Введение к Письмам Сенеки

Вместо введения

- Это не просто письма, - зашептал Нерон.
- Ты писал их для потомков! ...Это твоё оправдание, тщеславный учитель.
    Эдвард Радзинский «Нерон и Сенека»

  Луций Анней Сенека (4 до н.э. — 65 н.э.) - знаменитый философ, драматург, политический деятель. Был воспитателем и наставником императора Нерона. К концу жизни настолько разошелся с ним, что был принужден Нероном к самоубийству. Наиболее известны и читаемы его «Нравственные письма к Луцилию», где он излагает принципы римского стоицизма - о царящей в мире необходимости, о смертном теле как оковах бессмертной души, о невозмутимости духа и нравственном усовершенствовании (цитата).
  «Нравственные письма к Луцилию» — своего рода книга итогов, написанная философом в конце жизни. Ее адресат Луцилий — лицо реальное. В своих письмах к другу-ученику, написанных в свободной форме, Сенека не поучает, а как бы размышляет на тему конкретных жизненных ситуаций. Но в ходе этих размышлений он подводит итог всех своих поисков и раздумий нравственного характера. В «Письмах» Сенека излагает систему стоической этики. Любая житейская мелочь, любой жизненный факт становится отправной точкой для рассуждения — все может служить примером. В «Письмах» Сенека ведет Луцилия от земных римских идеалов к высоким духовным, к полной независимости от внешних обстоятельств (цитата).
Впервые прочитав «Письма», которые были созвучны моему миропониманию и настроению, я воспринял их содержание в общем и целом, но не осознал, так как пробежал их второпях. Гораздо позже я вновь вернулся к ним для того, чтобы изучить их более подробно. Тогда я спросил себя, что нас, студентов,  заставляли когда-то делать при изучении первоисточников марксизма-ленинизма?  Конечно, конспектировать эти первоисточники. Вот я и решил законспектировать «Письма» Сенеки, но в стихотворной форме, по возможности сохранив их манеру изложения.
  Что заставило меня рифмовать мой конспект – трудно сказать. Во-первых, по-видимому, необходимость в гимнастике своих постепенно сглаживающихся мозговых извилин, в лабиринтах которых стал теряться мой русский язык из-за постоянного общения на иврите. Ну а поскольку мой иврит, мягко говоря, не на очень высоком уровне, то и родной, русский, по аналогии постепенно беднеет. Во-вторых, желание каким-то образом акцентировать внимание читателя на тех прописных истинах, которые проповедует Сенека. В-третьих,  выделить тематику «Писем», так как Сенека часто в одном и том же письме рассматривает не связанные друг с другом вопросы. Недаром, пятое письмо написано мною в двух частях. Таким образом, я осилил пока лишь несколько «Писем» из 124–х (их оригиналы в русском переводе можно найти в интернете).
  Считать представленные мною реминисценции плагиатом не следует, так как сам Сенека в письме XVI пишет: «Всё, что сказано хорошо, - мое, кем бы оно ни было сказано».
   Борис Гончаров


Рецензии