Стихи. Ру. Попытка осмысления контента сайта

Александр Булынко
СТИХИ. РУ
Попытка осмысления литературно-поэтического контента сайта.


                «Стихи.ру – крупнейший русскоязычный литературный портал, посвященный современной поэзии»
                Цитата со страницы сайта «О сервере».
                http://stihi.ru/about/


Именно такую фразу можно прочитать, если мы откроем директорию сайта «О сервере». Правда, указанные далее в директории сведения о числе зарегистрированных на сайте авторов и о количестве опубликованных ими произведений значительно расходятся с показателями счетчика на главной странице – там число авторов достигло почти 450 тысяч, а количество публикаций –  свыше 18 миллионов, вместо, соответственно, 300 тысяч авторов и 11 миллионов публикаций, указанных в резюме сайта.
Но будем считать, что это несущественные технологические издержки, которые легко поправимы. Кроме того, сложности работы технической  службы сайта, при таком большом и постоянно растущем объеме публикуемой здесь информации, необходимо понять.

Более важным  представляется проанализировать соответствие смысла, заложенного в  процитированную фразу, действительному состоянию вещей.

Итак, попытаемся разобраться.

«Крупнейший портал». Думаю, что здесь никакие споры возникать не могут. Много здесь нас и мы весьма плодовиты. Это так. Хорошо это или плохо – это отдельный разговор.

«Русскоязычный» ресурс. По  форме представления – все верно.
По информационному контенту, по наполнению - это уже не совсем так, поскольку присутствует ряд не совсем «русскоязычных» рубрик, например, стихи на других языках, поэтические и песенные переводы с приведением  оригинальных текстов. Тем не менее, будем считать, что ресурс таковым является и предназначен в первую очередь для русскоязычных авторов и читателей.

«Литературный портал». Лично мне такое определение очень нравится. Благодаря именно такой формулировке пять лет назад я пришел именно на этот сайт, наивно полагая, что ВСЁ, что здесь опубликовано, будет относиться к литературе, к поэзии.
По жизни, оказалось не совсем так,  а временами – совсем не так. Здесь на ресурсе много, даже очень много того, что к литературе, в частности к поэтической её форме, имеет весьма отдаленное отношение.  В публикациях, а в особенности в рецензиях и так называемых замечаниях, что угодно можно прочитать – от обзоров уголовной хроники, до комментариев последних футбольных матчей и кулинарных рецептов домохозяек, но только не о поэтической литературе.

Иногда ловлю себя на мысли, что нахожусь на каком-то социальном форуме, а не на литературном ресурсе. Понимаю, что учредители сайта подошли к этой проблеме весьма демократично, давая возможность высказаться всем желающим абсолютно по всем вопросам и направлениям. Автор этих строк в обсуждениях  зачастую сам пользуется «плодами этой демократии», отвлекаясь от литературной тематики, хотя старается это делать не так часто. Но не всегда это получается в силу различных причин.
Здесь, мне кажется, очень многое зависит от самих участников процесса, от самих авторов, от их четкого понимания того – куда и зачем они пришли? На сайт, который они воспринимают именно как «литературно-поэтический», или в службу знакомств, на политический, исторический,  атеистический или, наоборот, религиозный диспут (перечисление возможных обсуждаемых тематик можно продолжать долго)? Разумеется, в нашей современной жизни трудно сосредоточится чисто на литературном подходе к восприятию существующей действительности и избежать бытовой репортажности и информационного мусора.  Конечно, есть и еще не раз на сайте будут появляться  публикации внелитературного толка – самопиар, высказывания своего личного неудовольствия против существующих реалий на сайте, в регионах, в стране, в мире, во Вселенной. Имеет место быть и еще будут личные разборки авторов, сведение личных счетов, которые притягивают на свою орбиту сторонних участников. Будут формироваться группировки, будет скрытое и явное «ОПничание», будет мирное соперничество, но, зачастую и непримиримая борьба в пресловутом рейтинге и беспрестанная его критика многими категориями участников процесса.  Многое, что есть и многое, что еще может быть. Но как при этом творчество, Поэзия, литература, Великий и Могучий Русский язык будут развиваться – мало кто задумывается. А это всё только от участников процесса (который как литературный обозначен) будет зависеть. Это прописная истина.
И еще весьма трудная и незавидная роль модераторов в решении возникающих споров. Как им действовать, чтобы нелитературный мусор на сайте не смог задерживаться.

И последняя характеристика в определении сайта  - что он «посвящен современной поэзии». На мой взгляд, это самая главная «неточность» в определении.  В отношении «современности» еще как-то можно согласиться – мы все, кто здесь публикуется, современники, все живем в одну эпоху. А то, что здесь всё – Поэзия, с этим можно долго спорить. Спорить с формальных и сущностных позиций.

Уже формально сайт не совсем поэтический, поскольку в нем присутствует возможность публиковать не только поэтические тексты, но и драматургию (пьесы), прозу  - малую (миниатюры, афоризмы) и не очень, малую (чуть ли не целые повести и романы, что на мой взгляд, является дублированием функции, более близкой к сайту Проза Ру), публицистику (статьи, эссе), материалы, относящиеся к музыкальному творчеству (песни, переводы песен).
С одной стороны это может показаться полезным делом,  позволяющим авторам раскрыть свою «многогранность» на одном информационном ресурсе. С другой стороны, это хорошая лазейка для тех, кто никогда в жизни ни одной пары строк не зарифмовал, а считается весьма активным «поэтическим» автором, имеющим в своем «послужном» творческом багаже не одну сотню публикаций, часто состоящих из одной-двух строк (афоризмы).  Влияние таких авторов на рейтинговую расстановку своим количеством баллов в этом случае нельзя сбрасывать со счетов. 

Наконец, сайт не совсем поэтический по сущностным показателям. И, это уже моё личное мнение, он становится день ото дня все менее и менее поэтическим по той простой причине, что настоящая большая Поэзия просто тонет в болоте серых, пустых строк и банальных образов, присутствующих в большинстве публикаций, обозначенных как «Лирика», но ничего с этим понятием не имеющих. Настоящую Поэзию, качественно сделанную лирику в этом всеобщем потоке стихотворного мусора читателям отловить весьма сложно. Кроме того, политикой сайта определено, что мы, участники этого творческого процесса не можем выступать в качестве экспертов в принятии решений – что же  здесь является Поэзией, а что – балласт, мешающий взлететь и подниматься всё выше и выше этому парящему «кораблю» с этим гордым именем – «Поэзия».
Возможно это отчасти правильно, что мы не являемся такими экспертами. Субъективизм, который возможен в любом деле, в данном случае может принести больше вреда, чем пользы. Пусть таким арбитром станет Время.

Из всего сказанного напрашиваются определенные выводы.

Если соглашаться с существующим положением вещей, признавая, что социальные и прочие обсуждения являются более весомыми и притягательными аспектами для привлечения новых участников процесса нежели поэтическая составляющая, то давным давно пора сменить вывеску и называться не поэтическим сайтом, а какой нибудь литературно-развлекательной гостиной. Пусть здесь люди знакомятся, влюбляются, «ОПничают», группируются по интересам. Те, кто за Поэзию здесь будут не нужны и уйдут. Зато остальным будет весьма весело. Можно даже спорить в виде междусобойчика.
Модераторам останется только следить, чтобы эти споры не превращались в «кровопролитные» схватки, чтобы все были живы и здоровы, выводя время от времени наиболее непристойных «хулиганов» из залы гостинной.
Если же большинство из нас пришли сюда по другим причинам, за хорошей Поэзией в разных ее проявлениях – проникновенная  лирика, хорошая, смешная пародия, даже сатира, поэтические переводы и многое, многое другое, то давайте этому по настоящему учиться, не боясь справедливой критики, не высказывая обид по пустякам, понимая ЧЮ своих оппонентов и проявляя свое ЧЮ с тактом и без хамства. 

Конкретные предложения такие.
1. Рейтинг в том виде, как он сейчас существует, отменить.
Если попробовать его как-то реформировать и из развлекательной процедуры постараться сделать элементом объективных оценок, то написание рецензий сделать платным, с размером не менее, чем размер "платы" за публикацию.
2. При этом плату за новые публикации  увеличить до 10 баллов.
За каждое произнесенное слово надо платить, дамы и господа, в том числе и за хвалу и за хулу.
3. Если автор захочет услышать качественный отзыв (с советами, замечаниями, предложениями и оценками) на свое произведение от другого автора, то он может самостоятельно передать баллы за рецензию своему потенциальному оппоненту.

4. Далее. Аннулировать рубрику «Матерные стихи». Почему такое предпочтение отдано этому направлению, которым и жанром нельзя назвать? Это один из возможных приемов словесного самовыражения (если другими приемами автор-матершинник не владеет). Таких приемов много может быть – арго, молодежный  сленг… Почему только мату открыта «зеленая» улица и дополнительный пиар?

5. Правила и условия Договора нуждаются в существенных изменениях и дополнениях.
Администрация сайта в кабинетах авторов предложила им принять участие в обсуждении этих  дополнений в правила сервера и реорганизации службы модерации. Я приветствую это предложение, но считаю, что это обсуждение необходимо проводить открыто.
Тем не менее, свои предложения по этому вопросу мною  отправлены через экспертную систему Администрации сайта.

Последнее. Возможно это выглядит наивно, но также, как и пять лет назад, я продолжаю верить, что число людей, желающих Добра и Процветания Русской Словесности, превышает количество людей, которые вольно или невольно оказывают ей «медвежьи» услуги.
Я верю, что Русский Язык несмотря ни на какие развлекаловки в рейтинге, ни на какие другие ухищрения рецеписов и проделки хулиганствующих субъектов, останется Великим и Могучим, а литературно-поэтический сайт «Стихи. Ру» ему в этом поможет.

Всем спасибо.

===============================
Цикл «Стихирные собеседования».
Статьи, эссе, рецензии
   


Рецензии
На это произведение написана 71 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.