Об учёбе в 60-е. Из поэмы
И высших умных степеней
В. А. Ильин к студенту зорок –
Приятный символ прошлых дней,
Привил герою он охоту
Ценить искусную работу
Извилин хитрого ума.
Ведь хитрость – разуму кума.
Герой довольный на экзамен
Несет школярские плоды,
Они порукой от беды
Предстать неумным иль без знаний.
Но гром средь неба: «вот те на!»
Фомин бракует вывод Ильина
122
Урок, конечно, интересный,
Но слишком быстр ученья ток,
Сегодня проза, завтра песня…
Школяр ленивый, знай шесток.
Вчера заснул ты еле-еле,
А нынче – молнией с постели,
Хлебнув в столовой «Б» чаек,
Спешишь за знаниями впрок.
Читал им физику Кикоин,
Во цвете лет уже старик,
Он в гонке атомной поник,
Был высших почестей достоин,
Спешил студентам передать
Все то, что сам успел узнать.
123
Студент, прибывший на ученье
Из дальних Родины краев,
В потоке времени, как в пене,
Он утонуть давно готов.
Чуть к математике привык,
Изволь опять менять язык,
Бежать вдруг надо на химфак,
Для физика прескверный знак.
Ведь так привычны экспоненты,
А здесь пробирки и раствор,
Совсем нестрогий разговор,
Не то, что сила резольвенты.
Ведь сразу ты сильнее стал,
Раз взял табличный интеграл.
124
Но если б знал студент беспечный,
Какой в познанье страшный яд.
И вновь вопрос решает вечный
Партийный строгий деканат.
Потемкин*) лоб нахмурил строго:
Идеализм первейшей пробы
В журналах аглицких нашел
И к запрещенью их пришел.
Конечно, только для студентов…
Но всех партийцев напугал,
Что всех святее сразу стал…
Но Власов*) вдруг без сантиментов
Сказал, что умник – попросту дурак.
Все с облегченьем: «Это так».
125
Но было время золотое,
Свободы первые плоды…
В помине не было застоя,
И не предвиделось беды.
Студент – счастливый из счастливых –
Под звон партийцев говорливых
Плескался в море оптимизма,
Вкушал плоды социализма.
Но торможение вождей
Рождает следствие простое –
Беду под именем застоя,
А с ней бессилие идей.
И вот вчерашний оптимист –
Теперь скорее реалист.
Свидетельство о публикации №112092307489