Р. Г. Нугманов. Эпопеи ранние. 2006 г

                Р.Г. Нугманов








                Э П О П Е И   Р А Н Н И Е




             Культуролого-философская драма  по мотивам древнерусской
             поэмы  Беловолода  Просовича  СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ
































                Казань,  2006


 


               

                ГЕНЕОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА

                русских князей, которые  имели  то
                или иное отношение к возникновению

                «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»




                -------------------   
                ¦       РЮРИК      ¦
                ¦ (князь с 862 г.) ¦
                L-------------------
                -------------------
                ¦      ИГОРЬ  I.   ¦

                L-------------------
                -------------------
                ¦   СВЯТОСЛАВ I.   ¦

                L-------------------


          --------------------
          ¦ ВЛАДИМИР  Кр.Солн.¦

          L--------------------
                ------------------     ------------------
                ¦ ЯРОСЛАВ Мудрый  ¦     ¦ МСТИСЛАВ Храбрый¦

                L------------------     L------------------
                ------------------
                ¦ СВЯТОСЛАВ II.   ¦

                L------------------
                ------------------
                ¦   О Л Е Г II.   ¦

                L------------------
     -----------------                ------------------
     ¦ ВСЕВОЛОД II.   ¦                ¦  СВЯТОСЛАВ III. ¦

     L-----------------                L------------------
 ---------------- ----------------  ----------------  -----------------
 ¦ Ярослав  II.  ¦ ¦  ОЛЕГ III.    ¦  ¦  ИГОРЬ II.    ¦  ¦ ВСЕВОЛОД   III.¦

 L---------------- L----------------  L----------------  L-----------------
                ----------------  -----------------
                ¦ СВЯТОСЛАВ  IV.¦  ¦ ВЛАДИМИР II.   ¦

                L----------------  L-----------------

               
                П Р Е Д И С Л О В И Е

                Для того, чтобы протянуть  очень  длинную
                мысленную нить в будущее, нужно иметь ей дос-
                таточно длинный же перевес в прошлом -  линию
                столь же протяженную в прошлых столетиях...

                академик Д.С.Лихачев

                Россия - страна многомерно-многосложная.   Как  система – она  ге-
терогенно-разнородная.  Местоположение  России  пограничное – она расположена между двумя  мирами,  которые взаимодополнительны относительно друг друга.  Населяют нашу страну сосуществующие в тысячелетиях этносы и народы,  которые получили  развитие  во  времени  и  пространстве виде  различных форм  культуры.
                Поэтому решение тех или  иных  культурно-исторических,  социаль-
но-экономических  или  этносоциальных  проблем  требует  применения  не менее сложных  методов  и  подходов.  То же  самое  относится  и  к  постижению древнейших литературно - исторических  памятников  культуры,  например  та-ких, как  «Слово о полку Игореве».   Как  писал  в свое  время  акад. А.С.Орлов: –  Ни один из переводов не может  считаться  окончательным  завершением  переводческого  труда  потому,   прежде  всего,   что  каждый  перевод способен удовлетворить потребности  лишь своего  времени  и,  притом,  не  по всем запросам времени.

                Если прав А.С.Орлов, то возникает очередная проблема -  необходи-
мо установить,  в чем заключается  «запрос нашей, современной  культуры» относительно   «Слова  о  полку Игореве»?   Однако  очевидно,  что  ответить   на  этот  вопрос  можно только опираясь на  конкретную мировоззренческую установку,  которая должна быть независима от  стереотипов  и  штампов бытийного мышления.   В то же  время  сегодня у нас больше возможностей достичь успеха  в более точном постижении этой  прекрасной поэмы Древней Руси.
                В частности,  полагая,  что нашему общественному  настрою  начала ХХI века в общих чертах и  в большинстве  случаев  характерно некое   д е м о к р а т и ч е с к о е   целеполагание,  то  новые  подходы  к  изучению  подобных древних  ценностей  может нести  характер возрожденческих идей  относитель-  но общенациональной  целостности  России,   востановления   единства  нашей   истории  и  форм культуры  народов,  которые населяют нашу страну.   Последнюю мысль  в более  сжатом  виде можно выразить как  «идею невражды»  или    толерантности в целом.               
                В чем же проблема?   Дело в том,  что,  по крайней мере  в течении более  чем  200 лет  изучения   «Слова о полку Игореве», идея невражды никем ещё  не проверялась  в науке.  Не  было условий  для  этого.  Например,  даже  в недавние  времена  нельзя  было допускать  и  мысли  о том,  что  поход  Игоря был  направлен  не  против  Донских  половцев.   Сегодня  стало  ясно,  что  эти половцы всегда были  дружественными племенми для древнерусских княжеств.
                Однако может встать вопрос, почему же дружины Игоря схлестну-
лись в «жестоком сражении» именно с половцами в Придонье,  а не где-нибудь   в другом месте?  Похоже, что изначальная ошибочная установка на идею вражды нам  не позволяет правильно  ориентироваться  в  ситуации.  Например,  кто же  мог  подумать о  том,  что  эта  древняя  поэма  была  написана  не  в Киеве,  а  в Чернигове.  И никто  не мог допустить того,  что,  мягко говоря,  натянутые отношения  Киева с Днепровскими  половцами, которые  так красочно описаны в летописях, совсем не отражают характер взаимотношений  Чернигова  с Донским  Полем.  Черниговцы  жили в мире и дружбе со своими  соседями.  И этот взгляд сегодня очень перспективен  для  установления прочных  дружеских  от-ношений  между  народами,  которые населяют нашу страну.  И  это  весьма актуальная  и  очень  благородная  задача для  всего нашего многонационального  сообщества.  Сегодня  совершенно  необязательно так  упорно эксплуатировать
весьма  ограниченную  мысль  из  киевских  летописей  о  том,   что   «половцы враги Руси».
                Во времена серьезных испытаний наш народ всегда  обращался  к
своей исторической памяти.  Нечто подобное уместно, по-видимому,  и  сейчас. Нам необходимо  мирное  переосмысление ситуаций,  которые то здесь,  то там возникают и сотрясают  нашу  страну.  Поэтому  есть прямой смысл обратиться в прошлое, чтобы предметно определиться  в вопросе о том,  что же нас ждет  в будущем.
                В настоящее время в самом деле велик интерес  к богатому  прош-лому  народов,  будь  то  древняя тюркология,  времена  восточного ренессанса  или  древнерусской истории.  Однако, ясно одно, нельзя ограничивать историю становления многовековой общности народов  Евразии лишь пределами  событий  ХХ века,  то есть этим периодом подавляющего господства  лишь  идеологии казарменного социализма.  Наша страна сильна многообразием форм культуры.  Совершенно  очевидно,  что изучая такое  высокоинформативное  произведение  Древней Руси,   как  «Слово о  полку  Игореве»,  хотим  того  или  нет,  мы  приходим  к  изучению  древнейших  взаимоотношений  великорусского  и  тюркской группы народов.  Поэтому одним  из  «запросов»  нашего  времени  и  является  восстановление более точной  картины  взаимоотношений между этими двумя великими  этносами  в  прошлом.  И  эту задачу,  как  представляется,  наиболее целесообразно сегодня  выполнить именно  средствами  сценического искусства, которое,  как думается,  достигает наивысшей  эффективности  в  передаче  понятий  и  чувств,  которые так талантливо  воспеты  в  «Слове»,  в эту прекрасную пору ранней истории наших пращуров.
                Основная идея  нынешнего возвращения к этой поэме Древней Руси
заключается в допущении,  что  дружина  Игоря могла иметь  совершенно  другую цель,  помимо  как  бы  «нападения»  на  Донских  половцев.  Ибо в  настоящее  время  все   явственнее  прослеживается  связь  между  походом  Игоря  и  необходимостью   возвращения  Тьмутораканских  земель   своему   исконному  сюзерену -  Великому Черниговскому княжеству.  В  Тьмуторакани  в свое время княжил  Олег  (I)  Святославич.   А после  его  восхождения  на  княжение  в Чернигове  тьмутораканские земли оказались почему-то позабытыми.  Соответстенно речь пойдет здесь именно о проблемах решения  данной задачи  именно Черниговской группой княжеств  в  тот  период  разрозненного  средневекового бытия  будущих центральнороссийских  земель.               
                При таком  подходе  к  прочтению  «Слова о полку  Игореве»  столк-новение  игоревых дружин с Донскими половцами оказывается просто  результатом   неблагоприятного стечения обстоятельств.  В самом деле, столкновение  с половцами  могло произойти  случайно,  при  переходе  воинством  Игоря тех земель,  на которых кочевали в то время Донские половцы.
                О том же самом говорит, например, летописная запись, которая гла-
сит:  «Посланные вперед конники,  вернувшись  к  Игорю доложили,  что  либо надо идти  быстрее,   либо - возвратиться  назад».  Но,  что главное,  Беловолод Просович  выполняя   обязанности   посла  Черниговского  княжества  в  ставке Кончака,  лишь недавно  (относительно начала похода)  вернулся  оттуда  с  обновленным  договором  о дальнейшем продлении  добрососедских  отношений.  ХII век  –  не ХХ век  и  уговор тогда ценился в самом  деле дороже денег.  Поэтому есть все основания  верить существованию атмосферы  «невражды»  между  этими  двумя  тогдашними  «федеральными»  образованиями  как  Чернигов и Донское Поле.
                И,  наконец,   самый  главный  аргумент  в   пользу   существования
взаимотношений   «без образа врага» между черниговской группой  княжеств и Донским Полем заключается в самом факте сотворения  этого великого древне-русского  памятника  словесного  искусства  -  «Слово  о  полку  Игореве».   Он   возник  именно  как  отзвук той  боли  в  умах  и  сердцах,  который  тогда  выз-вало случайное  и  потрясающее  по своему характеру драматическое  событие, произошедшее на  Дону  из-за  непредвиденного  столкновения  вобщем-то  союзных Чернигову сил  дончаков  с  воинством  Игоря.  Это событие,  возникнло  в  результате  «шалостей»  молодых князей,  которые безконтрольно перемещались далеко впереди  основных сил. И эта случайность разрушила все предприятие в целом,  так  прекрасно  задуманное  по возвращению Тьмуторакани  Чернигову,   что  обеспечило бы выход  к  морю всей  Черниговской  «федерации».   Именно  здесь  скрыт  весь трагизм  ситуации,  а  не  в  жестокости «сражения».   «Сражение» же заключалось всего лишь  в  окружении  русичей,  лишив  их  на два  дня  возможности  подойти  к  водопою вплоть  до  выяснения  отношений.   Вся тяжба происходила именно вокруг проблемы доступа  к воде.  После  выяс-нения  сути  дела  «инцедент»  был  исчерпан.
                Но нельзя  забывать здесь о том,  что мы  исследуем  не  конкретную историю столкновения  князя Игоря с Донским Полем,  а художественное  произведение,  которое носит называние  «Слово о полку Игореве».  Это  означает,  что  данное  произведение писалось под воздействием  другого,  более  раннего источника,  в котором были  воспеты  в свое время  действительно  «блестящие победы мономаховы». И влияние истории этих побед на «Слово» очень велико.

авторские.  Истинная, авторская,  речь начинается со слов  «Почнем же, братья,
повесть сию…». Именно здесь, похоже, скрыта тайнопись с именем автора это-
го произведения.  Внимательный читатель сам может убедиться в том,  что сле-
дующие строки построены не случайно.  Если взять первую букву,  а  затем чи-
тать текст строго через 5 знаков,  мы обнаружим слово «Просъвиш».
 
Пчнмь, бРатие, пОвесть Сию оттЪ страго Влра (33 знака)
до Игря ннШняго, иже истяну умь крпстью...(33 знака)

       Нет сомнения, что это - Беловолод Просович, известный Черниговский вельможа,  который служил у великого князя Ярослава Всеволодовича  «управляющим  делами» (послом) и непосредственно сам участвовал в походе князя Игоря Новгород-Северского на Дон.  Как видим,  не случайно летописи  среди возможных авторов «Слова о полку Игореве» упоминают и его.
                Таким образом,  пьеса  построена  не  случайным  образом,  а  макси-мально  на  «документальной»  основе  и   участники  событий  реальные  лица.
И те незначительные «конструирования» относятся лишь к таким именам пер-сонажей,  как  Буджанат Кончаковна  и  Ельтук Сырчан,  которые очень близко моделируют действительность.
                Текстовая часть произведения введена в пьесу как высокое куль-турно-историческое  достояние  древнерусской речи,  литературно-художественного  стиля   поэмы,   неповторимых  звуков  древности,   которые   должны    
быть изучены,  восстановлены,  сохранены. 

                Автор,
                доктор культурологии,  профессор
                Нугманов Р.Г. (2006 г.)
               
               


                ГЛАВНЫЕ ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:


                Ярослав Всеволодович  - Великий князь  Черниговский, внук кня-
зя Олега Святослововича.  Ярослав один из старших «Олеговичей».                (Князь  Олег -  внук Великого князя Киевского Ярослава Мудрого.  Олег «Гориславич» бывший князь Черниговский и Тьмутораканский).

                Беловолод (Блевлад) Просович 


                Игорь Святославич   - князь  Новгород - Северский,   троеродный
 брат  Ярослава  Всеволодовича,   второй  из   «Олеговичей»  по своему                общественному  положению среди  черниговской  когорты  князей. Он  один из главных героев  поэмы  «Слово о полку Игореве».

                Всеволод Святославич  - князь Курский,  по прозвищу "Буй тур",
то есть достоименный или  атлетический   по своим  внешним  данным. Участник похода.

                Владимир Игоревич  - княжич,  сын  Игоря Святославича,  участ-
               ник Игорева похода.

                Святослав Олегович, князь Рыльский (21 г.)


                Ярославна  - вторая жена князя Игоря,   дочь  Ярослава  Всеволо- 
               довича черниговского.  Первая жена Игоря была половчанкой по  про-              исхождению. Она  является  матерью  Владимира Игоревича.  Сам  же
               Игорь приходится зятем одного  из видных  родов  Донских половцев. 
               
                Ольстин Олексич      - воевода в Чернигове.

                Кончак Артыкович - хан Доских половецких племен.
                Буджанат Кончаковна – дочь хана Кончака Артыковича.
               
                Гозак - хан одной из донских племен.

                Аулар- половецкий  всадник,  способствовавший  побегу Игоря.
 

               

               
                I АКТ

                Действие I.  Чертоги Великого князя Черниговского Ярослава II
Всеволодовича. Входят Ярослав c Беловолодом Просовичем.  Просович  вручает князю свиток.  Князь озабоченно изучает  и  постепенно светлеет лицом.  Он удовлетворен поездкой Просовича в стан Кончака.

                Ярослав:  Лепо, братец, лепо!  Поле - наше.  Как Артыкович собою?

                Просович: Здрав и  рад.  И бьет челом за мир меж Вами!

                Ярослав:  Где стада?  И как дороги?

                Просович:  (показывает на  карте).   Путь  не  близок.  За  хребтом,  за  шеломянем.  За  «Куманским*  крылом»  (р.  Самара,  левый  приток Днепра).

                Ярослав:  Благодарен вам боярин. Хан опять продлил Союз.

                Просович: Я служу.  Знаю твердо,  мы направлены на Юг.

                Ярослав:  Да, ты прав, достойный славы. И нам нужен сам Азов**.
Там дед мой когда-то правил;  Дед Олег – Святославов сын.

                Просович: Так верните эти  Земли.  Выход  к  морю - в самый раз!

                Ярослав:   Мы подумаем об этом.  И будет Игорю наказ!

                Просович:  Вот и он,  легкой в помине.  И Всеволод вместе с ним.
                (входит служивый;  сообщает: Оба  Святславлича!).


     ________________
     * - "Куманское крыло" условное название кочевий  Кончака,  в  котором  ра-зыгривается идея слова «кум»,  то есть «лебедь».  Донские половцы  имели то-темическое  имя  «лебеди»,  аналогично тому,   как  русичи  были  «соколы»  и Днепровские  половцы  - «волки»  и  т.д.
     **- Азов приведен в современной форме, хотя в то время  и  не  было    Азо-ва.   Была  Тьмуторакань,  где  и  княжил  Олег  «Гориславич» -  общий  предок князей  Ярослава,  Игоря  и  Всеволода.

               


                Ярослав .: Проси, проси...
                (Входят Игорь  и  Всеволод Святославичи  со  свитой.   Здороваются.              Рассаживаются  по  чину  относительно  Ярослава Всеволодовича).

                Ярослав: Славте Бога,  братья-други!  Донцы - наши,  свиток  есть!
                Да, друзья настало время: собирайся, снарядись.
                Свет мой  Игорь - стань Главою. Не легко.  Но Ты крепись.  Достань
                до низовьев Дона.  С победою вернись.

                Игорь:   Мы добудем деда Славу.  Дай  Олексича  нам  с  воей?!

                Ярослав:  Пойдут  и  Олексич с воей.  И  всё  Олегово гнездо!
                Вот  и  Просович поедет. Писцом  вашим. Старшиной.
                Собирайтеся  в  Путивле.  Да  и  с Богом,  сыновцы!

                Всеволод:  (Ярославу)  Но я с Курскою-то воей напрямик хочу
                пойти.

                Ярослав:  Добре,  Всеволод,  достойный.  Там в пути и  встретитесь!

                (Встают в торжественном порыве.  Прощаются.  Выходят)



               


          Действие 2.  Новгород-Северск после благополучного  возвращения Иго-                ря.  Одна из внутренних комнат  в  покоях  князя.   Беловолод Просович,  после  разговоров об игоревых приключениях,  начинает свои  воспоминания  о  своих                наблюдениях накануне  похода  Игоря.
               

                Просович:   Почнём же, братья, повесть сию оттъ старого  Владими-     ра и до Игоря нынешнего,  иже  истягну  ум  свой  крепостью  своею и  поостри  сердца своего мужеством.  Наполнився  ратного  духа -  наведе  своя  хоробрые полки  на  Землю половецкую.

     ( Вид с окна второго этажа  на  центральную  площадь  г. Новгород-Северск. Автор описывает события начала Игорева похода)

                Просович :  Трубы трубят  в Новграде,  стоят стяги в Путивле.  Игорь
                ждёт мила брата Всевлада.  И рече ему достоименный Всевлад:                Единствен Ты брат мой - свет Ты светлый  Игорь, оба мы Святослави- чи!
                Седлай, брат,  свои  борзые кони,  уж мои-то оседланы,  стоят у Курс-
                ка.
                Ты же знаешь, мы – куряне  сведущи воины:  под  трубами  рождёны,       под шлёмами взращёны,  концом копья вскормлены!
                Пути нам (всюду) известные и овраги - ведомы.   Луки  наши  натяну-
ты,  сабли -  изострены;   воины  скачут  как  волки  в  поле,  ища  себе чести,  а князю - Славы!.
               


               (входит Игорь в простом домашнем одеянии. Садится.
События  после  возвращения  Игоря  после  сражения).

                Игорь:    Нехорош  Я  пред  Вами,  Блевлад  мой,  виноват!  Не  послу-
                шался  совета,  пренебрёг  тогда  знаменьем!

                Просович: Как сказать?  Вот Словесы.  Сам  послушай,  подивись!

                Игорь:    Почитай Словес,  великий.  Изнываю.  Не сердись!

                Просович (читает текст в стиле диалога по анализу произошедших со-бытий):
                «Тогда (в пути) Игорь князь взглянул на солнце  и  увидел тревожное
знамение»…
               
                Игорь:  Да,  в 9-ый день в пути…

                Просович:  «Солнце стало черным в небе. Темнотой  покрыты  вои! ».   
Игорь воззвал к дружине:  «Братья мои  и  Дружина!  Лучше же быть  убитым,               
xем плененым быть!  Да, сядем же братья  на  свои  комони,  да  позрим  синего
Дона!».

                Игорь: «Искони  призывают так – дружинно-славными речами».

                Просович: «Захватило ум у князя такое желание – не считаясь со  зна-меньем,  отведать Дона Великого:  «Хочу,-  он  воскликнул,-  на границе  копье свое приломить.  Либо, о  Русичи!  С вами хочу голову  сложить,  либо  испити   
шеломом Дону!
               
                Игорь:  То мономаховы словесы… И воспето сие Бояном.

                Просович: «О  Боян соловей мономахова времени.  Если б ты  воспел 
поход наш,  скача  соловьем по мыслену  древу,   летая умом в небесах  и  срав-нивая оба  похода на Юг,  устремленные на земли Тьмуторокани через поля  на горы,  ты спел бы так  Игорю-князю,  олегову-то внуку:
                «Не буря соколов заносит через поля широкие, галочьи стаи спешат к Дону Великому!».
                Или спел бы Боян вещий, о потомок Велеса:
                «Кони ржут за Сулою – звенит слава в Киеве».

                Игорь: «Мы не грабить шли на Юг!».
   
                Просович:  «Вот трубы трубят  в Новграде,  восстают  стяги  в  Путив-ле.  Игорь ждет вестей от брата,  милого Всеволода.
                А тот сообщет ему:  «Один ты Игорь,  брат мой светлый,  оба мы  Святославичи!
                Седлай, брат,  свои комони,  уж мои-то оседланы,  стоят у Курска.  Ты            
                же знаешь, мы – куряне  сведущи воины:  под  трубами  рождёны, под шлёмами взращёны,  концом копья вскормлены!
                Пути нам (в Степи) все известны и овраги - ведомы.  Луки наши натя-нуты,  сабли -  изострены;   воины  скачут  как  волки  в  поле,  ища  себе чести,  а князю - Славы!».

                Игорь: «Вот и брат в меня так верил, разве мог я отступить?».

                Просович:  «Тогда воступил князь Игорь в  золотые  стремени  и  пое-
хал по чистому полю.  Солнце ему в Степи тьмою путь заступило грозным зна-мением.  И  в ночь Перун – бог-громовержец стонал вдали  ему  грозою  (перед выходом в поход).
                Но рано утром птичье пробудилось пение. Зверья восстали зыби-дви-
женья. Уже Див кличет  в поход с боевого знамени.  Он  велит  послушать  зем-
лям – на Волге  и в Поморие, в Посулие  и  Суроже и тебе тьмутороканский бо-
гатырь-поединщик».

                Игорь:  Да,  было так  -  Перун грозил, но Див  зовет  в  ясное утро.  И   мы вынесли  все стяги,  чтоб оповестить  народ  и  сообщить  всем  послам. Мы
не нарушили обычай!».

                Просович:  «Вот половцы от Сурожа  побежали к Дону Великому,  ку-да ближе был их стан.  Крычат телеги в полуночи,  скажешь лебеди  распуганы.
                Но Игорь к Дону воинство ведет.  Уже беда его  подстерегает  встреча
с кочевыми.  И волки по оврагам накликают беду,  и  стервятники  клекотом  на  кости  зверя  зовут,  и  лисицы  лают  на узорчатые щиты.
                О русская земля !  Ты уже и за холмами».               

                Игорь:  «О мой друже – Просов внуче!  Мы же не гадали эдак!».

                Просович: Добре. Поясним как было.
                «Долго ночь меркнет в Поле. Вечерняя заря запала за горизонт. Мгла поля покрыла».

                Игорь:   Да,  оставалось  день  похода.  Мы были  близки  к Дону.  Не  тревожь  княжичи  кочевья,  мы б ушли от Дончаков!

                Просович:   Но вот  нет:  «В пятницу  утром  конные княжичи,  встре-тив  половцев,  вдруг  погнались  за  кочевыми. Они  полетели как  стрелы  вее-ром,  настигая  прекрасных  девок  половецких и  отбирая у них драгоценности.
                Покрывалами, плащами, тулупами и узлами стали пути мостить. Крас
ное знамя,  белая хоругвь,  червленый султан  и  серебренное  копье  доставили   
Игорю.

                Игорь: Скажешь,   этого просил?!

                Просович:  «И вот дремлет  в Поле олегово гнездо.  Далеко  залетело,               
почувствовав силу. Не было оно порождено для обиды  ни соколу,  ни кречету, 
не тебе  ворон черный  - безбожный половчанин.
                Но Гъза  хан бежит серым волком к игореву лагерю. И Кончак  несет-ся  следом  к Дону Великому.

                Игорь:  Я просил пойти  всей ночью,  мы  могли  пройти  за  Дон!  Но кони княжичей уставши, проскакав за половцем.

                Просович:   На другой  день с рассветом кровавые  зори  свет  поведа-ют:  черные тучи с моря идут,  хотят  затмить четыре солнца  (светлый  лик  на-ших князей),  в тучах  трепещут  синие  молнии.  Быть  грому  великому.  Идти дождю стрелами от  Дона Великого.
                Здесь копьям приломиться и здесь саблям потрудиться  о  шлемы  по-   
ловецкие. На реке на Каяле у Дона Великого.

                Игорь:  Да,  нарушили мы слово – не достигли Лукоморья…  Так вот княжичей-то вольность обернулась в горе нам.



                (Продолжение следует)


Рецензии
добрый день, Рамзи! Ваше начинание приветствую. но... Вы знаете, на моё "Слово" столпотворение только в начале учебного года, когда эта тема проходится в школе... поэтому, Ваше название нужно срочно переменить, чтобы там было и о "СЛОВЕ" и его авторе.

http://samlib.ru/s/shavirin/boyan.shtml

Рамзи, зайдите по ссылке: ещё один вариант авторства "Слова"

Анатолий Елохин   14.05.2013 17:17     Заявить о нарушении
Спасибо Анатолий, совет Ваш принимаю, т.е. название изменю. Этот вариант мною был избран для постановки материала в сценическом исполнении. "Эпопеи.."конечно ни очем не говорят. Лучще всего "СЛОВО".
Желаю Вам всех благ

Рамзи Нугманов   17.11.2012 09:05   Заявить о нарушении