Безысходность колесо самсары это Школа мудрости

Безысходность (колесо самсары) это Школа мудрости.


4 спицы колеса самсары (безысходности) – дхарма (предназначение), артха (процветание), кама (наслаждение) и мокша (свобода), а крутится оно вечным временем – крутящим моментом, возникающим, когда живые существа переходят от одной спицы к другой, влекомые вечным желанием к самоудовлетворению.

Живые существа в круговороте самсары – белка в колесе, пойманая на приманку – орешек – ее слабость. Мы гордо заявляем  об эволюции цивилизации и человека, что мы движемся по прямой времени от темных пещер мезозоя к эпикурейским садам на Луне, но в действительности – это бег на месте от одной спицы этого колеса к другой, колеса которое мы сами же вращаем, где время идет по кругу, а не по прямой, как нам кажется и то что есть сейчас, уже было с нами столько раз, сколько раз колесо сделало оборотов в бесконечности.

Когда на мгновение нас посещает догадка о том куда нас угораздило, то мы опять как та же самая белка в колесе начинаем изображать из себя спортсмена, который, дескать, тренируется на тренажере, чтоб ни дай Бог другие белки, с сожалением смторящие на нас с дерева за окном, не подумали, что мы попались сюда на крючок своей слабости.

А колесо все вертится, и ось его – наш эгоизм, имеющий всевозможные формы: от гнусных садистских извращений до гуманизма; от молчаливой медитации под цветущей сакурой до карнавала в Рио-де-Жанейро, от общества красного креста и полумесяца до банды кладбищенских мородеров, а остановить колесо не возможно, и даже если перестать крутить, оно все равно будет вращаться стопами других… белок.
И можно быть буддистом, ожидая пока последнее живое существо покинет это колесо, призывая белок прекращать крутить и ждать в этом колесе, постепенно превращаясь из животного в растение. Но увы, орехи на свете не переведутся, ибо нет числа нашим страстям. Белки приходят и уходят, а колесо остается.
И можно быть добрым христианином, взвалив на плечи с десяток-другой белок, крутить колесо самому, страдая за их первородную ошибку, приведшую их в это колесо, надеясь на досрочное освобождение. Но захотев орехов, таких любимых белками, они загрызут насмерть их "спасителя” и начнут крутить дальше.
И можно быть еще много, много кем, но до тех пор пока мы желаем  выбраться из колеса, только потому что эти орехи оказались слишком дорогими для нас и бесконечно горькими, мы обречены, ибо желание освобождения от страданий суть эгоизм, который как и любые другие его формы вращает нас вокруг своей магнитной оси как свой вечный искусственный спутник, а любая магнитная ось имеет два полюса – северный (вожделение) и южный (отторжение): некоторые крутят спицы вперед потому что хотят орехов, а некоторые назад, потому что ненавидят их.
Однако у этого панарамного колеса самсары есть еще одна удивительная особенность. Если перестать все время смотеть вперед на этот убегающий, вечно недосягаемый орешек, или назад, вспоминая о том как, сладко мы его чуть не настигли, и просто повернуть голову вправо или влево, то можно, к своему превеликому удивлению, обнаружить, что боковых стенок нет и никогда не было, а вокруг нормальный мир, полный орехов, шишек, грибов и ягод, которые никуда не убегают. Этот удивительный мир так же вращается вокруг своей оси и имеет силу притяжения, но у него нет полюсов. Его ось Любовь, а сила притяжения – бескорыстие.



Хотели бы Вы, пообщаться с мудрым человеком, способным ответить на все Ваши вопросы? Да, вот только, где ж его взять, этого мудрого человека? В Восточной культуре быть мудрецом – это норма, а не редкое явление. Для людей Востока обыденным делом является сходить на консультацию к мудрецу и попросить у него совета. И не важно, с каким вопросом придешь: узнать смысл собственной жизни, уладить семейные разногласия, выбрать профессию или благоприятный день для начинания дел – получишь квалифицированный ответ. Там не нужно ехать за «три девять земель», чтобы получить аудиенцию мудрого человека, он может жить с тобой по соседству, и ты каждый день с ним здороваешься, проходя мимо его дома. На Западе так просто мудреца не встретишь, т.к.  западная культура  не заботится о воспитании мудрецов. Попробуем разобрать некоторые аспекты, становления мудрецом.

Где обучаются мудрецы?

Раскрыть и развить свои возможности – за этим и приходит человек на Землю. Образ жизни мудреца – счастливый! Помочь быть таким – задача Школы Мудрости под названием «Жизнь». И результатом обучения в Школе являются обязательные изменения в лучшую сторону в жизни человека.

Как и в обычной школе, здесь есть ученики, учителя, учебники, уроки и изучаемые дисциплины, а также экзамены.

Что необходимо ученику для успешного обучения мудрости?

Вера (имеется в виду не слепая вера, а доверие, открытость, позитивность, готовность избавляться от ограничений и рамок в сознании, обучаясь у учителя, следуя его наставлениям).
Смирение для постижения знаний.
Притча: «Чашка чая». Нан-ин, японский учитель Дзен, живший в эру Мейдзи (1868-1912 гг.), принимал у себя университетского профессора, пришедшего узнать, что такое Дзен. Нан-ин пригласил его к чаю. Он налил гостю чашку доверху и продолжал лить дальше.

Профессор следил за тем, как переполняется чашка, и, наконец, не выдержал: «Она же переполнена. Больше уже не войдет!»

Так же, как эта чашка, — сказал Нан-ин, — Вы полны Ваших собственных мнений и размышлений. Как же я смогу показать Вам Дзен, если Вы сначала не опустошили Вашу чашу?

Смирение позволяет ученику занять положение ниже своего учителя, принять авторитет учителя, выполнять наставления и не считать себя «всезнайкой».

Желание служить своему учителю. Секрет передачи мудрости заключается в отношениях служения между учителем и учеником. Учитель заботится о своем ученике, передавая ему знания и опыт мудрости, а ученик продолжает дело учителя – заботясь об окружающих его людях, животных, растениях, природе.
Принятие ответственности за свою жизнь – не искать причину своих проблем вовне, обвиняя в этом судьбу или людей, а понимать, что все происходящее в жизни – это результат свободы выбора самого человека.
Чтобы постичь мудрость, необходим квалифицированный учитель. Кто является таковым?

Каждый мудрец имеет учителя, т.к. знание передается от учителя к ученику, следовательно, у учителя должен быть свой учитель – цепь ученической преемственности.
Учитель должен быть сам достойным учеником своего учителя (не «двоечником»).
Учитель – это реализованная личность, воплотившая в своей жизни наставления мудрости.
Учитель – слуга всего сущего на Земле. Он не считает себя «господином», «царем природы» и «великим человеком», он живет на благо других.
Яркими примерами учителей-мудрецов в разные эпохи являются: Иисус Христос, Будда, Мухаммед, Шрила Прабхупада и др.

Интересно, учителя сами выдумывают мудрость? – нет, изучают труды предшествующих мудрецов. Но ведь сами пишут книги? – просто открывают новые грани знания, опираясь на уже известные законы мудрости. Следовательно, существуют учебники мудрости, оставленные мудрецами древности, например: Библия, Коран, Бхагават Гита, Шримад Бхагаватам.

Уроки в Школе Мудрости – это уроки жизни (обычные жизненные ситуации), из которых ученик выносит опыт мудрости и знания. Изучаются такие дисциплины, как: смысл жизни, законы мироздания, самоосознание и самосовершенствование (как стать целостной личностью), построение счастливых взаимоотношений, гармонизация всех сфер человеческой жизни и многое другое.

Экзамены в этой Школе – критические ситуации в жизни каждого человека, ведь именно в них приходится делать сложный выбор – как поступить, чтобы было во благо, а не причинило вред. Именно в таких ситуациях и проявляется нутро человека, то, что он действительно усвоил. Самым главным экзаменом будет смерть, которая покажет, как человек прожил эту жизнь: о чем думал всю свою жизнь, о чем будет сожалеть на смертном одре, к чему привязан. Мудрецы уходят из этого мира в молитвенном состоянии.

Мудрец – это высокое звание человека!

Кем стать: Стариком или Мудрецом?

Каждый человек в зависимости от того, как прожил жизнь, в 50 лет делает выбор: в сторону старости или мудрости. К сожалению, большинство людей в современном мире, уходят в старость. Чем отличается «Старик» от «Мудреца»?

Современные старики – становятся взрослыми детьми, и ведут себя соответственно:  если не удовлетворяют их чувства – гневаются, капризничают, агрессивны, утрачивают память и знания, не способны к самообслуживанию, эгоистичны, эгоцентричны. Сложно уважать таких людей.

Энциклопедическое описание Мудреца: "Мудрец во многих культурах — особо почитаемый человек, часто старейшина, наделённый мудростью, которой часто приписывается божественное происхождение.”

"Му;дрость — это способность грамотного, точного и истинного применения знаний, являющимися истинными по положению. Глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт. Способность находить решение различных [трудных задач], в том числе жизненных, опираясь на свой и чужой опыт, избегая порой непосредственных логических операций и понимание [смысла] происходящего.”

Мудрецы так описывают свою жизнь:

Имеет твердую веру в Бога, Священные Писания, знает законы мироздания: «Невежда удивляется, что вещи таковы, каковы они суть, и такое удивление есть начало знания; мудрец, наоборот, удивился бы, если бы вещи были иными, а не таковыми, какими он их знает.» Аристотель
Мудрец знает, что такое смерть и смысл жизни: «Мудрец под конец жизни понимает, что смерть страшна только со стороны, для близких людей, но для себя смерти нет, и сам человек в себе как родится бессмертным, так и уходит от нас…» Пришвин М. М.
Уважает мудрецов прошлого, идет по их стопам, чтобы понять и обрести мудрость: «Мудрые люди говорят, что хорошо и почтенно идти по стопам предков, если, конечно, они шли прямым путем.» Плиний Младший
Не соперничает и не завидует Господу, и не хочет стать Богом, а является другом Господа: «Все находится во власти богов; мудрецы — друзья богов; но у друзей все общее; следовательно, все на свете принадлежит мудрецам.» Диоген. Не отказывается от всего, а умеет  это использовать в служении.
Удовлетворен малым и всегда благодарен Богу за то, что имеет: «Мудрец счастлив, довольствуясь немногим, а глупцу всего мало; вот почему почти все люди несчастны.»Ларошфуко
Во всем видит уроки и из всего извлекает знание: «Мудрый человек всегда находит себе помощь во всем, потому что дар его состоит в том, чтобы извлекать добро из всего.»Рёскин Д.
Всех встречающихся в его жизни живых существ, воспринимает как собственных учителей: «Наставь премудрого, и он еще мудрее станет.»Даниил Заточник
Ко всем живым существам относится ровно, будь то богач или нищий, святой или вор, человек или животное, во всех видит душу: «Мудрый ценит всех, ибо в каждом замечает хорошее.» Грасиан-и-Моралес
Имеет сильный разум, способный предвидеть будущее, и сострадательное сердце: «Быть мудрым — значит видеть не только то, что под ногами, но и предвидеть будущее.»Теренций
Не желает славы, богатства, почестей, последователей, а живет на благо каждого:  «Мудрый человек… не выставляет себя на свет, поэтому блестит; он не говорит о себе, поэтому он славен; он не прославляет себя, поэтому он заслужен; он не возвышает себя, поэтому он является старшим среди других.» Лаоцзы. «Мудрец стыдится своих недостатков, но не стыдится исправить их. Конфуций
Спокойно относится к славе и поруганию, понимая, что все преходяще, и за что его ругали сегодня, за это же могут хвалить завтра: «Мудрый человек всегда на стороне тех, кто нападает на него; он заинтересован больше их в обнаружении своих слабостей.»Эмерсон У
Учитывает время, место и обстоятельство, видит уровень сознания человека, знает кому что сказать и понимает что будет благом для каждого живого существа: «Не поговорить с человеком, который достоин разговора, — значит потерять человека. А говорить с человеком, который разговора недостоин, — значит терять слова. Мудрый не теряет ни людей, ни слов.» Конфуций
Сложные для понимания истины, излагают простым и доступным языком: «Тот истинный мудрец, кто многое сказать умеет коротко и ясно.» Аристофан
Подводя итог, можно сказать, что качества характера мудреца: чистота, сострадание, милосердие, знание, следование данным обетам, терпение, вера в Бога, любовь ко всему сущему, почитание старших, следование за мудрецами прошлого и своим духовным учителем.

«Настоящий признак, по которому можно узнать истинного мудреца, — терпение.»Ибсен Г.

Примерами из жизни могут служить святые, сохранившие светлый рассудок, память, ум, возможность служить до конца своей жизни: Мать Тереза, Серафим Саровский, Шрила Прабхупада и многие другие.

"Нет большего позора для старика, если в свидетельство прожитых лет он может представить лишь годы” Сенека

Во всем видеть мудрость.

Всем ли доступна мудрость или это удел избранных? Можно ли ее черпать в повседневной жизни или нужно родиться гением? Подвластно ли это молодым или только глубоким старцам?

Есть простые советы, которые каждый человек может применить в своей жизни, для того, чтобы из повседневности извлекать мудрость:

«Человек только тогда становится мудрым, когда начинает рассчитывать примерную глубину своего невежества».Джиан Карло Менотти. – признать свое не совершенство, а значит стремление обучаться, приобретая знания и жизненный опыт.
«Знание себя есть мудрость, знание других есть просвещение». Лао-Цзы. – мудрость начинает открываться с познания человеком себя.
«Живите, как если бы вы умерли завтра. Учитесь, как если бы вы жили вечно». Махатма Ганди.- помнить, что жизнь дана для постижения мудрости, поэтому ценить каждое мгновение и радоваться постижению сокровенного.
«Неизменный знак мудрости – видеть чудесное в обычном».Ральф Уолдо Эмерсон.- оставлять место «чуду»,т.е.тому, что даже в обычном можно почерпнуть мудрость, что каждый раз это обычное обновляется для понимания и открывается новая грань мудрости.
 «Странно, как часто сердце должно быть разбито, прежде чем годы сделают его мудрым».Сара Тисдейл. – сердце должно стать «мягким», «податливым»,восприимчивым к мудрости, чтобы мудрость входила в само сердце, наполнялось ею, пропитывалось. Откройте свое сердце мудрости – пригласите ее в свое сердце.
«Мудрый человек, признавая, что мир есть только иллюзия, не действует так, как будто это реально, так он избегает страданий».Будда. – не судить о происходящем по внешним признакам, а стараться понять суть происходящего.
«Если бы мудрость была предложена мне с таким ограничением, что я должен держать её в тайне и никому не сообщать о ней, я бы отказался от подарка».Сенека. – мудрость постигается при условии, что Вы будете ею делиться на благо всему сущему.
 «Терпение – спутник мудрости».Святой Августин. – поистине мудрые вещи открываются тем, кто готов терпеливо потратить свое время, усилия для их постижения.
Уильям Блейк приглашает всех желающих в мир мудрости:

Вселенную видеть в Песчинке

И Небо в Диком Цветке,

Познать в каждом часе Вечность,

Держа Бесконечность в руке.

Увидеть мир в одной песчинке

И Космос весь – в лесной травинке!

Вместить в ладони бесконечность

И в миге мимолетном вечность!

Методы постижения мудрости.

Наблюдение – наблюдать (смотреть) на ситуацию со стороны, не погружаясь чувствами в события, сохраняя «трезвый взгляд», т.к. не позволять чувствам овладеть Вами. Оставаться сторонним наблюдателем. Следить за происходящим, как из зала за игрой актеров – разыгрывается спектакль жизни, а Вам надо понять сюжет. Задавая себе внутренне вопрос: «В чем смысл происходящего? Для чего мне это показывают? Какой урок я должен извлечь?». «Ключ к мудрости, это знание всех правильных вопросов».
Джон А. Симон. Если ситуация была в прошлом, можно мысленно прокручивать события в уме, как кинопленку, с теми же вопросами и желанием понять происходящее. Понимание приходит изнутри, очевидным становится ответ.
Поиск ответов, на интересующие вопросы – внутреннее сильное желание получить ответ, постоянно думать об этом, и все, чтобы не попадалось в жизни, рассматривать через призму данного вопроса. «Ключом ко всякой науке является вопросительный знак». Оноре де Бальзак. Настрой на определенную «волну» – волнующую тему: искать, искать и искать ответ, всматриваясь в события жизни. Ответ можно увидеть даже в незначительных нюансах: оброненном кем-то слове, рекламе, книгах, ТВ и т.д. Все будет способствовать ответу. «Великие мысли исходят из сердца». Люк де Клапье де Вовенарг
Планирование – запланировать то, чему хотите научиться или то, что хотите понять. Перед предстоящим событием, например: поездкой на отдых, поставить перед собой задачу и в поездке приобретать целенаправленно желаемый опыт.
Понимать, что случайностей в жизни нет, у всего есть причина – причинно-следственная связь.
Ошибки воспринимать, как шаги, а не как неудачи. «Я не терпел поражений. Я просто нашёл 10 000 способов, которые не работают».  Томас Эдисон
Проблема – это скрытые возможности. Воспринимать: наступило время, когда надо изменить ситуацию, через развитие событий, пора в этой области идти дальше.
Когда Вам поступает информация, мысленно сконцентрироваться на понимании сути, а не на второстепенных вещах, не рассеивать внимание – внимать по сути.
Развивать в себе любовь (вкус) к мудрости. Для личности нужна пища, как и для тела, такой пищей является мудрость. Общайтесь с мудрецами, читайте мудрые книги, смотрите мудрые фильмы – окружите себя мудростью, пропитайтесь ей.
Делитесь мудростью с другими людьми. «Если бы мудрость была предложена мне с таким ограничением, что я должен держать её в тайне и никому не сообщать о ней, я бы отказался от подарка»  Сенека. Чтобы постичь что-то новое, надо стать «пустым сосудом». И когда Вы что-то кому-то рассказываете, сами лучше понимаете предмет, открываются новые грани. Обсуждая совместно тему, поделитесь, друг с другом видением бытия – взаимно обогатитесь, т.к. каждый видит свою сторону, не доступную взору других людей, пока он ей не поделится. Увидите мудрость «глазами другого человека», через его рассказ о реализации (опыт) мудрости в жизни.
Изучение современных трактатов и древнего наследия мудрецов. Те, кто прошел путем мудрости, оставили подробное описание пути, и то сознание, с которым нужно пускаться в путь постижения мудрости. «Желание узнать все вещи и постигнуть их истину, заложено в нас от природы». Альбрехт Дюрер
Глубинное познание мудрости – это применение ее в своей жизни. «Мудрость, значит знать, что делать дальше, умение, значит знать, как это сделать, а добродетель, значит сделать это». Дэвид Старр Иордан.
Мудрость выражается в этике.

С древних времен мудрость и этика взаимосвязаны. У истоков формировании этики, как науки стоят мудрецы: Пифагор, Парменид, Демокрит, Сократ, Платон и др. Учение о нравственной деятельности и нравственных идеалах есть этика. «Этика ставит своей целью пропитать и наполнить душу внутренней порядочностью, тогда как гражданская наука не требует ничего, кроме внешней порядочности…» Фрэнсис Бэкон.

Этика является естественным проявлением мудрости в жизни: мыслях, желаниях, поступках (практическое воплощение мудрости, проявка качеств характера мудреца). Она раскрывает нравственный мир личности: добро, истину, красоту, идеал, смысл жизни, счастье, долг, ответственность, свободу, совесть, справедливость, дружбу, любовь. «Нравственность должна лежать в характере». И. Кант.

Этические (нравственные) принципы мудрецов:

Ненасилие –  мудрецам свойственно милосердие и сострадание, поэтому они не могут причинить вред всему сущему. Примером может служить вегетарианство, как принцип: «Не убей!».
Не причинять беспокойств всем живым существам – мудрецы привносят в мир умиротворение, доброжелательность, стабильность, взаимопонимание, смирение, терпение.
«Этика есть безграничная ответственность за все, что живет». Альберт Швейцер

Правдивость – мудрецы ценят Истину и не склонны от нее отказываться, даже ценой собственной жизни.
«Первый признак порчи общественных нравов – это исчезновение правды, ибо правдивость лежит в основе всякой добродетели». Мишель Монтень .

Чистота – следят за внешней чистотой тела, но еще больше внимания уделяют внутренней чистоте: мыслей, слов и действий (стремление не грешить).
Аскетизм – соблюдение умеренности в жизни. Простая жизнь – возвышенное мышление – «Чем проще жизнь, тем легче поведение». Г. Москвин
Защита: женщин, пожилых людей, детей – «Нравственность народов зависит от уважения к женщине». Вильгельм Гумбольдт – мудрец относится к каждой женщине, как к матери, даже если она младше его по возрасту. Старших уважает, с равными дружит, о младших заботится.
 «…Каждый человек проявляет в нравах то, что с помощью убеждения глубоко укоренились в его душе». Эразм Роттердамский.

«Истинная нравственность растет из сердца при плодотворном содействии светлых лучей разума». В. Г. Белинский

«Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести, – ничего, чем человек есть человек». В. Г. Белинский


 


Рецензии