Париж. Впечатления юной мечтательницы

…Сколько себя помню, я всегда хотела побывать в Париже. Эта мечта была всем мечтам мечта, главная и самая заветная в моей жизни. Но, как известно, мечты не появляются на пустом месте. С чего же началась моя мечта?
Сейчас, анализируя прошлое и ища истоки своего неуемного желания побывать в Париже, я постепенно прихожу к выводу, что первым толчком для возникновения мечты стал роман писательницы Даниэллы Стил «Зоя».
Ее романы переведены на 28 языков, их общий тираж достиг 300 миллионов экземпляров. В 1989 году имя Даниэллы Стил было внесено в Книгу Рекордов Гиннеса - как автора, чья книга 412 недель подряд находилась в списке бестселлеров "Нью-Йорк Таймс".
«Зоя» - волнующая мелодрама о сильной и красивой женщине, мечтающей обрести любовь, настоящее счастье и место, которое она могла бы назвать домом. Княжна Зоя Юсупова - наследница богатого и знатного рода. Революция 1917 года сделала ее сиротой и заставила покинуть Россию. Но и вдали от Родины, в эмиграции, Зоя находит в себе силы, несмотря на преграды, которые ставит перед нею судьба, добиться всего, что должно было принадлежать ей по праву рождения...
В этой книге чудесно показана столица Франции – Париж. Зачитываясь этой книгой, я невольно примеряла на себя образ русской княжны, волей судьбы выброшенной на французскую землю, воображала себя идущей по улицам Парижа… В общем, мне захотелось попасть в сказку.
Было много попыток осуществить эту мечту о парижской сказке, но все они с треском проваливались. Всегда находилась причина, из – за которой полет откладывался на неопределенный срок. То визу не дают, то у меня с учебой завалы, то маму с работы не отпускают. И продолжалась вся эта канитель без малого, лет пять…
…2012 год, сентябрь. Приближается мой день рождения. В этом году у меня юбилей – ни много ни мало – 20 лет. Важная такая, круглая цифра. Красивая. Подающая надежды на светлое будущее. Конечно же, хочется в этот  день чего – то особенного. Необычного, чего у меня никогда еще не было. И это особенное немедленно появляется в моей жизни на золотой тарелочке с голубой каемочкой. Каково же было мое удивление, когда  за два дня до праздника, утром 16 сентября мама вручила мне конверт с билетами на рейс Москва – Париж. Мечта начала сбываться, но я до последнего боялась даже поверить в это – мне казалось, что все это – сон, что я вот – вот проснусь – и никаких билетов, никакого Парижа, а лишь обычные серые будни и хмурое, скупое на ласку сентябрьское солнце за окном. Но, к счастью, мои страхи не оправдались, и вот я сижу в самолете, который уносит меня по воздуху в страну моей мечты, о которой я так часто грезила вечерами, сидя в кресле с любимой книжкой про русскую княжну…
…Вот, наконец и Париж. Все формальности улажены – и вот уже такси везет нас в отель. Я, не отрываясь, смотрю в окно. Мимо мелькают дома – все светлые, конусовидной или трапециевидной формы, с огромными окнами, украшенными элегантными балконными решетками, кое – где увитыми цветами. В Париже удивительной красоты архитектура. Одной из особенностей Парижа, делающей его одним из красивейших городов мира, является архитектурная регулярность застройки. За это стоит сказать спасибо Наполеону III и барону Осману (который, на самом деле Хаусман, но офранцузивание этой немецкой фамилии превратило его в однофамильца турецких султанов). Во второй половине XIX века по его проекту Париж был основательно перестроен, были снесены многочисленные ветхие здания, спрямлены и расширены улицы. Возможно, тогда этот «новодел» и вызывал горькие слезы у ценителей старины, но спустя почти 150 лет эти здания сами стали заслуженной стариной, и единый архитектурный стиль города вызывает восхищение. Да и само построение города необычно – у него лучеобразное расположение. Очень много площадей – больших и маленьких – от них лучами во все стороны разбегаются улицы. Почти каждый фасад красиво оформлен с помощью декоративной растительности – везде, куда ни глянь, высятся красиво и причудливо подстриженные кустарники, высажены целые клумбы ярких цветов и над всем этим великолепием полыхают оранжево – желтые кроны деревьев.  Красиво!
Приезжаем в отель, расплачиваемся с таксистом, предупредительный швейцар подхватывает наши чемоданы и гостеприимно приглашает войти в здание. Входим. Отель оформлен в моем любимом стиле эпохи Возрождения. Оказывается, мама специально все подготовила – даже отель. И не какой – нибудь там отель, а четырехзвездочный, да еще и на Елисейских полях! Роскошь, да и только! Поднимаемся в номер, оставляем там чемоданы и немедленно отправляемся на прогулку по городу: у нас всего три дня, с 16 по 19 сентября, и нельзя упустить ни одной драгоценной минуты во время пребывания в сбывшейся мечте…
 …По Парижу надо гулять только пешком: любая поездка умаляет красоту и значительность этого прекрасного города. От Елисейских полей мы сворачиваем на площадь Согласия. Впереди виднеется сад Тюильри, там, за этим садом – Лувр. Но туда мы собираемся пойти завтра, а сейчас у нас в планах осмотр знаменитого Дома инвалидов. Красивое здание, которое было построено в период войны сначала как больница, а сейчас это – один из самых знаковых символов Франции, наряду с Эйфелевой башней.
Кстати, об этой знаменитой башне речь как раз пойдет дальше.
Сегодня невозможно представить себе Париж без элегантного силуэта Эйфелевой башни. Названная в честь своего архитектора, инженера Гюстава Эйфеля, сегодня она является самой знаменитой достопримечательностью города, которую с момента торжественного открытия в 1889 г. посетили более двухсот миллионов человек.
Возможно, в это сложно поверить, но сооружение почти башни в триста двадцать метров высотой (что примерно равно высоте восьмидесятиэтажного небоскреба) заняло всего чуть более двух лет. Три сотни рабочих принимали участие в строительстве, собрав за это время воедино 18 038 элементов конструкции, для чего было использовано более двух с половиной миллионов заклепок.
Эйфелева башня, являющаяся сегодня во всём мире наряду с винами и сырами символом Франции и шедевром инженерного искусства, в свое время вызывало множество противоречивых мнений. Писатель Ги де Мопассан, например, утверждал, что ненавидит новомодную постройку, хотя это и не мешало ему регулярно обедать в одном из её ресторанов. Отвечая на удивленные расспросы, Мопассан говорил, что этот ресторан – это единственное место в Париже, с которого невозможно увидеть столь бесполезное и чудовищное сооружение.
Представьте себе: Париж. Вечер. Вы идете по набережной Сены. Темно, лишь уличные фонари тусклым светом разгоняют тьму. Неожиданно на противоположном берегу загорается золотистыми огнями Эйфелева башня. Красиво? Да. Но это еще не все. Через пару минут башня как будто оживает. На ней начинают мигать серебристыми огнями маленькие светильнички, что делает открывающуюся картину еще более завораживающей. Если идти, как мы, по Марсову полю, то можно обнаружить там огромное количество людей, собравшихся здесь только чтобы посмотреть на периодическое мерцание знаменитого символа Парижа.
Полюбовавшись на мерцание огней, превращающих бездушное металлическое сооружение Эйфеля в почти что живое и одухотворенное существо, мы устало возвращаемся в отель. Этот день закончился, а завтрашний уже готовит нам новые сюрпризы…
…17 сентября. На этот раз нас ждет прогулка в Лувр и Собор Парижской Богоматери, он же Нотр – Дам де Пари. По Елисейским полям мы проходим в направлении сада Тюильри, обильно изобилующему скульптурами. Там, за этим садом, нам открывается роскошный вид на дворец французских монархов, и на главный его двор, именуемый Двором Наполеона. По всему периметру двора к гигантской стеклянной пирамиде, служащей главным входом в Лувр, тянется огромная очередь, которая, впрочем, продвигается на удивление быстро. Вот и мы проходим через вход в пирамиду и по эскалатору спускаемся вниз, чтобы попасть уже во вторую очередь – за билетами. Вот тут уже мы стоим долго, часа полтора, если не больше. Но наконец билеты куплены, поэтажный план у нас в кармане, и мы отправляемся в путешествие по Лувру.
Весь Лувр обойти невозможно, поэтому мы довольствуемся самыми знаковыми экспонатами. Ника Самофракийская и Венера Милосская, Амур и Психея, Раб – все это жемчужины экспозиции скульптуры, представленной в Лувре. Особенно мне понравились Амур и Психея, это моя любимая скульптура. Из живописи меня больше всего поразили работы Тициана, Леонардо да Винчи.
Кстати, о Леонардо да Винчи. Его знаменитая «Мона Лиза», она же «Джоконда» меня не особенно впечатлила. Почему? Сложно сказать, быть может потому, что я так часто видела ее на репродукциях, что подсознательно уже знала: ничего нового я на этой картине не увижу.
После Лувра наш путь лежит в  Собор Парижской Богоматери. Его величественное здание – настоящий шедевр готической архитектуры. Здание необычное – один из фасадов выполнен в романском стиле, так непохожем на высокие, островерхие шпили готического собора. Честно говоря, внешне Нотр – Дам меня не впечатлил. Но за этой кажущейся простотой фасада таилось мое первое глубокое потрясение за всю поездку. Мы попали на католическую службу, и это был такой взрыв эмоций, такой душевный подъем, такая мощная энергетика! Музыка органа, завораживающее пение служителей собора и проповедь священника оставили глубокий след в моей памяти. Даже сейчас, когда я, уже находясь в Москве, пишу эти строки, то до сих пор нахожусь под впечатлением. Прекраснее этого я никогда в жизни ничего не знала…
…18 сентября. Собственно, день моего рождения. Вознесшийся над Парижем холм Монмартр венчает белоснежный собор – Базилика Сакре Кер. Базилика настолько гармонично вписывается в пейзаж города, что в настоящее время невозможно представить Париж без этого красивейшего храма, больше напоминающего даже не католическую, а греко-византийскую церковь. А ведь, как бы ни казалось обратное, Сакре Кер сравнительно молод!
Своим созданием Сакре Кер обязан парижанам Александру Лежанти и Юберу де Флери, у которых в 1875 году возникла мысль, что выпавшие на долю французов тяготы (и прежде всего поражение Франции во франко-прусской войне и разгром Парижской коммуны) были посланы французам за их мирские грехи. Они дали обет сделать все возможное для возведения храма, который искупил бы прегрешения своих сограждан.
Эту идею одобрил Архиепископ Парижа Гибер, который и выбрал место для храма на вершине холма Монмартр, где некогда принял смерть первый епископ французской столицы Святой Дионисий.
Было принято решение построить не просто собор, а базилику – храм, предназначенный для приема паломников, которые в любое время мог бы вознести молитву за возрождение и процветание родной страны. Строить храм в честь Святого Сердца Христова было решено на средства, собранные жителями различных провинций Франции.
После одобрения идеи возведения храма Национальным Собранием был устроен конкурс, на котором победил проект архитектора Поля Абоди. К сожалению, к тому моменту уже немолодой архитектор умер задолго до окончания строительства, а по очереди сменявшие его пять других архитекторов несколько отошли от первоначального замысла Абоди.
Как бы то ни было именно первый архитектор необыкновенно удачно выбрал камень для строительства Собора. Он обратил внимание на минерал, добываемый в местечке Шато-Ландон недалеко от Парижа: этот необыкновенный камень белеет под воздействием воды, и именно ему обязана Базилика Сакре-Кер своим необычайно торжественным белым цветом.
Вот здесь произошла ситуация, совершенно противоположная ситуации с Нотр – Дамом. Внешне Сакре Кер  меня впечатлил до глубины души. Эти легкие, устремленные к небу купола,  этот белоснежный цвет никого не могут оставить равнодушными. А вот внутри, несмотря на всю роскошь и помпезность этого собора, я не ощутила ничего, что хотя бы отдалено напомнило мне те эмоции, которые я испытала в Нотр – Даме. Парадокс? Возможно.
В общем и целом, я ни на минуту не пожалела о своей поездке в Париж. Этот город теперь по праву занимает почетное второе место в тройке самых лучших, по моему мнению, городов. Первое место отведено Барселоне, а третье – Лондону.
Вот так сбылась моя заветная мечта. Но, тысячу раз был прав мудрый Пушкин:
«…Сменит не раз младая дева
Мечтами легкие мечты…»
Так произошло и со мной. На смену мечте о Париже пришла мечта о Соединенных Штатах Америки, о Нью – Йорке. И если мне повезет – а мне обязательно повезет! – то когда – нибудь я и эту свою мечту претворю в жизнь…
                20 сентября, 2012 год, Москва.


Рецензии
а вы знаете, на Урале тоже есть Париж и башня имеется)

Кошачий Царь   23.09.2012 08:35     Заявить о нарушении
Нет, не знала. Теперь знаю)

Екатерина Ивчик   25.09.2012 11:33   Заявить о нарушении
Варненский район, Челябинская область...
село Париж
)))

Кошачий Царь   25.09.2012 11:40   Заявить о нарушении