айфономания -д

Осень - пора обострения многих психических расстройств. В том числе, похоже - и брендомании. Особенно когда возникает подходящий повод, то бишь очередное явление бренда народу. И у народа появляется весомый повод и уважительная причина для того, чтобы "сбрендить". Далеко за айфоном, то есть за примером, ходить не придется. Вот уже несколько дней весь мир охвачен рецидивом айфономании.
 
Вышел на рынок пятый айфон -
счастья заменой станет вам он!
А ну, эппломаны,
выворачивай  карманы!

И побежали фанаты за новой "игрушкой",  как великовозрастные дети. На телеэкранах - многолюдные очереди в местах продаж, в крупнейших европейских городах - на открытие продаж нетерпеливые покупатели выстраивались в очередь еще с ночи, как в СССР во времена дефицита (в России 5-ый официально начнет продаваться лишь в декабре). Обсуждают "подвиги" преступников, взламывающих витрины автомобильным тараном (ну не мог парень удержаться от соблазна, так хотел поскорее заполучить новый айфон) и хакеров, уже взломавших новинку...

В общем, каждый сходит с ума  по-своему. Именно так, в  прямом смысле слова сходит с ума. Ибо сегодня нарушения потребительского поведения - и брендомания, и шопоголизм - из психологических проблем начинают уже перерастать в клинические, как в силу широкой распространенности, так и в силу ущерба, наносимого этими формами зависимости ее жертвам.

Конечно, не всегда такая зависимость становится очевидной для окружающих - ведь многие шопоголики и брендоманы, как и наркоманы, пытаются ее скрывать. Однако, в случае с айфономанией "диагноз" поставить нетрудно. Как правило, жертва зависимости не расстается с любимой игрушкой ни днем, ни ночью. Любое общение на публике начинает с того, что вытаскивает "с-с-сокровище" (да-да, вспомните героев Толкиена) из кармана или из сумочки и гордо выкладывает на видное место, доступное для всеобщего обозрения. При это то и дело, к месту и не к месту, берет "игрушку" в руки, нежно гладит ее, судорожно "тискает" в руках, прикладывает к сердцу и к другим местам... только что не целует. (Одних айфономанов это возбуждает, других, напротив, успокаивает.) В общем, то, насколько пораженный зависимостью человек неравнодушен к своей "игрушке", видно невооруженным глазом.

Особенно пагубно влияет айфономания на детей и подростков. Пораженные этим расстройством несмышленыши (очевидно, зараженные родителями или иными наивно любвеобильными родственниками, благими воспитательными намерениями которых вымощена дорога в клинику неврозов) любое знакомство со сверстниками начинают с вопроса: "А какой у тебя айфон?" Детская вера в то, что айфон пребудет с ними вечно, проявляется даже в неверии в то, что у родителей, когда те были детьми, не было айфонов... Этого не может быть, потому что не может быть никогда! Айфон был, айфон есть, айфон будет всегда. Так же, как небо, солнце и мама. В иллюзорности последнего убеждения они, увы, убедятся с возрастом. Но веру в вечность айфона, похоже,  нынешнее поколение его поклонников пронесет с собой через всю жизнь - свою и айфона:)

Конечно,  сказанное - лишь шутка, но в ней есть изрядная доля правды. Брендомания (на примере любви к пяти айфонам) в современном мире (обществе потребления) принимает такой размах, что страдающие ей люди (хотя они сами не понимают, что страдают) начинают вести себя неадекватно.

Впрочем, так же пристально, в шутку и отчасти всерьез, смотрят на айфономанию не только психотерапевты, но и некоторые религиоведы. Все больше раздается голосов, саркастически сравнивающих эппломанию с культом, а сообщество эппломанов - с сектой. Уместно вспомнить ветхозаветное правило: "Не сотвори себе кумира," - в его первоначальном контексте. Эппломания сегодня превращается в этакий техногенный неопаганизм. Ох, не случайно на логотипе Apple красуется надкусанное яблоко. Для одних - символ познания. Для других - символ грехопадения...
С кем вы, с первыми или со вторыми?

Говоря же серьезно, айфономания - лишь частный случай брендомании, за которой стоят реальные проблемы современного общества. То, как люди "подсаживаются" на бренды. ведутся" на рекламу, показывает: они становятся более податливыми для манипуляций. Это связано с ростом инфантилизации общества, ведь взрослый человек, испытывающий "страсти по айфону", стремится к обладанию вожделенной "игрушкой" буквально, как ребенок.
К тому же, манипуляция становится более изощренной. Если раньше основным каналом манипуляции были традиционные медиа, то теперь - медиа социальные, особенно соцсети, где людям не просто "подсовывают" готовое мнение,  но и "помогают" поверить, что они сами к этому мнению пришли.

Ну, а результат этой модернизированной манипуляции - традиционный. Прагматичное меньшинство управляет наивным большинством. Правда, в эпоху глобализации, интернациональных брендов это происходит в международных масштабах. Когда-то наивные туземцы отдавали богатства своей земли за "огненную воду" и побрякушки. Сейчас инфантильные потребители расплачиваются за бренды - в конечном счете, тем же самым.

Потребление брендов во многом носит характер показного, статусно-демонстративного. Обладание брендами, выставляемыми напоказ - свидетельство "успеха", точнее, его наглядное доказательство (непонятно, то улика, то ли алиби успешности). Доказать свою успешность окружающим - чтобы тем самым доказать и себе! Встречают нынче не просто по одежке, встречают по брендАм:)) Бренд-код так же, как дресс-код, становится "пропуском в свет" (гаджет-код... айфон-код...  планшет-код... авто-код...) 

Результат потребительской погони за брендами - кризис. Сама по себе "брендомания" - отражение психологического кризиса современного общества. Но не только. Сегодня результатом гиперпотребления со стороны наивного большинства и безудержных аппетитов меньшинства, заставившего потребителей "проедать" их собственное будущее, стал затяжной экономический кризис -  причем кризис нового типа. Продлится ли он 40 лет, по аналогии с ветхозаветным, когда после долгого блуждания по экономической "пустыне" вырастет новое поколение, свободное от "потребительского рабства"? Или исход будет другим, далеким от оптимистического?


Рецензии