Минск. Поезд мчится... в очень чистом поле

Часть 1 - Минск. Приветствуется... грамотная речь!
http://www.stihi.ru/2012/08/11/2741

 Из цикла «Минск. Короткие заметки на полях»
 Часть2               


 Если театр начинается с вешалки, то государство и города – с подъездных путей к ним.
 О том, что Беларусь ухожена, а земли её возделаны с любовью, о том, что автодороги – радуют водителей и пассажиров, а из окна поездов видна красивая лесополосная зелёная зона, где берёзки стоят – словно девицы, не мешая друг другу, а трава под ними – не помоечный ковёр из репейников и сухоцветья, а подстриженная под газон зелень, на которой и тропинки есть, и пешеходы вдоль полотна идут – не спотыкаются (нескольких грибников промелькнувших видели). И так всё это глаз радует покоем и любовью человеческой, что как-то грустно становится при подъезде к Смоленску, когда пейзаж за окном резко меняется в сторону захолустного и бесхозного.

    Орша – последний белорусский городок перед Смоленском, после него – российская железная дорога и российский ландшафт – помойка из леса, кустов-мутантов, которые повырастали сами по себе неизвестно откуда, потеряв свои родовые корни и заселив земельную площадь так часто и густо, что через этот бурелом не токмо Сусанин, муравей не проползёт – так все «натыкано», не прорежено, выжжено, причем, не пожарами лесными, а теми, кто за придорожное озеленение отвечает. Косить, вырубать и выпалывать, как это делается на территории железной дороги в Беларуси, - нет ни желания, ни…снова желания, а потому, проезжая на поезде по территории средней полосы России, можно лицезреть либо многотравье высоченного бурьяна – в рост человека, либо чёрные плешины после сожжения этого самого бурьяна в рост человека. Даже если поезд очень скорый, разницу заметить удаётся.

     Орша…Маленький белорусский город областного подчинения, чуть больше ста тысяч населения, от столицы – двести с небольшим вёрст.
    Вокзал - лицо не только города и области, но и той республики, в которой он находится.
    Фонтан и  художественно оформленные клумбы вдоль полотна перрона, красиво подстриженные кусты, урны, лишающие обывателя возможности бросить окурок, фантик, огрызок там, где возникла такая необходимость, после того, как всё съедено и выкурено.
 Для сравнения: на платформе у здания вокзала на станции «Вязьма» - русского городка, где поезд стоял довольно долго, а народ вышел размять ноги и подышать-покурить на свежем воздухе, мы не увидели ни одной урны (я  не говорю о таком российском изыске, как фонтаны и клумбы на очень провинциальной станции по пути российской железной дороги).
 Проблема окурков-огрызков решилась просто: всё было самым естественным образом брошено на предвокзальный перрон.
 «Не в вагон же с собой нести?», - так же естественно вопрошали пассажиры.
 А потом, когда поезд тронулся,  пошли бесконечные «Почему?» и один единственный вопрос со множеством одинаковых ответов – почему «У НИХ» – так, а у нас…
 И здесь многие споткнулись на этом чужеродном «у них», потому что долгое время Беларусь была чем-то нашим - единым, составляющим, со своими – нашими «Песнярами» -  «Верасами», бульбой - картошкой и воспетой навсегда россиянами Пахмутовой и Добронравовым Беловежской пущей, в которой потом и случился тот передел мира, на который мы сегодня  спотыкаемся, так и не уяснив до сих пор, где  - наше, а где – их собственное.

   …Радует глаз белорусский ландшафт, мелькающий за окном поезда: чисто, ухожено, возделано с любовью.
   О приближении к российской ж/д станции издалека напоминают ленты ржавых автогаражей (раз не в городе, то можно и не красить!) и свалки мусора. Создаётся впечатление, что кто-то самовывозом устраивает по пути следования поездов такие отхожие кучи, имеющие вполне солидные размеры. Об отдельно выброшенных бутылках, пакетах, коробках из-под разного рода питья и съестного говорить не приходится. Летом мусор хорошо скрывает российский бурьян, зимой – снег, а в весну и позднюю осень из окна поезда «Берлин – Саратов», который следует из Европы через Варшаву, Минск, а со Смоленска – по загаженному ж/д полотну России, можно наблюдать, сколь разителен контраст между тем, как у нас, и тем, как « у них» - будь то поляки, немцы, белорусы.
   «У них» желают, чтобы было чисто.
   Вот ведь какие, а… Зачем?
   А Бог их знает!
   Только приятно им жить не среди наваленных мусорных куч, которые собираются и не вывозятся русичами годами…
   Почему-то приятно…

(К слову сказать, загаживаются у нас и места заповедные, и вырубаются. См. «Любовь моя, печаль моя – Солотча»
http://www.stihi.ru/2010/06/26/2917)

   Загадочная русская душа…
   Не разгадать загадки твоей вовеки…

 Беларусь…
 Удивительно тихое место.
 Переступаешь границу Белорусского вокзала в Москве – словно с раскаленной сковородки попадаешь в приют покоя и благодати.
 Там – тихо.
 Там так тихо, что на вокзалах ТАК ТИХО не бывает.
 Оглядываешься назад, - а за стеклянной дверью – кипит привокзальная московская площадь - без освещения, с толпами  сидящих прямо на асфальте то ли беженцев, то ли приехавших за тугим рублём в русскую столицу… Полупьяная тусовка, темень, дождь…
    Бесхозность…
    И еще кажется, что утро никогда не настанет.

    Здание Белорусского вокзала – как спасение,
    потому что   т а м  уже начинается то, что принято «у них»,
    т.е. начинается хорошее –
    с заботой о человеке и человеках,
    с  охраной этих самых Homo,
    с…
   После Казанского вокзального ада понимаешь, что на Белорусском ты вроде как в безопасности, потому что «У НИХ» такого бардака нет даже на вокзале.

 А почему он есть у нас?..
 Чего не хватает нам –
 культуры,
 уважения к себе, -
 чего
 нам
 не хватает, загадочная русская душа?

 Железнодорожный вокзал в Минске, против которого – здание Белорусского державного университета, совсем не производит впечатление вокзала – нет толпы, нет мешочников, нет…
 Есть клумбы, урны, чистота и порядок.
 И еще - тихо.
 И еще - очень красиво.
 И не «пахнет» вокзалом – будто стоишь возле какого-то Дворца культуры, куда спокойно, без суеты заходят люди.
 Удобно, красиво и чисто в здании вокзала.
 Продуманно.
 И почему-то уже на вокзале понимаешь, что ты – не «у нас», уже на вокзале…

    Поезда Минского формирования, многие из которых идут через Минск в Европу, отличают тишина и порядок, что крайне редко бывает в поездах российских. Совершенным моим удивлением стал запрет на распитие алкогольных напитков, включая и пиво. Безалкогольное - пожалуйста, но проводница это должна увидеть. Меня удивило, что в одном из отсеков плацкартного вагона пассажиры вроде как и выпивали, но с опаской и оглядкой – чтобы не увидел проводник. 
 У меня вопрос: « А если увидит?»
 Мне ответили, что если увидит, то может «не заметить», если народ будет сидеть тихо
 (наверное, по этой причине и пил этот самый народ пиво. Если покрепче, то «тихо» может не получиться).
 А если не туда поведёт, то вызывается наряд и …ссаживают на ближайшей станции.

 Вот вам и весь сказ.
 И ничего загадочного – просто соблюдение Указа-Приказа-Инструкции.
 И душа здесь ни при чём, какой бы загадочной она не была…

   Для сравнения – наша история.
  Если доведётся вам ехать в красивый, с богатейшей культурой,  город Саратов поездом «Москва – Махачкала», то на вас с верхней полки (без преувеличения – так было) может упасть дошедший до пика житель солнечного Дагестана, а процентный уровень спиртовых паров на кубометр вагона  достигнет таких пределов, что у тебя будет полное ощущение приличной стадии опьянения.
 Так ехали наши студенты в саратовскую консерваторию. Утром нужно было играть, и они всю ночь пытались выжить в газовой камере нашего поезда, а упавший сверху солнечный житель так и остался трезветь у них под ногами, валясь тем же мусором, который так привычен глазу по пути следования поездов российской ж/д.
    Обращения к проводникам результатов не дали.
    Да и что они могли сделать, если «у нас» - пить в поездах – можно.
    И напиваться – можно тоже.
    Вопрос в пустоту – П О Ч Е М У ?

   Снова – загадочная русская?..

   Я не знаю, может быть, и в наших поездах пить нельзя, может быть. Но ведь пьют…
 Пьют, потому что у нас на эти «нельзя» - плевать.
 Пассажирам.
 А проводнику?
 Дело в том, что в Беларуси он лишится работы, если вдруг плюнет.
 Может, поэтому там … не плюют?
 А чисто как, когда не плюют…
 И еще есть вопрос, уже касающийся не страха потерять место, а культуры нации. Нашим проводникам любо потом убирать за любителями горячительных напитков?
   Ой, так ведь и не убирает никто, потому старайтесь ехать в Саратов европоездом – «у них» - чисто, тихо, а значит – спокойно.
 Поезд № 70 «Берлин – Саратов» - кроме помоек за окном, ничто не омрачит поездки вашей, ничто.

                4.10,
                7.10. 2012

 Фото автора, 2012


Рецензии
Огромное спасибо Вам за Ваши впечатления!!!
Скорее всего большинство белорусов об этом не задумывается. По крайней мере я не сильно задумывался до недавнего времени... Но так получилось, что последние полгода мне очень часто приходится общаться на не очень приятные темы с одним российским приятелем, дружбе с которым, кстати, обязан стихире. Он не пишет стихов, но когда-то в начале двухтысячных нашёл в интернете мои. И некоторые из них спел под аккомпанемент баяна.
Увы, творческая составляющая нашего общения давно сошла на нет. И полностью вытеснилась политикой. И этот пресловутый вопрос "ПОЧЕМУ?" звучит очень часто. Я не знаю на него ответа... А по натуре не очень люблю хвастаться. Но разговоры проходят в таком ключе, что иногда приходится это делать. Например, я как-то похвастался, что с самого начала нашего суверенитета общегражданский паспорт белорусов приравнен в международному. Почему этого не могут сделать в России, не могу сказать. Совсем недавно словил себя на том, что уже года три наши гаишники не берут взяток. Все нарушения только через квитанцию и отметку в общей базе данных. Мелочь, а приятно. А может и не мелочь вовсе...
Наверное, нам проще. Население Беларуси 10 миллионов человек. Одна Москва с пригородами гораздо больше. Но удручает то, что в той же Москве очень многое сейчас значительно хуже, чем было в СССР. Я не про новостройки и салоны с Бентли и Феррари, а про вопросы морали и нравственности.
Как иллюстрация http://stihi.ru/2001/12/19-457.
Это моя прозаическая зарисовка ещё 2001 года. Уверен, что по отношению к приезжим у нас так не поступают. Равно как не представляю себе, что мог бы попасть в аналогичную историю в Вильнюсе, Киеве или Варшаве...
Очень надеюсь, что если Вы перейдёте по ссылке, не воспримите мой рассказ как упрёк. Каждый видит в нём только то, что видит. И мне кажется, что любовь к Москве перевешивает в нём всё остальное.

Вячеслав Игнатович   24.11.2014 17:48     Заявить о нарушении
Я от Беларуси в восторге(довелось побывать два раза в 2013 году) и Батьке Вашему - Слава и Слава!
Отвечу и прочитаю позднее, а пока-еще в тему
Часть 1 - Минск. Приветствуется... грамотная речь!
http://www.stihi.ru/2012/08/11/2741

Миоль   24.11.2014 18:16   Заявить о нарушении
Спасибо, Ольга!
Приезжайте ещё, :))
Но с восторгами, на всякий случай, всё же будьте поосторожнее. Проблемы есть и у нас. А того, чем можно гордиться, хватало при всех руководителях, начиная от Петра Мироновича Машерова, при котором я в силу возраста начал стараться понимать жизнь. Чистота улиц, пропустить пешехода, честная компания для абитуриентов и много чего ещё было всегда, сколько себя помню. Если хотите, это в традициях народа.
Сейчас думаю, что каким бы не был руководитель страны, восхвалять его в период правления не стоит никогда. И два срока у власти - очень мудрая норма в законодательстве ряда стран. Жаль только, наши правители не любят уважать законы, на которых когда-то давали первую клятву.

Вячеслав Игнатович   24.11.2014 19:36   Заявить о нарушении
Как штрих...
Один из самых красивых проспектов Минска, носивший имя Машерова, при нынешнем руководстве переименовали в проспект Победителей. Якобы по многочисленным просьбам ветеранов Великой Отечественной... Не думаю, что ветераны, с которыми сам Машеров прошёл бок о бок всю войну, будучи командиром партизанского отряда, могли до такого додуматься. Но именно по этой магистрали пролегал ежедневный маршрут президента от его резиденции до места здания администрации. И именно здесь отстроили новый дворец правителя: http://udf.by/news/sobytie/89256-vse-rezidencii-lukashenko-ot-drozdov-do-selskoy-haty.html
Так что большой вопрос, имя каких именно победителей носит эта магистраль сейчас.

Вячеслав Игнатович   24.11.2014 19:53   Заявить о нарушении
Есть, конечно, и у Вас проблемы, но это - такие мелочи по сравнению с уровнем жизни россиян.
Мама была в Минске в сов. годы и тоже приехала восторженной.
Чисто
тихо
сухо
дороги
нет взяток (пытались - не вышло)
структуры работают (ЖЭУ)
и т.д.
Мелочи?
из мелочей складывается жизнь.
И пусть будет еще два срока, лишь бы не развалили то, что есть сейчас.
Жаль, что больше приехать не смогу.

Миоль   24.11.2014 20:10   Заявить о нарушении
Бакиева со свитой приютили именно у нас...
А ещё китайцы собираются целый город построить в окрестностях Минска. Вроде бы им уже и землю выделили. И надо сказать, граждан Поднебесной у нас день ото дня становится всё больше и больше. Масса студентов в ВУЗах, 5-звёздочеую гостиницу "Пекин" пару месяцев назад открыли, которую сами же китайцы и возвели. Рядом с моим домом ресторан китайской кухни открылся, где и работники, и посетители сплошь китайцы.
А в это же время десятки тысяч белорусов уезжают на заработки из страны. Кто на запад, а основная масса в Москву. Врачи, медсёстры, лётчики, учителя... Эти хоть в приличные заведения. А строители, шофера и прочий рабочий люд разбавляют армию азиатских гастарбайтеров, работая за полцены на стройках Белокаменной, и проживая там в обычных строительных вагончиках...

Извините, ещё один штрих получился...

Вячеслав Игнатович   24.11.2014 20:45   Заявить о нарушении
Понятно, что не может быть хорошо всем, но... бытовые мелочи, которые идут большим плюсом у нас (все к тем же проблемам: и наши едут во столицу и за гроши пашут на неё), - в Белоруси отлаженный механизм.

Миоль   24.11.2014 20:51   Заявить о нарушении
Действительно, не стоит о грустном, :)
Если каждый из нас будет настраивать сердце на позитив, то его в мире непременно будет становиться больше!

Вячеслав Игнатович   24.11.2014 21:03   Заявить о нарушении
Вы думаете - будет ?..

Миоль   24.11.2014 21:07   Заявить о нарушении
Если каждый, то непременно!!!

Вячеслав Игнатович   24.11.2014 21:09   Заявить о нарушении
Угу...
Пусть так и будет!

Миоль   24.11.2014 21:10   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.