Вы были первым кавалером - женское из серии гусарс

Вы были первым кавалером
Тому назад... немало лет.
Под статью Ваших эполет
Держались светские манеры.
С Вас не сводили дамы глаз.
И я с иронией смотрела,
С каким восторгом то и дело
Девицы жгли глазами Вас.

Вы так эффектно гарцевали,
Соблазном правя без помех,
Что, заготовленный мной, смех,
Силён пред Вами был едва ли.
Я не заметила сама,
Как увлеклась игрой амурной.
И оказалась неразумной.
Ах, просто вовсе без ума.

Года минули... но и ныне,
Волненьем трепетным шурша,
Моя безвинная душа
К воспоминаниям не стынет:
Горели губы и глаза,
Пылало тело от восторгов.
Пусть длилось волшебство не долго -
Но не забылись чудеса.

06.10.2012

 анализ стихотворения
Тема
Воспоминания о встрече с обаятельным кавалером в прошлом и пережитых чувствах: от ироничного наблюдения — к увлечению и трепетному сохранению памяти о мгновении страсти.
Основная мысль
Даже краткое, «недолгое» волшебство любви оставляет неизгладимый след в душе; воспоминания о пылкой встрече продолжают волновать спустя годы.
Композиция
1;я строфа — ретроспективный взгляд: образ кавалера, его манеры и внимание дам; ироничная наблюдательница.
2;я строфа — перелом: героиня невольно увлекается, теряя ироничную дистанцию; признание собственной «неразумности».
3;я строфа — итог: спустя годы воспоминание живо, чувство не остыло; акцент на яркости пережитого («горели губы и глаза», «пылало тело»).
Три строфы образуют дугу от наблюдения — через погружение в чувство — к сохранению воспоминания.
Тип речи
Лирическое рассуждение с элементами повествования (реконструкция прошлой сцены) и описания (образы, чувственные детали).
Стиль речи
Художественный, романтически;элегический. Лексика сочетает:
архаизмы/историзмы («эполет», «кавалер») — создаёт исторический колорит;
книжные обороты («безвинная душа», «волненьем трепетным шурша»);
экспрессивную образность («девицы жгли глазами», «пылало тело»).
Средства связи предложений
лексические повторы: «Вы»/«Вас», «воспоминаний»/«воспоминание»;
местоимения и синонимы: «героиня» ; «я» ; «моя душа»;
синтаксический параллелизм и анафора (особенно в 3;й строфе);
временные маркеры: «тому назад… немало лет» ; «года минули… но и ныне».
Средства выразительности
эпитеты: «светские манеры», «трепетным волненьем», «безвинная душа»;
метафоры: «девицы жгли глазами», «волненьем трепетным шурша», «пылало тело»;
гипербола: «просто вовсе без ума»;
олицетворение: «душа… к воспоминаниям не стынет»;
антитеза: ироничная наблюдательница ; увлечённая участница;
инверсия: «С Вас не сводили дамы глаз», «С каким восторгом… девицы жгли глазами Вас» — усиливает ритмическую выразительность;
звукопись (аллитерация на ш, с, з в 3;й строфе) — передаёт шелест волнения.
Итог
Стихотворение строит контраст между дистанцированной иронией прошлого и тёплой живостью воспоминания: даже мимолётное чувство обретает вечность в памяти лирической героини.


Рецензии
Дамское кокетство незаметно может перейти во флирт, а там и до опрометчивых поступков всего один шаг...

Анатолий Бешенцев   06.10.2012 22:54     Заявить о нарушении
слышала где то, что для абсолютной привлекательности женщине необходимо иметь пару тройку тайных грешков....
Не могу...смеюсь.
вы, мужчины , всё равно никогда не узнаете , где согрешила женщина...если она сама не позволит.
как женщина, могу Вам сказать, что главный грех - в мыслях...и никакая "левая постель" не сравнится с ним...
примите с юмором.
Спасибо)
с уважением.Ольга

Ольга Сергеевна Василенко Красни   19.10.2012 02:57   Заявить о нарушении