Что во мудрости много печали. по Екклесиасту

      По Еккл 1

Что пользы от всех трудов,
которыми он трудился
и трудится в поте лица.
А всё суетЫ суета.

Сменяются роды родами,
народы в истории тают;
уходят, как и_ небывало,
но ввеки земля пребывает.

И солнце восходит востоком
и клонится к за_паду,
и снова спешит туда
восходит всегда откуда.

И ветры на юг идут, 
и переходят на север,
и крУжат,  крУжатся
по своему кругу.

КрУги свои у всего..

Все реки текут в морЯ,
не-пЕ_реполняя море;
из рек всё равно возвращается
их же вода к истокам,

чтО_бы им вновь течь
к морям, насыщать округу.
Все вещи идут и идут
п_О своемУ крУгу.

КрУги свои у всего:
было что если - будет,
что будет - уже и было,
просто не помнят люди..

Все вещи в трудах и труде;
и пЕ_ресказать всего,
увы, человек не может;
не может и он тО,
чтоб око насытилось зреньем,
и слушаньем ухо наполнить,
и пЕресказАть всего; не может;
все вещи в труде.

Что было - то вновь и будет;
чт делалось - будет и делаться.
Что-то забыли люди
нА круговой лестнице..

Нет новизны под солнцем
и нового нет ничего:
что было - то вновь и будет
и повторИтся всё.

Бывает что скажут "Новаторство!"
и "Вот оно новое, здесь!";
но бЫ_ло уже в веках,
прежде нас бывших когда-то.

Нет новизны под солнцем, 
и нового нет ничего,
и повторяется всё;
что было - то вновь и будет.

О прежнем замыта вся память,
о прежнем и памяти нет;
да и о том, что будет
вновь потеряется след.

О будущем будто бы новом
вновь потеряется память
у тех, кто родЯтся после,
у будущих дальше взрослых..

Но НЕТ НОВИЗНЫ ПОД СОЛНЦЕМ
и нового нет ничего:
бывает лишь то, что было,
и повторИтся всё.

Екклесиаст был царём,
прЕдал он сердце тому,
чтОбы ему испытать
и
исследовать муд_ростью
всё, что творится под небом:
тяжкое дело это;
чтоб
упражнялись в том
БОГ дал сынАм человеческим, 
тяжкое дело сё
это занЯтиё.
 
Видел я все дела,
какие творятся под солнцем -
томление всё, суета;
томление духа - земля.

Кривое не станет прямым, 
и бездна не станет высью,
нельзя сосчитать чего нет.
грустные это мысли.

Говорил я со сердцем моим:
возвеличился я царской мудростью,
приобрёл я её больше всех
тех что
до меня
были и будут.

Сердце моё видало
мудрости много, знаний;
сердце тому предАл,
чтоб мудрость познать, и глупость,
и безумие. Всё узнал -
но и это томление духа.

Потому что, (такая дробь),
что ВО МУДРОСТИ МНОГО ПЕЧАЛИ;
ну а кто умножает познанья,
тот
в ПРОПОРЦИИ мнОжит скорбь.

____________________________


      По Еккл 2


"Давай испытаю весельем
тебя" - я сказал сердцу:
"и насладись добром.",
но.. - суета и в том.

Сказал я о смехе "глупость"
и нЕпродуктивность" веселью,
"нЕцЕлесООобразность",
и "веселие, что ты делаешь?"

Вздумал я тело вином
своё услаждать между тем
как сердце водилось умом
и рУ_ководИлось мудростью,
волю дать также и глупости,
чтОбы понЯть что же есть хорошо,
всё-таки уж, для людей,
чтОбы найти постараться быстрей
что же им делать под небом
в жизни своей так немногие дни
для счастья земных дней.

ПрЕдпренимал я большие дела:
многие строил домА для себя,
лОзы давали озёра вина
с моих виноградников многих,
и рощи устроил себе, и сады
с любыми плодами в рАзно_образии,
и водоёмы чистейшей воды,
и длЯ орошений каналы.

Слуг и служанок бесчётно моих,
и домочадцами я не обижен:
жёны, и дети, и родичи их;
и всяких богатств немало;
Птицы, скота - не сосчесть, бесконечны
стаи мои и стада на лугах.
Больше чем всех у бывавших прежде
и ранее живших людей до меня.

И злата без счёта, и серебра,
и драгоценностей всех всевозможных,
и от любого другого царя
подарков богатых непонарошку.
Завёл я певцов и танцоров различных
для услажденья себя и народа,
и зрелища все музыкального рода,
и инструменты, и "консерваторию".

   ***
Я не отказывал
себе ни в чём,
чего глаза б ни пожелали,
и сердцу я
не возбранял
веселью вовсе никакому.

радость
сердца
как результат -
это
доля, итог от трудов -
если видишь итог труда
столь прекрасный - конечно рад. 

  ***
Оглянулся я на свершённое:
титанический труд
и итог
лишь прекрасный:
кругОм богатство,
и в достатке и мой народ.

Оглянулся, и охватил,
и подумалось мне: "а вот
суета и томление духа
на земле будто прЕдрешённые.

Суета и томление лишь
все дела, что творятся под небом;
мы томились, из кожи лезем,
а - нет пользы от них под солнцем.

Обернулся взглянуть на мудрость,
и безумие, и на глупость:
и увидел как света пред тьмой
преимущество их друг к другу.

По глазам отличаются люди:
мудрых глаза - в голове;
а глупый во тьме ходит
_и_ остаётся в тьме.

Огорчился во сердце я,
ибо участь одна у всех:
постигает и мудрых, и глупых
одинаково. Будто смех.

И сказал я во сердце своём:
"Для чего же я мудрым стал,
меня то же и та же участь,
как и глупого кОли постигнет?"
И сказал я во сердце своём:
"суета это тоже те мысли.

Потому что по смерти телесной
позабудут, и помнить вас вечно
тоже не будут, хоть вы и мудрЫ,
но позабудут с какой-то поры.

Забудут и глупого быстро,
а мудрого тоже, попозже.
Забыты все будут в грядущие дни,
забыты любые.. Увы.

Умирают и мудрый и глупый;
и_ наравнЕ_ с глупым
уходит и мудрый с земли.
Три тысячи раз увы..

И противны мне стали дела,
_которые дЕ_лаютсЯ,
возненавидел я жизнь,
ибо_ везде суета.

Земными делами пустяшными
томленье суЕтное духа,
умрём одинаково, такушки,
ибо у всех итог.

Возненавидел и труд мой
я, которым трудился,
ибо
когда умру,
то оставлю плоды другому.

Все плоды своего труда
после смерти я должен оставить
человеку другому, наследнику,
а кто будет там после меня.

И кто знает: он будет мудрым,
или глупым он будет тогда?
Только именно рАс_поряжатся
станет он плодами труда
моего,
во котором я
и явил себя мудрым под солнцем.
А не станет ли он расточителем
всех несметных богатств до донца?

Суета это только лишь
все дела, что творятся под небом;
мы томимся, из кожи лезем,
а нет пользы от них под солнцем.

И просил я своё сердце,
призывал я его отречься
от всего моего труда,
я просил его и умолял.

Потому что иной человек
мудро трудится знаньем, успехом,
достигает успехов великих,
нетрудившемуся оставляет,
неработавшим должен отдать
и как будто наследную часть,
как наследство.., и ты забытый.
Суета и великое зло -
то, о чём говорю, всё.

Ибо что же имеют люди
от труда своего всего,
от серьёзной заботы о деле?
Не имеет никто и ничто.

А все дни у людей - это скорби,
и труды все - для них беспокойство.
Даже ночью не знают покоя
о труде о своём беспокоясь.

На земле будто прЕд_решённые
суета и томление духа.
Ну а с Богом - ЕГО порука -
от суЕт мы освО_бождённые.

Не во власти людей и то благо,
чтобы даже и есть, и пить,
и чтоб труд был ему усладой.
Лишь от Господа может быть!

Всё от Божьей руки! И еда,
питиё наше и наслажденье,
и блаженства любые ОТ БОГА,
и во все времена всегда!

Потому что кто может поесть,
и дышать может кто, наслаждаться,
чтоб без БОГА? А нет, никто!
От НЕГО благодати много!

Добрым людям даёт ОН мудрость;
тем кто добр перед Ним и радость;
своевременно даст и знанья;
аллилуйя звучит пусть!

Грешным людям даёт ОН заботу
собирать и копить, чтоб отдать
это всё, несомненно, добрым;
чтоб отдать это всё после.

Но и это опять же томленье
для земли и одна суета.
суета и томление духа
для людей эта маета..

______________________________________


      По Еккл 3

Всему своё время, и время всему,
и всякой под небом вещи
время своё:

миги свои,
и назначенный час
есть у всего как раз:

Время рождаться, оно умирать,
оно насаждать снова время,
время ещё чтобы и вырывать,
и урожай получать.

Время приходит чтоб убивать,
и врачевать есть время,
время бывает чтоб разрушать
и чтобы отстраивать время.

Время бывает чтобы плясать,
плАчу оно есть и смеху,
сетовать тоже свои времена,
свои времена потехам.

Время разбрасывать камни,
и их времена собирать,
время сбирать камни,
и время из них ваять;

время на страсти к вам не отвечать,
и времена обнимать,
и времена уклоняться,
и времена склонять;

Время терять и время искать,
время беречь, время бросать;
время одежды свои раздирать
и времена их сшивать;
время сказать, времена говорить,
время умолкнуть и время молчать,

время любить, и о ней говрить,
время когда что-то надо сказать,
и времена как себя отдавать;
и есть времена ненавидеть;

время есть миру и, также, войне,
время конкретным встречам,
время всему, и своё у всего,
и всякой под небом вещи.

Что пользы и польза какая
трудЯщемусЯ от трудов?
Видел я эту заботу,
людям которую Бог
дал, чтоб они упражнялись
_ в том.

Сделал ОН всё прекрасным
в время своё и вложил
в сердце людей мир.
Не в состояньи постигнуть
хоть человек дел Творца
во полноте доконца.
Выше голов не прыгнуть.

Познал я, что самое лучшее
тут на земле  человеком
честным, весёлым быть
и много добра творить.

И если какой человек
видит во всём добро:
ест он или же пьёт,
а видит добро и в этом,
во всяком труде своём -
дар Божий ему это.

Познал я: что делает БОГ,
то всё пребывает вовек:
к тому ничего не прибавить
и от того не убавить -
и делает Бог так,
чтоб перед Его лицом
благоговели люди.
Божии дети, будем.

Что было, то есть и теперь,
что будет - уже и было,
что нынче - а вновь и будет.
Лишь забывают люди.
А Бог воззывает прошедшее.

Ещё я
под солнцем видел:
беззаконие в месте суда,
и на седалище правды
неправда сидит одна.
В месте суда - беззаконие,
в правды местах - неправда.
Этим полнА земля,
видел я то под солнцем.

Всему своё время и время всему,
и всякой под небом вещи
время своё.

МИги свои
и назначенный час
есть у всего как раз.

Сердце моё говорит,
в сердце своём я сказал:
Земные дела... А потОм
БУДЕТ СУДИТЬ БОГ!
ПрА_ведникА ОН рассудит,
и нечестивца - ОН;
БОГ - есть лишь чистая правда.
Суд ЕГО БУДЕТ потОм!:
потому как всему своё время,
и всякой под небом вещи;
праведный суд лишь там!

А ещё я во сердце хлеще
сказал о сынах человеческих,
чтоб испытал их Господь
тем, чтоб они как по нотам
узнали б - они (что) животные
коль сами они по себе.
Без Бога животные мы,
а с Богом - то мы сынЫ.

сказал о сынах человеческих,
чтоб их испытал Господь
таким испытанием, чтоб поняли:
без Духа Его наша плоть -
животноое, души в страданьях,
бессмертной нашей душе что смерть
грядёт. И что есть ожидание:
что с Богом - Господь спасёт!

А участь сынов человеческих
и участь животных одна:
и как умирают те, то так умирают и эти,
дыханье одно у всех. И вот:(это горький смех)
перед скотом у людей
нету совсем преимущества.
Но всюду томление духа
и суета во всех.

Уходят же все в одно место:
пришло изо праха всё
и возвратится в прах.

Мечтам о земном крах.

Кто знает, а ну-ка скажите,
куда забирается дух
сынов человеческих
вверх или вниз?
А животных
идёт без виз
во какую страну забвения?
Во какую страну мучения
или вечного наслаждения?

И увидел, что нету прелучшего
как трудов результатам быть раду,
наслаждаться делами своими:
доля людей это;
ибо кто приведёт туда
его посмотреть на то
что будет после него?
(когда плОти его не будет)

___________________________________________


      По Еккл 4

Обратился, взглянул и увидел
угнетеньем полнА земля,
и под солнцем одни обиды,
плен, и рабство, и нищета:
угнетённых морями слёзы -
а нет утешителей им;
и в руках угнетающих - силы,
а нет утешителей им.

Ублажил тех, что умерли раньше,
им теперь много лучше живущих.
А блаженнее их обоих
не родился кто вовсе, пуще -   
ибо тех, что творятся под солнцем
он не видел ещё злых дел.

Видел также под небом всеместно,
что и всякий успех во делах
производит взаимную зависть
меж самими людьми. И швах:
суета и томление духа
это всё!

Свои руки сложив с самоедством
свою плоть поедает глупый.

Лучше с покоем бы горсть,
с трудами чем прИ_горошнИ
и с духа томлением
много горстей..

И я обратился, увидел
ещё суету под солнцем;
что нЕ удовлетворИтся
богатством своим богач,
и не насытится глаз
богатством своим у него,
если он так одинок.
И у него никого:
ни сына, ни брата, ни дочери,
и страшны и дни, и ночи:
"Кому я тружусь, для кого
лишаю себя благ?"
И это недоброе дело.
И зло.
суеты суета..

Двоим в сотни раз лучше
и в тысячи, чем одному,
ибо в трудах у двоих
имеется вознаграждение:

Если один упадёт, 
второй поднимает его.
Но горе кому одинок, велИко его падение,
его не поднимет другой, других у него нет.
Двоим невпример лучше,
и руки рука в руке.

Если лежит один - то как согреться ему?
А если.. - тепло двоим!
Двоим в сотни раз лучше.

Если на них нападёт
хищник иль враг какой-то, -
двое - дадут отпор
и устоЯт двое.
Нитку одну порвать - всем это проще простого,
а скрученную разорвать - усилие надо большое.
Втрое скручЁнная нить, ох, и не скоро порвётся;
Прутик один - легОнько
каждым движеньем одним,
прутик когда он один
очень легко ломИм.
Переломи вязанку - ну, если только "танком".

Лучше бедный и умный и юноша,
чем неумный и старый царь
неразумный послушать советы..
Это нЕнавсегда государь.

Из темницы тот юноша выйдет
и помажется Богом на трон,
хоть родился он бедным во царстве,
но на царство воссядет он.

Видел я
всех живущих
юноше
современных,
этих
ему ликующих.
Но суета с томленьем..,

ибо
позднейшие люди
рады уж им
не будут.
И позабудут заслуги,
и нЕдооценивать станут.
Это - опять суета.
Суета. И томление духа.

я умываю руки..

Все наблюдайте себя
когда ты в дом Божий идёшь,
и открывай уши,
и утончай слух,
к слушанью будь готов
более чем ко жертве:
жертва без сердца - ничто,
и худо они делают.

______________________________________

      По Еккл 5

Не торопи свой язык
на перед Богом слова,
сердце да не спешит
поспешно произносить:
ты только лишь на земле,
нАнебе Бог, Бог велик.
Слов твоих пусть же немного,
но каждое весит много.
Да Господи благословит!

Ибо голос глупца многослОвен,
как при многих суЕтах сны.
Ну а если клянёшься Богу,
то и И-исполнять спеши,
ибо нЕ благовОлит глупым
ОН.
Испони что обещал.

Если Богу ты дал обещанье,
то не медли исполнить его,
Боже не благовОлит глупым,
приложи всё старание.

Не обещать вовсе лучше,
чем клятву не выполнить данную.
Клявшись не согрешай
и соразмерь заранее.

Не дозволяй языку
ввести во грехи плоть:
если уж ты обещал,
то и сумей смочь
выполнить произнесённое,
чтоб не случилось потОм
"Это была ошибка!"
вам говорить о том
пред Ангела Божя лицом.

Для чего это делать,
чтоб гневался Бог
на слова неразумия сердца
и разрушил бы дело твоих рук,
никуда бы тому не деться.

Как во множестве сновидений,
так во множестве слов - суета,   
и очень её там много.
Но БОЙСЯ ВСЕГДА БОГА.

Если видишь кругом притесненье
и_ на_рушенье суда,
и нарушение правды
по отношению к бедным, -
этому нЕ удивляйся:

потому что кругОм начальства,
над одним есть другой, и десятый,
и чинОв_ничествО рекой,
и какой-то буржуй богатый:
греховодники лезут за властью
и за ла_комы_мИ явствами,
и путём обижанья других:
отобрать, завладеть, убить...

  ***
Превосходство государства
среди многих государств
это если там у власти
есть заботящийся царь
о стране, и о земле,
о народе всей страны.
И параметр страны -
нынедействующий царь.

Ненасытится богатством
тот, кто лЮбящий богатство,
нету пользы от богатства
для него. СуЕтны дни.

Умножаются владенья,
параллельно наважденье:
потребляющих число
многократно возросло;
что за благо у него,
у владельца тех имений
триллиОновых счетов.
Разве только наблюденье
и глядение глазами
на богатствие камений?

   ***
СлАдок сон работника.
И бессонниц нет,
много или мало он,
всё равно, поел;

но богатых пресыщенье
не даёт спокойно спать
даже в диком опьяненьи,
продолжает убегать
сладкий сон от них опять.

  ***
Есть мучительный недуг
средь людей земных под солнцем:
что хранимое богатство
сберегаемым вредит.

Сберегаемо владельцем,
умножается стараньем,
целями приобретанья,
но..
потом печальный вид:

гибнет во урочный миг
всё богатство от несчастий:
А страховка не летит.
Бац! И миги обедняют:
ты банкрот, или чэпэ
и несчастный случай с нами.. -
что же детям ты оставишь?

сына ты успел родить,
думал обеспечить сможешь.
Не на пользу, не на пользу
были надмеванья позы.

Не насытится богатством
тот, кто лЮбящий богатство,
нету пользы от богатства
для него. СуЕтны дни.

Вышел из земли нагим,
из утробы материнской,
и нагим уйдёшь во прах
ты таким же как родился,
и с собою не возьмёшь
малой доли, ничего
от работы и труда
своего.

Это тяжкий недуг на земле:
мы какими приходим - отходим.
Так какая же есть польза
от того,
что на ветер трудились.

И во все дни он ел впотьмах
в суете накоплений, хранений,
раздражался и нЕ_доедал
средь досады и огорчений.

Вот ещё что нашёл я хорошего:
и приятного: есть, и пить,
наслаждаться добром во трудах своих
своевременно, и любить:

приносить, когда можешь, хорошее
для людей и себя от трудов: 
это - просто счастлИвая доля,
эту долю - нам дал Бог!

Если Бог вам богатство дал,
дал и пользовать власть от него,
наслаждаться и наслаждать -
дар счастлИвейший! От Него!

Ибо дней нашей жизни немного
и во памяти тоже недОлги:
для того Бог нас вО-знаграждАет
дАром ГоспОдним! Радостью!

________________________________________


      По Еккл 6

Есть очень частое зло:
человеку Господь дал
и имущество, славу, богатство,
и_ ни_когда недостатка
ни в чём не испытывал он,
чего б ни желал - имеет. Но-но...
не даётся возможности Богом
ему пользоваться самомУ,
и богатством его владеет
тем другой. Суета, недуг!

И сказал я: счастлИвей и выкидыш,
чем несчастный богач долго живший
и с отменнной красой и здоровьем,
и родивший по сто детей,
богатеющий больше и больше,
и дни жизни его умножались,
но душа наслаждаться которого
бы добром если бы не могла.
Если дети его нелюбившие,
как об отче о нём позабывшие,
только были б наследство кроившие,
да и не было бы погребения
для него от трудов его.
И сказал я: счастливей и выкидыш.

Потому что напрасно он
приходил. Отошёл во тьму
так и не видев солнца..
и имя покрыто мраком.

Но даже не знавшему солнца
покойнее, чем тому,
который, хоть прОжил бы эру,
но нЕ насладился добром.
Сказал я: "счастлИвее выкидыш."

Все труды человека - для рта его,
а душа его нЕ насыщается;
трудится он,
счастия ждёт,
а оно не является..

Так какое уж там преимущество
мудрых людей перед глупыми?
Какое уж там преимущество
бедняка. Что же лучше то?

Лучше видеть глазами, душой не бродить,
находиться не лучше во смутностях
ваших мыслей и чувств. Это вновь суета
и томление духости.

У всего имена
существующего:
существует что - есть ему имя,
и известно что это. Уж наречено
всё до нас ещё ранее было.

Человек с этим спорить не может,
препираться не может он с тем,
кто, конечно, его сильней.
человек препираться не может.

Бесконечно число вещей,
умножающих всю суету:
что же для нас лучше?
Делать-то что ему?

ибо кто может нам подсказать,
что хорошо для жизни
в жизни земной и суетнОй
и как отмести лишнее.

Дни мы проводим как тень,
кто скажет будущий день
после того, как под солнцем
нас уже больше не будет?

_____________________________________



      По Еккл 7

Доброе имя, люди, лучше любых мастей,
всех драгоценностей мира
и драгоцЕн_нЕй.

День рождения хуже дня смерти.
Смерти дни лучше дней рождений.

А стенать - это лучше смеха;
ведь в печали лица сердце
благородней и лучше становится.

Чем ходить пировать в дом веселья,
лучше в дом по умЕршем плАча
нам ходить; и у сердца дверцы
ко печали своей открыть.

Сердце мудрых - всегда в доме плача,
а в веселья домах - глупца.
Вот такие у нас разные
как и дОмы, так и сердцА.
Лучше слушать от мудрых облИчье,
обличение нас всегда,
деферамбы нам чем от глупых
и медОвые песни дУтые.

Потому что смех глупых поверхостен:
он как хвороста треск в очаге.
суета это только. И глупости.
И желание быть налегке.

Мзда и взятки нам портят сердца.
Притесняя других уж глупеет
бывший мудрым и глупым становится.
Мзда и взятки - плохое сердце.

Лучше дела конец чем начало,
и терпение - высокомерия.

И не раз_говаривай гневно,
в сердце глупом лишь место гнева.

Не задавайся вопросом
ритором будто: "Зачем
нынче, конечно, хуже,
лучше ведь было прежде?" -
ты не от мудрости это
спрашиваЕшь так, -
это гнездится глупость
во недалёких умах.

Хороша со наследством мудрость;
под сенью её как под златом;
но превосхОдит мудрость
ЖИЗНЬЮ, даяньем знаний.

Бог велик! Безпримерен и Сущ!
Посмотри на Его дела!
Если что-то ОН сделал так, -
не измЕнишь ничтО сам.

В дни добра - ты попользуйся благом,
в дни несчастий - ты размышляй:
ОН) даёт всевозможные дни,
чтобы понял когда-то ты:
ты не можешь оспорить Бога!

Насмотрелся я много всего
в протяжении суетных дней:
наблюдал и увидел что долго
нечестивый живёт во своём
во нечестьи и в нём умирает,
преспокойно в нечестьи живя.
Но гибнут,
но гибнут правые
во своей во правдивой праведности.

не будь беспримерно строгим,
не будь слишком строг на земле,
не выставляй слишком мудрым
себя-то. А гибнуть зачем?

Хорошо, коли будешь держаться
и того и другого: не будь
слишком строг ты к другому,
а мудрость
не выказывай слишком, выпя_чиваЯ;
не предайся греху, не безумствуй,
хорошо, коли будешь держаться;
потому что боящийся Бога
избежит этого всего.

Мудрость сильнее властителей
мудрого делает всюду.

Нету людей негрешащих
даже в делах добра.

Праведник да обращает
больше стремления,
веры и радости в Господе,
чтоб пережить просто бы
злословящего и раба.
НЕ обращай внимания
на всякие злые слова.

Ибо и сердце твоё знает немало твоих
случаев - ты злословил так же и тоже других.

Всё это я испытал
мудростью; и решил
"буду я мудрым", но - штиль,
она далека от меня
Мудрость от мудрога.

  ***
Далеко то, что было, глубоко-глубоко:
кто постигнет его? Кто постигнет его?

  ***
Обратился я сердцем к тому, чтоб узнать,
изыскать и исследовать мудрость,
и исследовать разум, его познавать,
и нечес_тие глу_постИ,
и невежество,
и безумие.
Обратился я сердцем к тому.

И нашёл я, что женщина горше
смерти лютой, она - как сеть,
и силки - её сердце, а руки
у неё нам оковы; и смерть
грешнику от неё.

  ***
Спасётся от женщины добрый пред Богом;
а грешник - потоплен будет.
мерило и камертон -
во к ней отношении, люди.

  ***
Что душа моя всё искала,
всё искала, но не нашла?
Мужчины - один на тысячу.
А где же, а жен_щИнА?
Меж всеми меж ними не видел
и я среди них не нашёл,
и бЕз_результАтным ушёл.
А мужчина - один на тысячу.

  ***
Только это я понял,
что Бог
сотворил человека правым,
из людей ж не остался никто
таковым; из людской отравы -
опустились мы в походи блудные,
утопаем мы вО_ тщеславии,
погрузились мы в грязные помыслы
и гордыню... Не много ли?
мы пустились во помыслы многие,
не остались такими же правыми,
как Творец и какими творил!
Мы пред Богом совсем неправые,
и замараны полностью мы.

________________________________________


      По Еккл 8

  ***
Кто как мудрый(никто как он) понимает всю суть вещей?
И суровости нет в лице. Просветляет лицо мудрость.
  ***
Где слово царя, там власть.
И кто скажет ему "что ты делаешь?"
Храни, исполняй слово царское,
и это за клятву пред Господом.
Не спеши уходить от лица его,
не упорствуй в худом ты деле;
потому что сам царь, что захочет,
всё по воле своей может сделать.

Соблюдающий заповедь Божию
никакого не испытает
зла;_ и закон соблюдай
и другим передай тоже.
  ***
Мудрым сердцем известен устав
всякой вещи и время её,
потому что у каждой вещи
время, устав - свои;
людям от этого зло,
и от того великО,
что он не знает что будет;
и как это будет, ничто
ему из того неизвестно.

Человек не властен ни один
над своим ему дадённым духом,
дух не может удержать,
продолжает умирать
в день, назначенный ему.
Нету власти у него над своей же смерти днём;
и в борьбе его не-встретить-никогда-бы-днюху-смерти
людям избавленья нету.

Извращенья нечестивых  жизнь продлить чтобы пилюли дорогие не спасают.

Всё это видел я, сердцем своим обращался
на всякие, все дела, которые есть под солнцем. 

  ***
Бывает власть вовред подвластным;
бывает время для неё;
_и_ человек угнетает
жестокий других людей.

Хоронили тех нечестивых,
когда_ приходил их срок,
а с кладбища как уходили,
забывали о нечестивом
хоронившие, и о нём
не вспоминали больше,
не поминали вовсе,
ибо они при жизни
не видели е_го совесть.

Забываемы насовсем
нечестивцы и навсегда
в городе, где проживали
злые творя дела.

Но и это опять суета!

Оттого что нескоро свершается суд
над худыми делами; страшится
перестали сердцА людей,
продолжают они злиться,
и свершаются злые дела,
и вершить их всё больше тут
продолжают...себе на суд.

И коснеет во зле своём грешник
будто судные дни не придут,
умножается грешный люд;
и своих оправданий бреши;..
Но Господь во суде крут.

знаю, благо боящимся Бога
и кто блАгоговЕет пред Ним ;
оправдание, счастья дорога
послесУдная - только им.

   ***

Суета на земле есть такая:
постигает правдивых то,
что заслуживал лишь нечестивый;
с нечестивыми ж - наоборот.

Человек не постигнет дел Божьих,
но уверенно знай, что АГАПЕ
нас затем-потому сохраняет,
что жалеет и любит всё же!

Неспроста испытания праведным,
неспроста благодать нечестивым;
для спасения времени именно;
то Господь наш ДолгОтерпелИвый.

Милосердный, в великом Терпеньи,
всем желающий Царства Спасения
до последнего терпит в Решении
отделить от пшеницы плевелы.      

Сколько б люди постичь не старались,
даже и ни один мудрец
дел Господних нЕ УразумЕют,
ибо нЕпостижИм Творец.

Если б
какой-то философ
сказал бы что он-то познал
и понял дела Божьи; нЕ знает, как и не знал;

ибо постигнуть не может
мудрец никакой Творца
и дел Его Божьих тоже,
НачАла всех-всех НачАл.

____________________________________



      По Еккл 9

Обратил я вниманье своё
всё сердечное, чтобы исследовать.
Оказалось, во всём том,
что пред ним, человек не знает
ни любви настоящей,
ни нЕ_навистИ.

Ну, а добрые, праведны, мудрые,
и деяния этих людей -
только в Божьих руках, у Господа, 
во истоке любви всей.

Всему на земле и всем,
а предстоит одно:
У_части всем одни,
кто бы и нИбылты:
и добродетельным людям,
и нечестИвцам тоже,
доброму та же участь что и пропащим душам:
в зЕмлю телА уйдут, станут таким же прахом,
телеса - к разложЕ_нию 
все и всея безвозвратно.

Это-то очень худо
во всём, что творится под солнцем -
что участь одна нам всем
и жизни песок льётся..
Сердце сынов человеческих
исполнено зла и безумья
в жизни земной и конечной
под небесами подлунными.

  ***
Кто меж живых - им лучше,
им ещё есть надежда.
Лучше живому псу
мёртвому чем льву.

Живые - живут,
хоть и знают: конечна у них жизнь.
Мёртвый  - ничто не знает,
и больше им нет воздаяний,
и память о них забыта,
когда они тлен лишь.

Исчезли их прежние чувства
навечно: _любовь_ их,
и ненависть, ревность; и пусто;
и нету им места вовеки
средИ
живущих под солнцем
и части ни в чём больше нет.

  ***
Да будут во всякое время
одежды твои светлЫ,
нЕ оскудеет елей да
нА_ голове твоей;
с весельем едой наслаждайся,
плодом твоего труда,
и в радости пей когда
ОН блА_говолИт к делам
твоим! Наслаждайся жизнью
с женою, которую любишь
на протяжении дней
жизни земной всей,
которую
БОГ тебе дал;
доля твоя ибо
в жизни, в трудах твоих,
коими трудишься ты.

  ***
Всё, что можешь ты делать - сделай;
ведь в могиле, куда ты пойдёшь,
нетработы, труда, размышлений,
мудрости нету и знаний.
Осуществляй желанья
пока на земле здесь.

И видел под солнцем я:
не храбрым даётся победа,   
не мудрым - даётся хлеб,
непроворным - успешный бег,
нЕ_ у разумных богатство,
нЕ у искусных - почёт;
но время и слУчай
и слУчай и время
только для всех и всё.

И_бо мы сами не знаем
время своей беды: как рыбы в сетИ
во пАгубной.., как-будто попали в силкИ..,
когда наступает время
бедственное бедЫ,
людские сыны, нас таскают
и убиваемся мы
нежданно. Лишь время и случай.
Которые нас поджидают.
Случай и время, не ты. 

не храбрым досталась победа,   
не мудрым - даются хлеба,
не быстрым - успешный бег,
и нЕ у_ разумных богатство,
но время и слУчай
и слУчай и время
только для всех и всё.

Важною мне показалось
ещё что я видел под солнцем
мудрость такую, её запишу
и на листе расскажу:

Мудрость превЫше и лучше
силы любой на земле,
но... бедняка мудрого
пренебрегают все.

Когда был в осаде город,
в блокаде, и выхода нЕ-бЫло,
нашёлся один бедняк,

что мудростью спас он жителей.

Но после, когда всё окончилось,
не вспОмнил никто о нём,
нЕ вспоминАл мудрейшего,
в забвении стал он.

И сказал: мудрость лучше силы
и силы любой на земле,
но
мудреца-беднякА
прЕнебрегАют все.

  ***
Мудрых спокойные речи,
музыка тихих их слов
воспринимаются лучше
чем крик властелина меж глупыми.
Мудрый речёт спокойно,
тихо выскА_зываЕт
мысль, а его-то слушают,
а он не навЯ_зываЕт.

Мудрость сильнее пушек;
но
погрешивший один
(как дёготь, и мёд, и бочка)
хорошего много погубит.
Мудрость - намного лучше.

________________________________________

      По Еккл 10

  ***
Сердце мудрого - идёт направо,
сердце глупого - идёт налево
по какой дороге б ни ходили
и в каких краях бы не бывали.

Где б ни шёл и не ходил бы глупый,
не хватает в глупом вовсе смысла,
он и нЕхотя покажет
то, что глуп он каждым словом.

Мухи мёртвые творят зловонной
ароматов благовоний
даже мироварни масть!
Мудрости не дай пропАсть:
ибо с мудростью и честью
уважаемых людей
даже маленькая глупость
их, подобно мухам мёртвым
в мироварне..., такчто взвЕсь:
ты зловонный станешь весь.
Глупостью не замарайся!

Вспыхнет если на тебя
гнев начальника,
то ты стой, не убегай,
места ты не оставляй:
потому что и большие
косяки покроет кротость.
Будь смиреннен(а не робок),
повинись во преступленьях,
чтобы видел сожаленье
кроткое в твоих глазах
твой начальник на делах.

От властителей видел я зло,
что под солнцем, но как бы погрешность,
из-за них это зло: на высОты
поставлЯется ими невежество.

Видел я и рабов на конях,
и ходЯщих пешком князей..

Если рушишь ограду ты,
то ужалит тебя змей.

Кто копает другому яму,
упадёт и погибнет в ней.

А кто пЕ_редвигает камни -
надсадится он ими может.

Если колешь дрова - смотри же
осторожней - опасности в этом.

если лезвие притупилось -
напрягать надо много силы;

Слова мудрого - нам благодать,
и народу от них только польза;
а слова если уст глупого,
то его самогО губят.

начинает слова с вящей глупости,
а конец его рЕчи - безумие,
безАппЕляциОнные тупости,
обнаруУживаЕт скудоУмие.

Очень нАговорит он много,
и с три кОроба глупый скажет,
хоть не знает ничто даже,
и не знает любой дороги.

Змеи жАлят без прЕдупреждЕния,
и нЕ лУчше змеИ злоязычный,
и слова у него - преступления,
и душа у него неприлична.

Труд утомителен глупому,
ибо не видит смысла он,
не знает и даже дороги,
ведущей в его город.

Горе земле той,
в которой царём отрок,
и горе земле другой,
в которой первоочерёдно
едят у кормушки князья!

Но благо тебе, земля,
коль царь-благородного рода,
_и_ твои_ князья_
едят, как и люд из народа,
подкрепления только ради,
а нЕ_ пресыщЕ_ниЯ!
Благо тебе земля,
царь - благородного рода.

  ***
Потолки обвисают от лени,
и когда опускаются руки,
протекает и рушится дом.
Потолки обвисают от лени.

Вино веселит нашу жизнь,
для радости делают пир;
Оплата за пир и вино -
оплачиваЕт серебро.

  ***
Даже в мыслях других не злословь;
А царя и любого богатого -
потому что - и птица твоё
это слово перЕ_несёт,
перескажет злословную речь
и небесная,
и крылатая.
Не злословь в своих мыслях даже.

_____________________________________



      По Еккл 11


Отпускай хлеб другим, и давай, и делись,
потому что когда-то потом
по прошествии многих дней
ты найдёшь для себя его,
отпускай хлеб по вОдам твой.

С семерыми делись, не удерживай части,
ты не знаешь когда это вспомнится,
и какая беда и когда на земле
Явится, то испОлнится
добрый поступок тебе
благодатью, не зажимаясь
делись.

Кто наблюдает за ветром и только - тому не сеять,
и кто в облаках витает - то и не жать ему,
не получать урожай любой, а особо добротный,
и о еде заботы придут неминУ_емо.
(к нему)

Как не знаешь дороги ты ветра
и как кости растут у зародыша
человека во чреве беременной,
ты не можешь знать дел Бога,
Кто и делает в мире всё.

Утром работай и сей,
и покоя руке твоей
не давай даже вечером тоже,
потому что не угадать
чтож хорошо уродИтся
то или это хорошим,
рАвно ли хорошо.

Сладко нам видеть свет,
и приятно для глаз солнце,
в свете нам радость есть;
вот уж к закату клОнится
путь человека тут.

пусть человек веселится в годы свои на земле 
и в продолжении всех(лет) помнит о днях тёмных,
которых придёт много: но всё и всегда - суета.
Но помни о Боге всегда!

Юноша, веселись в юности ты своей,
радость вкушай сейчас, именно в ю_ностИ,
ходи по путям очей
и сердца ходи по путям;
но помни, что Сущ Бог, и в суд приведёт, знай.

И печаль от сердца удаляй,
и от тела злое уклоняй,
не впадай в плохое никогда;
детство, юность - суета.
ты не можешь знать дел Бога,
КТО и делает в мире всё,
и на суд ОН ещё приведёт,
Высшая Мудрость Бога.

_________________________________


      По Еккл 12

Помни о Боге, Создавшем тебя,
с юности дней своих помни,
в радости дней своих не забывай,

ну а в гОре

итак

уж вспомнишь.

Будешь о тяжести дней говорить:
"нет удовольствий в них!"
и избавлений, спасенья молИть
смиренным СОЗДАТЕЛЯ, тих.

  ***
Доколе солнце не померкло,
и свет, и звёзды, и луна;
и снова новая гроза
за новой, что не отошлА.
Доколе сразу по дождю
вновь тучи сразу дождевые
опять находят, и пойдут
бесперерывно ливни злые
лишь только зло неся - и столько
людей к Создателю лишь только
свои молитвы обратят:
ещё и не увидев ад
его подобие узнав

по признаку -
всеместный страх
когда покроет землю всю..
В тот день
согнутся люди силы,
и стражи задрожат на страже;
в домах своих и к окнам даже
страшИтся будут подойти,
ну, а тем более идти
живущие к дверям своим..

И запиратся будут двери
на улицу; а там безмерно
царит стихия, ужас, страх
и зло людское на делах,
болезни, язвы, мор и голод,
и звери, и земное горе..
Замолкнут звуки всех работ
труда людского и забот;
 и сон не дастся человекам -
от страха только забытьё,
подъём под крики петухов
от сна-не-сна; и шАток кров;
и девы певшие умолкнут.

И форумы страшнЫ, высОты,
и ужасы на всех дорогах;
кузнечик уж не полетит,
и каперс горький на порогах,
миндаль цветёт, тяжёл кузнечик,
а человек отходит уж
в свой вечный дом;

траур шествий
ожидает,
готовы плакальщицы тут,
готовясь плакать по сигналу,
когда повязка золотая..
порвётся с серебра цепочкой,
кувшин побьётся в черепочки,
и у колодца колесо
что при источнике сорвётся.. 

Человек отходит в вечный дом:
из земли он вышел и вернётся
прах во землю, чем и был,
прахом снова обернётся;
но, бессмертная душа,
дух вернётся снова к Богу,
возвратится вновь туда.
(КТО его как раз и дал)

Суета сует - Екклесиаст
вновь сказал что суета
всё на свете и всегда,
то что всюду суета.
Да.

Знанию учил народ -
мудрым был Екклесиаст - кроме мудрости его,
абсолютно испытал он
всё на свете, просто всё,
и исследовал, системно
он составил много притч,
притчи, собранные вместе.

И изящны изреченья
во стараньи найдены.
Он старался и нашёл,
изложил и нам довёл
истины слова от Бога
верно изложил и много
нам он притчей записал
верно. И Господь их дал.

  ***
Слово мудрых как вбитые гвозди;
составители же мудрых слов -
от единого все они пастыря.
О, наш Пастырь, о Сущий Бог!

А что сверх Божьих слов - берегись,
мой сынок, нам для жизни дана
только Божия книга одна.
А что сверх - суета ума.

Составлять много книг - бесконечно.
Не найти всем запискам конца -
измышлениям лишь человеческим,
что заводят всегда "не туда".

Слишком много читать излишнего -
утомительно телу и лишнее.
И что сверх Божьих слов, то того
берегись, осторожно, сынок.

Слово мудрых как вбитые гвозди;
составители же мудрых слов -
от единого все они пастыря.
О, наш Пастырь, о Сущий Бог!

Главный мы сделали вывод,
сущность всего познав:
бойся, люби Бога,
зАповедИ соблюдай.

Ибо и потому что
в этом есть ВСЁ для нас!
И главное длЯ человека!
И
основное как раз!

Ибо и потому что
всякое дело наш Бог
тайное ль, явное ль, всякое
в суд основной приведёт.

Бойся, люби Бога,
зА_поведИ соблюдай,
ибо и потому что
в этом для нас рай!

_________________________________________
88888888888888888888888888888888888888888
-----------------------------------------

и ещё:

доколе колодца ещё колесо
Алла Аленина

Цепочка
доколе
не
порвалАсь,
нЕ_
разорвалась повязка,
докОле кувшин не упал в грязь
и на черепки не разбился,
доколе колодца ещё колесо
не пАдало и не сломИлось,
доколе цепочка из серебра
целА, и повязка златАя..
Уже зацветает миндаль во садАх,
отЯ_желевает кузнечик..
И постигаем, что всё суета.
Только Господь лечит!

20 декабря 2011
http://www.stihi.ru/avtor/ndrea7&book=139#139
____________________________по Еккл
© Copyright: Алла Аленина


Рецензии