Письмо в Линген Анне Нойманн

               Четвертое декабря 1999 года. Весь день – хмарь, слякоть, лишь под вечер снежок немного прибрал дворы и тротуары, не прилегающие к большой трассе. Станция "Кропоткинская" – просторная, обычно безлюдная, но сегодня у каждой колонны застыл или переминается с ноги на ногу – ожидающий встречи... а, дождавшись, уже в паре или с целой группой быстрым шагом направляется к  выходу, что ведет к Храму Христа Спасителя.
               Сегодня праздник: Введение Богородицы во Храм. А в Музее Изящных Искусств – Декабрьский вечер "Се Человек".
               В программе – камерный оркестр "Musika Petropolitana"– Петербургский квинтет, в составе:
                Николай Насонов – флейта траверсо,
                Андрей Решетин – скрипка,
                Сергей Фильченко – скрипка, альт,
                Дмитрий Соколов – виолончель,
                Ирина Шнеерова – клавесин.
               В "Белом зале" – выставка деревянной скульптуры Северной Европы 16–17 веков из музеев Германии и Эрмитажа. Отточенность и утонченность, все великолепие Европейского Возрождения.
               В "Галерее" – Пермская деревянная скульптура середины 18-19 веков. Наивное, доверчивое восприятие мира и в его отображении – непосредственность примитива. У Ангелов и всех Святых, включая Апостолов и Христа. – лица народов Севера (коми, ханты)...
               Успеваю бегло посмотреть выставку. Звонок. Выхожу из галереи. Зал полон. Как всегда, создаются дополнительные ряды, для своих. Я – в первом из них, прямо перед сценой, среди приглашенных друзей музыкантов, хотя вижу их сегодня впервые. В программе – А.Корелли, Д.Скарлатти, Иоганн Себастьян Бах и неизвестные мне – И.Пахельбель, Х.Бибер, И.Гольдберг.
               Начинается концерт арией с вариациями для клавесина соло соль минор Иоганна Пахельбеля, немецкого композитора и органиста, как мне стало теперь известно, жившего во второй половине 17, начале 18 века в разные годы в Австрии и Германии.
С 1692 по 1695 год он служил органистом в городе Гота, на что я, естественно, обращаю особое внимание...
               Ария для клавесина показалась мне скучноватой, звук инструмента – глухим... На клавесине – надпись: "Виртуозы Москвы", видимо, инструмент принадлежал им ранее. Клавесинистка – приятная молодая женщина в длинном, светлом, элегантном платье, с распущенными мелко вьющимися, зачесанными назад и будто приподнятыми волосами, выглядит современной, но – в гармонии с исполняемой старинной музыкой.
За арией последовала соната да кьеза (церковная) для двух скрипок и бассо континуо соль минор Арканджело Корелли, весь зал поначалу пассивных слушателей сразу перестал кашлять, скрипеть стульями.
              Мне трудно судить – музыка ли итальянца, мастера трио сонаты, главы кардинальской капеллы, Корелли (кстати, ровесника Пахельбеля) интереснее, богаче для восприятия, или даже нельзя и сравнивать звучание скрипок, виолончели с клавесинным, более однообразным, но не только я, весь зал заметно оживился (судя по направлению глаз и вытягивающимся профилям слева от меня) и замер, впитывая... внимая... Притягивала к сцене не только сама музыка, но и чисто внешняя зрительная манера игры.
Особенно любопытно было наблюдать за ансамблем в целом, когда исполняли Скарлатти "Сонату для флейты, двух скрипок и бассо континуо", то есть, когда появился новый исполнитель – флейтист (он же, я думаю, руководитель всего коллектива). Флейта траверсо наверное означает поперечная, горизонтальная, по аналогии с понятием траверса в технике (пример, направление, перпендикулярное курсу корабля) в отличие от блок–флейты. Но флейта у Насонова деревянная, одноствольная, двух– или трехступенчатая. О ней мне обещали подробнее рассказать позже. Флейта и две скрипки на фоне баса и клавесина дают полное насыщение страждущему слуху...         
          Но я и слушаю... и вижу... зал и музыкантов. Попробую описать картину на сцене.
Представь: скрипачи, стройные молодые, в черном до пояса и белых легких кофтах–рубашках со свободным рукавом и лифом, не только оживляют скрипку, но и сами, своими движениями, одновременно рисуют ту или иную музыкальную фразу. Их изгибающиеся фигуры, то приподнимающиеся на носки, то на шаг отступающие, то рвущиеся вперед – как два дерева, чуткие, под порывами ветра склоняющие или отводящие свои руки-ветви, головы... Все – порыв, извив, музыкальный танец. И в лицах, в страдании или в блаженстве – бесконечное движение чувства...
            Контрастом – бас виолончели, он лишь создает фон, continuo... А басист в спокойном удивлении касается смычком струн своей виолы, чуть вскидывая голову, на акцентах слегка покачивая ею...
            Контраст излома чувства и в голосе скрипки, и в красивых слаженных движениях скрипачей – с иронической, игривой, спокойной уверенностью баса... и басиста, без возраста, в темной короткой бородке, с небольшими глазками, носом – картофелинкой, жидким хохолком на голове, а в целом – лица, очень к себе располагающего...
Флейтист же, в очках, с густой, коротко стриженной бородой, высоким лбом и пышными черными волосами, забранными в хвост, что создает сходство с париком при косичке сзади... в белом блузоне, отличающимся от других кружевами на воротнике и манжетах... прямой, невысокого роста, как крепкий дубок средних лет, лишь иногда, в конце музыкальной фразы, делает легкие движения всем торсом или вытягивается в след звуку...
У каждого музыканта свой рисунок – свой образ на сцене. Это так же интересно в данном случае, как и сама музыка.
             Всю программу описывать не буду. Скажу только, что меня поразило, сколько в старинной церковной музыке 17-18 веков и чувственности, и игривости одновременно.
Можно сказать – гвоздем программы было исполнение сонаты для перестроенной скрипки и бассо континуо ре минор "Нисхождение Святого Духа" австрийского композитора конца 17 – начала 18 века Хайнриха Игнаца Франца Бибера. Бибер использует скорзатуру (для расширения диапазона, изменения тембра и силы звука), двойные ноты, а также другие приемы виртуозной скрипичной техники, и Андрей Решетин блестяще продемонстрировал свои виртуозные возможности, а может быть, и сама тема настолько увлекла зал, что почти все цветы, заранее приготовленные, достались этому скрипачу.
             На "бис" сыграли часть из Скарлатти. Уже после концерта случайно услышала, выходя из зала, что у ансамбля нет руководителя, что все его участники закончили Леинградскую консерваторию, что скрипач Решетин ранее выступал с Гребенщиковым, что в 90-ом году на конкурсе в Манчестере ансамбль, едва сформировавшись, сразу стал победителем, что позже несколько раз был награжден разными премиями вЗальцбурге и в Голландии, что услышанная нами программа в Музее была ансамблю навязана, а их собственная программа значительно интереснее…
             Вот и все, что хотела я рассказать... Ансамбль чаще выступает в Европе, чем в России, так что у вас есть возможность с ним встретиться.


Рецензии
Ну вот... здесь обратный эффект, масса терминов и слов не понятных для меня... одно время увлекался электронно инструментальной музыкой... Китаро, Вангелис, Шульц, и ещё несколько композиторов музыкантов есть в моей фонотеке... очень нравится произведение Баха в фильме Солярис, не помню аббревиатуру этой группы музыкантов, есть видео концертов Китаро... схожие ощущения возникают... музыканты живут этой музыкой... есть и у нас в России электронщик так сказать Андрей Климковский... ну вот вроде и всё...

Рифмующий Мысли   24.09.2012 13:18     Заявить о нарушении
Спасибо за чтение и за отклик. Мне больше по душе классическое испонение без электроники, особенно люблю старинную итальянскую музыку. Баха, конечно, тоже. В "Солирисе" фа-минорная хоральная прелюдия исполняется на органе, и здесь, в фильме, к месту наверное электронная обработка Артемьева, а кто исполняет тоже не знаю.
Спасибо, в Инте посмотрю и послушаю при случае Китаро, Вангелиса, Шульца... Но живая музыка в зале гораздо сильнее воздействует...

Варвара Оленина   24.09.2012 15:56   Заявить о нарушении
Пожалуй я бы послушал в зале в живую Китаро, судя по записям он даёт концерты... а вообще когда я слушаю музыку которая мне нравится, мне хочется быть одному... что-то вроде медитации, но не в виде желаний чего-то а ощущение необычных в этой жизни впечатлений и всё же каких-то родных... всего не могу передать... но сильные эмоции чреваты... и я больше не эксперементирую с чувствами... пока...)

Рифмующий Мысли   24.09.2012 16:10   Заявить о нарушении
Вы правы, в одиночестве, не отвлекаясь, я тоже люблю слушать и музыку и голос, например, Вишневской - Бахиану Вилла Лобоса. Но и в зале, когда музыка захватывает уже никого не замечаешь, как-то уходишь в себя, а мои записки - попытка наблюдения за исполнителями, уж очень они были живописны, может быть, не без некоторой красивой нарочитости...

Варвара Оленина   24.09.2012 16:46   Заявить о нарушении
поищите видеозаписи концертов Китаро... если интересно... наберите в гугле в графе видео видеозаписи Китаро будет примерно сто сюжетов и возможно чьи-то архивы-видеозаписи правда они не откроются если нет регистрации... просто сравните... судя по вашим впечатлениям должно быть похожее единение музыкантов с музыкой...

Рифмующий Мысли   24.09.2012 17:21   Заявить о нарушении
Спасибо, попробую.

Варвара Оленина   24.09.2012 19:11   Заявить о нарушении
Я еще на даче, здесь у меня в Инте скорость мала, в городе попробую послушать побольше. Но пару вещей кое-как слушала, в тех, что выбрала, чувствуешь некий космизм в музыке японца...

Варвара Оленина   24.09.2012 23:33   Заявить о нарушении
произведения его довольно разнообразны, есть и земные мотивы...)

Рифмующий Мысли   24.09.2012 23:56   Заявить о нарушении