Торпедолов

Вызывает как-то в штаб – флагманский дивизии**.
Шапку взял, поправил «краб»… Предстоят коллизии.
Пробежался через плац. Утро – блеск, морозное!
В штабе дверь за мною – клац! Нечто ждёт серьёзное.

Штаб дивизии идёт – на задачу «три»***.
Будет напряжёнка, знаю изнутри.
Лодка – у шестого –
к выходу готова.
Запланирован на выход ей учебный бой –
с фактической торпедной практической стрельбой****.
В море – «единичка»*****, – для обеспечения
и по другим делам, и этого учения.

Штурман флагманский – в шинели,
закрутился в карусели,
он не тратит лишних слов:
«Подготовь торпедолов…»
Уточнил для ясности
меры безопасности.
«Ты пока без корабля, –
прогуляйся дела для.
Сам с усам, – имеешь стаж…»
Завершился инструктаж.

Есть! Так точно! Побегу… Уловил с порога:
экипаж – на берегу, – мне в моря дорога.
Но оставим шутки –
выход через сутки.

*  КАТЕР-ТОРПЕДОЛОВ. Малый корабль, предназначенный для поиска и подъёма практических (учебных) торпед, выпущенных боевыми кораблями в ходе их боевой подготовки.
** Флагманский штурман дивизии подводных лодок 1-й флотилии Северного Флота.
*** Одна из подводных лодок дивизии сдаёт штабу задачу № 3 курса боевой подготовки.
**** Торпедные стрельбы бывают боевые и практические (учебные).
***** «ЕДИНИЧКА». Подводная лодка. В данном случае, «единичка» обеспечивает боевую подготовку подводной лодки, сдающей курсовую задачу № 3.

* * *

Маленький кораблик – не баржа-шаланда,
мичман – командир, моряков – команда…
Он выходит в море за стальным уловом.
Гордо величают его – Торпедоловом!
Если лодки на стрельбу побежали снова,
значит, в море позовут его, Торпедолова.

Выход предваряется важнейшей процедурой:
подготовить карты со свежей корректурой,
тонкости различные прибрежной навигации,
данные табличные магнитной девиации,
исправна ли локация, не выпит ли компас*,
имеется ли топлива достаточный запас…

Разложил планшеты, проложил пути,
по которым следует выйти и прийти.
Штурманскую хватку выдам наяву!
Для начала побежим в точку рандеву…

Планы уточнили вплоть до запятой.
Дизеля взревели сизой духотой.
Кто-то из старпомов – старший на борту.
Без проблем вернуться – загадал мечту.
С командиром катера – мы давно на «ты».
Воду взбаламутили ходкие винты.
И к норд-осту убежали, в дальний полигон,
к сроку, вовремя успели – длинный перегон.
Добежали, доложили, получили – «ждать…»
Стоп машины! В дрейф легли. Можно подремать.

* Котелок магнитного компаса заполнен 43% водным раствором этилового спирта.

* * *

Море вздыхает – зыбкая гладь.
Длинные волны, их не унять.
Где-то штормит – катится зыбь.
Тучка всплакнула – лёгкая сыпь.
Трудно раскачивать водные хляби.
Всё начинается с ветряной ряби.

В море нынче – красота, менее двух баллов.
Если тихо, неспроста ожидаем шквалов.
Коль погода хороша,
катит волны, чуть дыша, –
ждите усиления
ветра и волнения.
На ближайшие часы выдаю прогноз:
потемнеет, завьюжит (зачесался нос)…

Дымкой затянуло, потемнели дали.
О грядущей непогоде чайки закричали,
издали почуяли жернова циклона,
улетают к берегу из морского лона.
Между жерновами – жизнь – на волоске.
Чайки отсидятся – в скалах, на песке.

Как обычно, с запада, словно дикий слон,
накрывая море, прёт на нас циклон.
Нет, какой же это слон? – Слышу топот стада!
Надвигается циклон, с ним шутить не надо.
Мы у стада на пути. Смыться не получится,
ни нырнуть, ни отойти… Будем в качке мучиться.

* * *

В Баренцевом море, в южной его части,
ловят рыбу рыбаки и творятся страсти.
Мимо транспортных судов
пробежал торпедолов…
Лодки всплыли. Проведён инструктаж по ЗАС*.
Нам на кромке полигона ожидать приказ.
Лодки погрузились, развернулись к бою,
провели атаки с практической стрельбою.

Удивителен собой –
под водой – торпедный бой.
Этот бой идёт без ража,
без «ура», без абордажа.
Это бой без кулаков.
И готовят моряков –
в бой – поэкипажно.
Это очень важно!
Ведь – торпедная стрельба –
коллективная борьба.

Быстро и чутко, как только возможно,
стрелявшая лодка всплыла осторожно.
Чайки – подводную лодку – встречали,
что-то пронзительно – Небу – кричали.

Лодка всплыла – не русалкой, не глыбой, –
в пене явилась чудовищной рыбой.
Рубку возвысив и чёрную спину,
лодка всплыла, изучая картину –
лохматого моря, небесную сферу…
Лодка вдохнула в себя атмосферу.
Она развернулась – на поиск торпед,
руль отвела и двинулась вслед…
Стрелявшая лодка – по данным счисленья –
торпеды нашла, избежав приключенья.

* ЗАС. Засекречивающая аппаратура связи.

* * *

В практической торпеде (это очень мило)
в БЗО* закачено разбавленное «шило»** –
снаряжена по-зимнему (это не каприз),
для торпеды – «шило» – лучший антифриз.
Каждая торпеда – дорогая штучка.
За её потерю – ожидает взбучка.
Пробежит дистанцию, не пойдет «на мыло», –
за борт продувает разбавленное «шило».
В результате – возникает мощная плавучесть,
которой обеспечена надводная живучесть.

* БЗО. Боевое зарядное отделение.
** «Шило». Спирт.

* * *

Завершается спячка-зевота,
начинается наша работа.
Весь экипаж по сигналу
занял места по авралу.
На полном ходу, шаткой походкой
кораблик спешит, озабочен погодкой.
В левую скулу лупит волна,
с курса – кувалдой – сбивает она.

Торпеда стоит вертикально, маячит.
Рядом – подводная лодка, рыбачит.
Торпедная ловля – в нашей артели –
зависит от моря, оно на пределе,
более трех, скорее, четыре…
Гуляют по морю лохматые гири.

Если подальше хоть чуточку встать,
нам до торпеды уже не достать.
Близко прижаться – много соблазна.
Волна нас мотает – противофазно.
Если мы сядем торпеде на плечи,
утопим её или вдрызг покалечим.

Рядом – торпеда, – ведём менуэт,
чуть ближе, машины – враздрай, – пируэт…
Матросик бывалый – на юте –
взлетает, как на батуте, –
прижался, прилип к леерам,
привычен к таким номерам.
Тут же аркан – металлический трос –
накинул на шею торпеды матрос.

На малом ходу эту длинную тушу
тянем к себе, лебёдкой, на сушу.
По слипу вползает она, и в момент
её закрепили уже в ложемент.
Вскоре подняли вторую красотку
и доложили об этом на лодку.

Но закончился лишь эпизод,
запланирован новый заход.
Как видно, Природа того не хотела –
не будет погоды для этого дела.
«Торпеды – подняли, – вам этого мало?!» –
в шпигат убегая, вода клокотала.

Час за часом, искушая Природу,
по морю болтались, ожидая погоду.

* * *

Первый заряд – наблюдается к весту, –
море накрыл, как фатою невесту.
Белая мгла. Серая дымка.
Рядом вода колышется зыбко.
Лодку чуть видно – рубка и хвост.
Ветер неспешно отходит на ост.
Снова и снова – заряды с норд-веста.
Снег облепил, наподобие теста.
Лодку давно уж в зарядах не видно.
Упущено время, и это обидно.
Всё заслонили струи потока.
Качка, к тому же, мотает жестоко.
Времени много мы здесь потеряли.
Нужно для дела? Едва ли, едва ли…

* * *

Волны – шеренга, фаланга –
опасны – и с фронта, и с фланга.
Я их уважаю – бесчинство,
но качка – ужасное свинство!
Волны – по фронту – с клыками,
пена – на спинах – клочками…
Волны – ветрище – бичует.
Море – кораблик – линчует.
В море кораблик штормует, –
волны форштевнем штурмует.
Качку прочувствовать надо.
Волны – стихия! – не стадо.

* * *

Бортовая, килевая – яростная качка.
Люди медленно звереют, и не лезет жрачка.
Это Море выжимает твой «сухой остаток».
Не имеешь права «выпадать в осадок».
И тогда не уязвят грубою подначкой,
когда муторно тебе, – укачало качкой.

В море, ребята, не ждите привала…
Сам командир стоит у штурвала.
Все подобрались, слетела беспечность.
Сутки – мотает, а кажется – вечность.
От серости пенной устали глаза.
Глаза воспалились, засохла слеза…
Трудно всходить на большую волну
и падать – куда-то – с неё… Ну и ну!
Такое, поверьте, – нечасто бывает –
ветер такой, что кораблик – сдувает!

* * *

Лодка сообщила нам координаты –
бегите, ребята, «до дома, до хаты».

Что же, ребята готовятся к старту.
Штурман прикинул точку на карту…
Но главное всё же сейчас – развернуться,
выбрать момент, чтобы не кувыркнуться.

Мы стиснуты – с флангов и с тыла,
а с фронта – ударная сила.
Мы выбрали мощный «девятый» провал.
Нас окропил набегающий вал…
Ровно, надёжно рычат дизеля.
Ходу добавили… Лево руля!
Все уцепились – готов экипаж.
Входим решительно, с креном – в вираж.
Лагом* – к волне… Катимся… Бух!
Что-то скрипит… Заходится – дух!

Мы развернулись! Сидим на волне,
как у большого кита на спине.
Народ веселее выглядит сразу.
Курс – двести сорок! Следуем в базу!
Если помчимся, что было мочи,
будем у пирса в два часа ночи...

* ЛАГ (гол., англ. log). В данном случае – борт корабля (при определении положения относительно волны, другого корабля, судна.)

* * *

Штурман проводит прокладку пути,
которым от точки до базы идти.
Привычное дело, всё по порядку, –
от аза до ять – решает загадку.
Штурман над картой кусает усы.
Что мы имеем? Компас и часы…
Время течёт, –
погрешность растёт.
Быстро теряем надёжное место –
в блин расползётся, как жидкое тесто.
Берега не видно даже на локации.
Радиомаяки – средство обсервации.
Пеленгатор еле дышит,
но маяки всё же слышит.
Радиопеленг – с размахом – гуляет.
Рыскаем курсом – кильватер виляет.
Снежный потоп ослепляет локацию…
Снег, будто сон, отсёк информацию.

Не имея в тот момент
совершенней инструмент,
чем «выпуклый штурманский глаз»
(а у штурмана «глаз – ватерпас*»),
оценил своим чутьём сложную задачу
(положился на Авось, то есть на Удачу),
прикинул, затем применил для счисления –
параметры хода, дрейфа, течения…

Кто не сомневается,
часто заблуждается.
Если к берегу идёшь, – курс ведёт к опасности!
Если это сознаёшь, остальное – частности.
Вводим вероятность, вычисляем вес, –
проступает ясность, отступает бес.

Чтобы – на Рыбачьем – «не открыть Америку»,
я погрешность места при подходе к берегу
возвожу в предел**.
В круге первых дел
зону отчеркну,
заходить в которую – вслепую – не рискну.

Не во всём удачно, не во всём бесспорно
я расчеты эти сделал априорно***,
их на карте проложил, –
всё, что нужно, доложил.

* ВАТЕРПАС (гол. waterpas). Простейший прибор для проверки горизонтального положения различных поверхностей; представляет собой уровень в деревянной оправе или треугольник с отвесом.
** Точность текущего места корабля при подходе его к берегу оценивается предельной радиальной погрешностью координат с вероятностью 95%. Линии пути следует прокладывать от навигационных опасностей на расстоянии, превышающем предельную погрешность счислимого места.
*** АПРИОРИ, априорно (от лат. a priori из предшествующего). До опыта (в противоположность – апостериори, после опыта).

* * *

Волны подгоняют – бежит торпедолов.
Две торпеды – на борту – вот его улов.
Караул! Из строя вышла РЛС*!
Это обстоятельство – означает – стресс.
Вмиг испарилась прежняя ясность. Жизнь побежала другая, не та…
Ясно одно, – окружает опасность. Главной причиной тому – слепота.

В море, как правило, – много народа –
от Линахамари до Новой Земли.
Море – накрыла сейчас непогода,
в море не вышли все те, кто смогли.
Мелочь разбежалась, та, что вроде нас, –
должной мореходности нету про запас.
Но в Мурманск, в заливы и губы –
морем идут хлеб и трубы… –
снабжаются мощные порты,
базы, заводы и форты.
И с Белого моря, и с Новой Земли,
и в море, и с моря идут корабли.
Итогом является, как ни крути,
что мы вдруг ослепли у них на пути,
на главном маршруте движенья.
Какие возможны решенья?

По правилам**, – обязаны – застопорить машины,
быстро разобраться и устранить причины.
Но море взбунтовалось, далеко не штиль, –
без хода в этом случае будет «оверкиль»***.

Все эти проблемы – навалились хором.
Такая обстановка зовется форс-мажором***.
Вытянулись лица – вот это пироги!
Ангел наш хранитель встал не с той ноги.
Нам придётся напрямую обращаться к Богу.
Господи, хоть чем-нибудь освети дорогу!
Гиблый жребий и позор мимо пронеси!
Господи, помилуй нас грешных и спаси!

Продолжаем двигаться – к берегу – вслепую
(молча поддержали линию такую).
Не может же сыпаться сутки подряд
плотный, как ливень, снежный заряд!
Преследует нас он, подобно маньяку.
Решили прижаться поближе к маяку,
затем, осмотревшись, не сразу, –
прибрежным фарватером – в базу.
Ведь есть радиопеленг, он – справа – тридцать пять,
уцепимся за берег, и нас тогда не смять.

Сигнальщиков – бессменных – пристегнули.
Право – тридцать – по компасу подвернули.
Волна – с кормы и справа.
О ней – дурная слава.
Скорость хода диктует она.
Ракет – настрелялись – сполна…
Туманные сигналы, врубив прожектора,
спокойно, без истерик, идём – не на ура.

Мир ограничила – белая мякоть.
Душит прожектор – снежная слякоть.
В вихре упругом – взглядом витаю.
Чувство такое, – будто взлетаю…

«Цыпнаволок-Рыбачий****, с такой-то светосилой,
увидит и незрячий, не сомневайся, милый!
Конечно же он светит, конечно же горит,
но снегом занавешен…» – Надежда говорит.

Срок истекает – жду перемены,
жду, – распахнётся занавес сцены.
Мозг утомлён, – генерирует бред.
Вот впереди померещился свет!
Прямо по курсу, возможно, – маяк?!
Нет, впереди – только мрак.

* РЛС. Радиолокационная станция.
** Международные правила предупреждения столкновения судов в море (МППСС-72).
*** «ОВЕРКИЛЬ». Опрокидывание, потеря поперечной остойчивости корабля.
**** ФОРС-МАЖОР. Чрезвычайное событие, обстоятельство, которое не может быть предусмотрено и предотвращено.
***** ЦЫПНАВОЛОК. Мыс, маяк на восточной оконечности полуострова Рыбачий.

* * *

Снежный поток оборвался!.. И вмиг –
даль проясняется, ветер поник.
Словно в мультяшке, – рушится мрак!
Это Цыпнаволок светит, маяк.

Он на Рыбачьем ждёт из морей –
путных, беспутных – своих сыновей.
Видит картину полного мрака.
В море идёт настоящая драка.
Море подмял под себя, будто слон,
с веста явившийся зимний циклон.

Снежную тучу приподнял плечом,
мрак шуганул проблесковым лучом, –
светит над морем, держа на весу
светоч маячный на этом мысу.
Давят на плечи, бьются о воды,
круто завихрены тучные своды.
Эта картина, знаешь, не ах, –
в грозных она черно-белых тонах.
Дикая сила! Красиво, аж жуть!
Катятся волны – тяжкая ртуть!

Вырвались мы, как в лесу, на опушку,
видим маяк на мысу и осушку.
Своды из туч – поразительно низко.
Открылся маяк – неожиданно, близко.
Прямо по курсу – чётко видны,
рядом совсем, кипят буруны!

Некогда было тогда разбираться –
каяться будем, спасать иль спасаться…
Право на борт – переложен штурвал.
Бак захлестнул набегающий вал.
Лево на борт – полетели тела…
Бац! – в переборку… Вот это дела!

Я удержался… Визжала картушка*,
слева осталась опасность, осушка,
корпус ломало, как в лихорадке…
Кости-то целы? – Будем в порядке!
В рубке – веселье! Уходим на норд.
Ура – командиру! Опытный, чёрт!

На траверзе – слева – маяк подмигнул:
«Я ливень заряда отжал, отпугнул.
Бухточка есть у меня за спиной,
там отстоитесь, как за стеной…»

Быстро, в темпе вальса, встали мы на бочку,
в штаб, оперативному, сообщили точку…
Странное спокойствие озираю взглядом –
место безопасное, берег – вот он, рядом…
Лучшую погоду – приказали ждать.
Поделили вахты, повалились спать.
«Если что произойдёт, свистни на подмогу…»
Балансирую, спускаюсь – в кубрик, как в берлогу.
На свободной койке, и без канители,
как с большой попойки, – вытянусь – в шинели.
Шапку не снимаю, – башмаки, перчатку…
Вырубаюсь... Для подъёма применяй взрывчатку.

Вывел нас из дебрей, а по сути – спас –
радиопеленг и гирокомпас…

* КАРТУШКА. Визуальное устройство для снятия курса с компаса или репитера компаса, представляющее собой диск с нанесённой на него градусной шкалой и обозначениями.

* * *

Утром увидали первую зарницу,
завелись и убежали в Западную Лицу*,
прошмыгнули узкость, привязались лагом.
Дизеля заглохли. Сошли – вразвалку, шагом.

«Как, ребята, погуляли? Намотались?» – «Да, уж…
Еле ноги унесли, укрылись в бухте Лауш.»
Справились сами... Дошли, мол, и ладно…
Всё хорошо, что кончается складно.
Кто-то на суше молился за нас.
Бог заприметил, помиловал, спас.

Это повседневная, сильная картина:
мужики помятые, серая щетина,
усталые глаза, встревоженные лица…
Без претензий встретила Западная Лица.
На этом приключение, вроде бы, кончается.
Почему-то шар земной – подо мной – качается…


Март 1978 года.
Март 1999 года.

* ЗАПАДНАЯ ЛИЦА. Губа (фьорд) Мотовского залива Баренцева моря – место базирования дивизии подводных лодок.


Рецензии
Ну, что сказать. Супер. Просто молодец.

Александр Мельников 47   29.12.2018 12:37     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Александр! Давненько не пишут мне рецензии, - Ваши слова - большой мне подарок. С наступающим Новым годом!

Другов Александр Николаевич   29.12.2018 19:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.