыми резными листьями? Говорят и пишут,что он в молодом возрасте съедобен и даже полезен,не знаю,не пробовала. А если бы мы об этом знали в детстве,то думаю,не только играли бы,но и лакомились! Так вот,листики-лапки поменьше,были у нас детками,а покрупнее-папами и мамами.Что только в детстве не придумается,чтобы поиграть с подружкой!
 Тем же целям служили и другие растения,например,головки-булавы мать-и-мачехи,которые в изобилии росли в нашем саду около старого заброшенного фундамента какой-то постройки военного времени. А сам фундамент выглядел узким ровным тротуаром,слегка возвышающимся над землей,и служил нам местом,где мы с подружкой учились держать равновесие при быстрой ходьбе.
...Сейчас у моих внуков армада всевозможных игрушек,о которых они,поиграв немного,надолго,бывает и навсегда,забывают. Не хватает шкафов,ящиков и комодов для разломанных или забытых машинках и кукол. Состоятельные родители,а также бабушки и дедушки,не жалеют для своих любимых чадушек по просьбе или без купить любую доступную игрушку. А доступно сейчас очень много. Китайским ширпотребом забиты даже киоски союзпечати,не говоря уже,о специальных детских магазинах и магазинчиках. Но лично меня,берет большое сомнение,останется ли в памяти наших внучат такое воспоминание хотя бы об одной своей самой любимой игрушке? Я - сомневаюсь...


Рецензии