Сама невинность лилии цветок...

      В поэтическом искусстве «лилейными» называли голоса муз и  пение  цикад*.   
В христианстве лилия — символ чистой, девичьей любви. Белая лилия — символ чистоты, “цветок Девы Марии”. Предание гласит: архангел Гавриил явился к Деве Марии с белой лилией в руке (по другой версии, он пришел с оливковой ветвью). Христианская легенда гласит: белая лилия выросла из слез Евы, изгнанной из рая.
      Оранжево-красные лилии известные со времен античности, символизировали кровь Господа. О красной лилии рассказывают, что она поменяла цвет в ночь перед крестным страданием Христа. Когда Спаситель проходил по Гефсиманскому саду, то в знак сострадания и печали перед Ним склонили головы все цветы, кроме лилии, которая хотела, чтобы Он насладился ее красотой. Но когда страдальческий взор упал на нее, то румянец стыда за свою гордость в сравнении с Его смирением разлился по ее лепесткам и остался навсегда.
      Лилия получила свое название от древнегалльского слова «ли-ли», что в буквальном смысле означает «белый-белый».
      Это растение сыграло важную роль  в  истории Франции. Хлодвиг I, который основал французское государство, в пятом веке победил германцев,  на  берегу  реки  Ли. Этот берег был усеян прекрасными растениями.  Победители  украсили  себя  этими чудесными цветами, которыми после преобразовали и свои  герб  со  знаменем  (тремя лилиями, которые означают – милосердие, правосудие и сострадание). С тех пор  это растение начали называть цветком французских королей.Во Франции даже существует такое  выражение  «восседать  на  лилиях»,  что означает  «занимать  высокую должность».
      На Руси белая лилия считалась символом непорочности и чистоты, потому их часто дарили невестам. Чтилась лилия на Руси и как символ мира.
      Самая прекрасная из всех лауенбургская лилия. О ее происхождении существует очень красивая легенда. Дело происходило близ городка Лауенбурга. Прелестная крестьянская девушка Алиса отправилась с матерью в лес за хворостом, и по дороге они неожиданно повстречали властителя этой страны графа Лауенбургского, большого дон-жуана и волокиту. Прельстившись ее красотою, граф тотчас же приглашает ее прийти к себе в замок и обещает обогатить ее и сделать счастливейшей из смертных.
Зная его жестокость и упорство, мать для виду тоже уговаривает Алису согласиться на предложение графа, но как только он уезжает, бежит с дочерью в соседний монастырь и умоляет настоятельницу укрыть их от преследований графа.
Вскоре, однако, граф открывает их убежище, берет со своими рыцарями приступом монастырь и похищает несчастную. Обхватив ее крепко, он мчится с ней на коне в свой замок и в полночь въезжает к себе на двор. Но горный дух вступается за нее, похищает у нее душу, и граф привозит к себе Алису уже мертвой.
Ее снимают с коня, и в том месте, где ее ноги коснулись земли, вырастает чудная белая лилия, которая в народе слывет с тех пор под названием «лауенбургская лилия».
Когда впервые расцвела лаенбургская лилия, то выглядела она столь нарядно, что дикие цветы склонили перед ней венчики, деревья затрепетали листьями, а воздух был напоен чудесным запахом.
      Очень красива еще легенда о лилии, существующая в нормандских народных сказаниях.
      Один рыцарь, изверившись в любви женщин и будучи не в состоянии найти себе жену, стал по целым дням проводить время на кладбищах, как бы вопрошая смерть, не укажет ли она ему путь к счастью?
      И вот, блуждая среди могил, он встретил в одно прекрасное утро женщину такой красоты, какой не мог даже себе и представить. Она сидела на одной из мраморных плит, разодетая в роскошное платье, с чудными блестящими драгоценными камнями на поясе. Ее волосы были золотисты, как пыльца лилии, которую она держала в руках.
      Вокруг нее распространялось такое чудное благоуханье и она сама была так пленительна, что душа рыцаря исполнилась каким-то благоговением, и он, став на колени, поцеловал ее руку.
      От этого поцелуя красавица как бы пробудилась ото сна и, улыбнувшись ему, сказала: «Не хотите ли Вы, рыцарь, взять меня с собой в замок? Вы ждали меня долго, и вот я явилась, так как наступил наконец час, когда я могу собой располагать. Я дам Вам то счастье, которое Вы так долго искали. Но прежде чем я отправлюсь с Вами, Вы должны обещать мне, что никогда в моем присутствии не будете говорить о смерти и что даже самое слово ‘смерть’ никогда в Вашем доме не будет произнесено. Думайте обо мне как об олицетворении жизни на земле, как о цветке юности, как о нежности любви, и думайте так постоянно.»
       Восхищенный рыцарь посадил красавицу на свою лошадь, и они поехали. Животное пустилось вскачь, как бы не чувствуя никакого прибавления веса, и когда они проезжали по полям, то дикие цветы наклоняли свои головки, деревья нежно шелестели листьями и весь воздух был напоен чудным запахом, словно из какого-то невидимого поля лилий.
      Они поженились и были очень счастливы. И если иногда свойственная рыцарю меланхолия и овладевала им, то стоило только молодой жене вдеть в волосы или приколоть на грудь лилию, как всю печаль его как рукой снимало.
      Наступило Рождество. Молодые решили пригласить соседей и устроить пир на славу.
      Столы были изубраны цветами, дамы весело улыбались и так и блестели от покрывавших их платья драгоценных камней, а мужчины были в самом веселом настроении духа, смеялись, шутили.
      А в то время как все пировали, приглашенный певец-трубадур пел то о любви, то о турнире и рыцарских подвигах, то о благородстве и чести. Потом, воодушевившись, перешел к еще более возвышенным темам и запел о небесах и о переселении в них через смерть.
      И вдруг при этих словах красавица-лилия побледнела и начала увядать, как цветок, сраженный морозом.

      В отчаянии схватывает рыцарь ее в свои объятия, но с ужасом видит, что она все съеживается и съеживается и он держит в своих объятиях уже не женщину, а лилию, дивные лепестки которой так и осыпаются на землю. Между тем в воздухе слышатся тяжелые вздохи, как бы рыдания, и вся зала наполняется тем чудным запахом, какой он чувствовал при первой встрече с ней.
      Отчаянно махнув рукой, рыцарь удаляется и исчезает во мраке ночи, чтобы никогда уже более не появляться...
      Перемены произошли и на дворе: сделалось холодно, мрачно, и ангелы засыпали с неба землю лепестками лилий, как снегом.

               Белая лилия все превосходит цветы,
               Белая лилия — символ небес — Чистоты,
               Белая лилия — слава, хвала, безмятежность,
               Ночь, седина, белизна и безгрешность…





* Цикада – «древесная стрекоза» стран Средиземноморья.


Рецензии