Пушкин и русская идея

       В одном старом анекдоте учительница литературы Марья Ивановна на вопрос Маши: «Как пишется слово «забеременела»?" - отвечает: «Пиши не о лете, пиши о Пушкине!» В наши дни писать о Пушкине  сложно. Жизнь и творчество великого русского поэта изучены всесторонне и на самых глубоких уровнях. Однако обращение к Пушкину ещё не утратило своей актуальной остроты. Современный представитель авангардной поэзии Дмитрий Пригов восклицает: «Пушкин, Пушкин, помоги!» Испытывая внутреннюю неуютность от духовного обнищания, привнесенного в нашу жизнь западной поп-культурой, мы  стремимся к Пушкину как к гениальному выразителю  русского национального сознания. Сегодня многие озабочены поиском национальной идеи, которая помогла бы нашему народу сплотиться и освободиться от унизительной зависимости перед так называемыми «передовыми  странами», но мало кто задумывается о том, что искать эту идею надо у тех, кто был у истоков её формирования в лоне художественно-философской мысли.
       Поэтическое выражение русской идеи происходило одновременно с философским её осмыслением. Мнение П.Я. Чаадаева о том, что Россия призвана дать миру важную «святую идею», выраженное в первом «Философическом письме» (1829), было знакомо его «неизменному другу» Пушкину и приобрело высокий патриотический пафос в его знаменитом стихотворении «Клеветникам России» (1831). Как великий национальный поэт Пушкин в своем творчестве выразил, пожалуй, самые главные особенности русского народного духа: вольнолюбие, всемирную отзывчивость, самоотречение, всепрощение и милосердие к «падшим».
       Невозможность гражданской свободы в николаевскую эпоху вызвала в пушкинской поэзии мотив философского отношения к теме вольности: "На свете счастья нет, но есть покой и воля». От оды «Вольность» (1817) до «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836) – путь от надежды на возможность в России сочетания «с Вольностью святой Законов мощных» до мудрого признания одной власти «веленья Божьего» над внутренней свободой личности. Человек должен быть ограничен в своей воле только высшими законами нравственной жизни. Свободолюбивые мотивы лирики Пушкина являют собой образец верности одному из самых святых идеалов русского народа. Проникнутая духом вольности, пушкинская поэзия выражает значительный аспект русской национальной идеи и, таким образом, является её носительницей, способствуя укреплению этой идеи в народном сознании.
       Трудно переоценить гений Пушкина в поэтическом воплощении и такой важной составляющей русского национального духа, как способность к самопожертвованию. Образ Татьяны Лариной в конце восьмой главы романа «Евгений Онегин» возведен поэтом на высоту нравственного идеала, благодаря тому, что героиня жертвует своим личным счастьем во имя счастья близкого человека. О причинах её выбора замечательно сказано у Ф.М. Достоевского: «Разве может человек основать свое счастье на несчастье другого? Счастье не в одних только наслаждениях любви, а в высшей гармонии духа». Эта «высшая гармония духа» была присуща не только пушкинским героям, но и самому поэту. В знаменитом стихотворном послании к Олениной он искренне желал счастья той, которая отвергла его чувство: «Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим». Любовь, не умирающая, даже когда она приносит не радость, а боль, любовь, лишенная эгоизма, способность к всепрощению и самопожертвованию – это именно те «чувства добрые», которые стали залогом духовного бессмертия великого русского национального поэта.
       Огромная заслуга Пушкина как человека, который стоял у истоков формирования нашего национального самосознания, заключается  в том, что он неоднократно указывал на решающую историческую роль России в судьбах европейских народов, тем самым, укрепляя в русских людях веру в свое «мессианское», спасительное предназначение. «У нас было свое особое предназначение, - писал Пушкин Чаадаеву 19 октября 1836 года. – Это Россия, это ее необъятные пространства поглотили монгольское нашествие /…/ нашим мученичеством энергичное развитие католической Европы было избавлено от всяких помех». Ощущение особой роли России в мировой истории, вслед за Пушкиным воспетое А.С. Хомяковым, Ф.И. Тютчевым, А.А. Григорьевым, Ф.Н. Глинкой, А.Н. Апухтиным, в ХХ веке с новой силой прозвучало в стихах А.А. Блока, А. Белого, С.А. Есенина, В.И. Иванова, М.А. Волошина и дошло до наших дней вместе с поэзией Н. Рубцова, Н. Тряпкина, А. Дольского, Д. Пригова, Н. Дмитриева, О. Митяева.
       Перечитывая творчество Пушкина, давшего русской поэзии жизненную основу её национальной почвы, можно прийти к выводу, что русская идея – это сложнейший комплекс духовно-нравственных ценностей, выработанных многовековым опытом нашего народа и обобщенных самыми выдающимися его представителями.
       Сегодня, на наш взгляд, нет трудности в том, чтобы определить, в чем заключается национальная идея. Трудность в том, как довести эту идею до сознания россиян. Очень важную роль в сохранении русской духовной самобытности может сыграть именно поэзия, поскольку художественное слово воздействует на разум человека посредством чувства прекрасного. Марья Ивановна была права.


Рецензии
Пушкин прекрасно сформулировал не просто национальную - всечеловеческую идею, способную, если ее примут как руководство к действию все народы и правительства, благопреобразить мир.

"Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без насильственных потрясений политических, страшных для человечества".
Александр Пушкин.

Татьяна Гладкая Феникс   29.09.2012 13:49     Заявить о нарушении
Рад, что вы откликнулись на мою статью. Бесспорно, творчество Пушкина имеет всемирное значение, но оно именно "наше" и именно "всё".

Тимур Меньшиков   29.09.2012 15:39   Заявить о нарушении