Неудачный выбор

      Прозвенел звонок.
      И коридор, который был только что шумным и многолюдным, опустел и затих. Ребята и девчонки 9  «А» рассаживались по своим местам, немного волнуясь. Сейчас будет урок литературы и их новая училка Марьяна  Семёновна (за глаза – Марьяша) пообещала, что опросит, как можно больше человек. Марьяша была старой девой.  Литературу преподавала очень серьёзно, без улыбок, сухо. Лишь раз видели ученики её оживлённой, когда проходили В.Маяковского. Это был её любимый поэт  и она смогла привить многим   любовь к его стихам .  Нина, которая раньше вообще не могла  читать  его стихи, они  казались ей  нескладными, после этих уроков очень полюбила Маяковского и  стала слышать и ритм  его  стихов  и его страстность.
     А сейчас проходили А. Блока. Нужно было выучить одно  стихотворение на свой выбор. Нина видела, как ребята на переменке, веселясь и  друг друга перекрикивая, подглядывая то и дело в книжку, учили чуть ли не хором:  «Ночь, улица, фонарь, аптека………Аптека, улица, фонарь».
     «Ну, надо же, какая  я дура! Надо было и мне это же выучить! И учить – то там нечего, всего восемь строчек, и была бы как все. Ой, хорошо бы не спросили! А-то ведь обсмеют же  её  с  « Железной дорогой». Она подумала, что зря вчера вечером так серьёзно отнеслась к этому заданию. Лёжа в ванной,  пролистала томик Блока, который нашла  в книжном шкафу. Она даже не помнила, откуда он взялся! Нинина мама работала на заводе, где была большая и очень хорошая библиотека. Мама любила читать  и  была постоянной читательницей, проблем с книгами у Нины никогда не было! Что бы ни проходили в школе, мама по её просьбе, всё приносила. Может когда-нибудь не сдали этого Блока? Нет, штампа нигде не нашла. Ну, да ладно! Очень кстати оказался этот томик в шкафу.
      Лёжа в приятной тёплой воде, она читала  стихи и карандашом отмечала, какие ей особенно нравились, чтобы потом выбрать одно единственное, самое-самое. Стихов понравилось много, но после длительного выбора, осталось стихотворение «Железная дорога». Как-то сразу легло на душу и сразу же и запомнилось. Учить было нечего:  «Под насыпью во рву некошенном лежит и смотрит , как живая, в цветном платке на косы брошенном,красивая и молодая..». Слова просто сами просились и даже ничего не надо было запоминать. Нина всегда легко учила стихи, два раза перед сном прочитает, а утром повторит и всё. Позже, когда  у неё уже было два сына,  и старший ,точно также учил стихи, быстро и легко, Нина удивлялась тому, что  с  младшим дело доходило до слёз.
      Он те же строчки, несколько раз повторяя, мог, например в окончательном варианте рассказать так: «Под насыпью, где давно не косили траву, лежит девушка красивая в платке цветном». И так повторялось несчётное количество раз, иногда до слёз и сына и мамы. Нина ему твердила: « Ну, послушай, ведь так даже не складно. Ведь легче же запомнить рифму, чем этот набор слов». Так они и мучились со стихами до окончания школы.
      Опрос шёл бойко. Марьяша называла фамилию, ученик или ученица вставали:  «Ночь, улица, фонарь, аптека...», ставилась  оценка: « три» или « четыре" , или «пять» , в зависимости от того, сколько раз запинался опрошенный  и с каким выражением прочитал.  Но, вот дошла очередь и до Нины. Она почти последняя в списке. Как надеялась, что не успеет Марьяша опросить всех, но с этим коротким : «Ночь, улица...», конечно же, успела. Нина встала и начала : «Под насыпью во рву некошенном лежит и смотрит , как живая...» - она вдруг всем телом почувствовала, как воцарилась тишина. Все притихли и стали слушать. Сидящие на передних  партах , повернулись к ней лицом и смотрели с удивлением. Нина заставила себя собраться и продолжала: «Лишь раз гусар рукой небрежною, облокотясь на бархат алый,скользнул по ней улыбкой нежною...». Краем глаза она видела, как её соседка Лена показывает ей  оттопыренный большой палец, пряча руку за широкой спиной впереди сидящего. Пронеслось в голове: «Значит -  всё нормально!»  И она закончила: «Не подходите к ней с вопросами, вам всё равно, а ей довольно: любовью, грязью иль колёсами, она раздавлена, всё больно!» И села. Щёки её пылали. Ленка шепнула  ей на ухо: « Классно, Нинка, классно! Так здорово, ты – молодец!»
      Марьяша сухо произнесла :  «Хорошо, четыре». Класс зашумел, кто-то крикнул: «А почему  четыре-то? Нечестно! Так хорошо прочитала, за какую-то там «Аптеку»  и пять ставили...». Кто-то даже негромко присвистнул.  На это Марьяша ответила, чеканя каждое слово: « Да, прочитала хорошо, с выражением, но выбор стихотворения сделан неудачно, рано  вам...рано ей... думать о любви, вы всё равно не поймёте сейчас, о чём говорил Блок. Поэтому – четыре! Неудачный выбор!»
         Тут прозвенел звонок, и все поспешили  на перемену, кто – то побежал  в буфет. Нина тоже  пошла к двери, в голове у неё стояло: «неудачный  выбор... неудачный выбор...неудачный выбор? Старая дева...старая дева!»  Почему-то у неё в голове эти два выражения «неудачный выбор» и «старая дева» сплелись в один клубок, но распутывать его  она не стала. Посмотрев на Марьяшу, улыбнулась ей и вышла из класса.


Рецензии
Лидия, а мне тоже стало обидно за эту ученицу.
Вот моя любимая учительница, напротив, ненавязчиво просвещала нас. На мою просьбу написать мне в новый альбом какие-нибудь стихи, она написала «Как только разжались объятья», «Отыскала мой адрес, с мороза вошла». И каждая из моих пятнадцатилетних одноклассниц переписала себе эти стихи.
А как ещё научить юных девочек избежать непоправимой ошибки? Только стихами и произведениями, типа «Воскресенье» Льва Николаевича Толстого.
Помню, заслуженный учитель СССР Амонашвили удивил всех, сказав, что на примере Наташи Ростовой и маленькой княжны он учит девочек рожать! Да, вот одна постоянно всего боялась и жила в страхе и слезах. Результат печален. А у жизнерадостной Наташи всё хорошо!

«Обучение без воспитания – зло!» - справедливо утверждал Амонашвили.

Он сам до седьмого класса учился плохо, из-под палки. Встреча с учительницей грузинского языка, которая с интересом и уважением относилась к своим ученикам, изменила его жизнь. Шалва закончил школу с золотой медалью и посвятил себя педагогике. Теперь многие знакомы с педагогическими принципами Шалвы Александровича Амонашвили, доктора наук, профессора, академика, организатора Международного Центра Гуманной Педагогики. Они выдержали испытания временем.

Он отмечал, что ребёнок конструктивно реагирует только на импульс любви, поэтому только педагог, сумевший найти в себе любовь к ученикам, будет успешен.

Очень важное правило: нельзя пользоваться при проверке тетрадей красными учительскими чернилами. Они ассоциируются у ребенка с тревогой, порицанием, наказанием. А цель проверки ученической работы – не наказание, а помощь. Пользуйтесь зелеными чернилами.

Лидочка!
Очень удачный кадр из кинофильма «Доживём до понедельника» выбран Вами в качестве иллюстрации.
Интересно, что-нибудь в жизни самой учительницы изменилось с годами?

Исаева Наталья Алексеевна   12.02.2026 17:14     Заявить о нарушении
Спасибо Наталья Алексеевна за Ваши мысли и мнение.
Мне кажется ничего у неё не изменилось, она уже застарелый холостяк.
Но... в жизни, конечно, всякое случается...
Может быть ещё найдёт своë счастье.
Спасибо Вам и пусть у Вас всегда будет всё чудесно в жизни.

Лидия Дунай   12.02.2026 18:14   Заявить о нарушении
Лидочка, и ч желаю Вам всего самого доброго!

Моей одинокой учительнице встретился вдовец с уже взрослыми детьми. Как после этого сложилась её дальнейшая жизнь, не знаю. Она переехала к мужу в другой город.
Пыталась я отыскать её, чтобы поблагодарить, но не смогла.

Исаева Наталья Алексеевна   12.02.2026 18:52   Заявить о нарушении
ПОнятно, надеюсь , что у них всё хорошо и взрослые дети не будут мешать их счастью.Спасибо Вам за теплые слова, дорогая Наталья Алексеевна!

Лидия Дунай   12.02.2026 19:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.