Тени при свече

ПАМЯТИ ХУДОЖНИКОВ

   1.

             Константину Васильеву

Подгнивший домик, сложенный из бревен,
здесь стоном отзывается порог,
и надпись на стене, как голос крови,
с ошибкой по-немецки-"С нами Бог!"
Ты живописец был, а я невеста,
к немецкой школе близок, я - к тебе,
искала бабочка меж стекол места.
не покоряясь вечному аресту,
надеясь на изгиб в судьбе...
Не сорванными высохли гвоздики;
твой голос миражом терзает рану,
...крестьянок примороженные лики
мне улыбнутся утром рано.

   2.

Предрассветный просвет-электрИк,
что с мороза похмельный художник
к раме ликом помятым приник,
разглядеть неухоженность можно.

Ты, наверное, был бы старик
и оставил "Полеты валькирий".
может даже купоны бы стриг
или нищим пристроился в мире?

Помяну живописцев моих-
Костю, Сашку, Володю...
И в молитву уйдет этот стих.
так унынье уходит.



*  *  *

Смеркается лето.По мокрым лесам
блуждают пропавшие тени,
по птичьим узнаешь легко голосам,
когда опускается темень.

Стучат электрички в двумерной дали,
на рельсы глядЯ не мигая...
А где-то в курортных просторах Бали
утонет взыскующий рая...

ИЗБЕРБАШ (Избербаш)

                М.Д.

Изберг-изверг. возьми мою душу,
замуруй ее в скалы скорей,
все былое не глядя порушу
за соитие звезд и морей!
Унесите кричащие ветры
зов, усиленный в тысячу горл,
сквозь проклятые километры
в дом, живущий в подножии гор,
я явлюсь незаметно и нежно,
поцелую легко, не губя
сон, который ты смотришь прилежно,
Изберг-изверг, люблю тебя.

БАБУШКЕ ВАРЕ

На кладбище Махачкалы
похоронена утром рано,
у подножья кавказской скалы,
бабушка, Варвара Иванна.

И среди мусульманских могил-
крест железный над русским холмом,
этот город ее приютил,
я вхожу в опустевший дом,
все чужое и все мое,
на столе еще свежая скатерть...

Как же скудно твое жилье,
пресвятая моя праматерь!
Ты крестьянкой мудрой была,
презирая сребро и злато,
активисткой в колхозе слыла
и талантом была богата,-
песнь твою, колдовавшую слух,
помнят в южных степях поныне,
надо только спросить у старух
из села ставропольского Нины...
Я с портретом твоим говорю,
пожелтело давнишнее фото,
смотришь ты на былую зарю
и открыть мне пытаешься что-то.

*  *  *

А я встречу пьяного мужа,
он мне скажет:"Как хороша!"
На плече его свежая туша,
освежеванного тельца,
а в кровавой туше таится
не оплаканная душа.

И засну, повторится сначала,
и очнусь при ущербной свече.
то прабабка моя встречала
мужа.С ношей на левом плече...

ВСТРЕЧА

     1.

Свою судьбу минуя,уходили
нестройной чередою от меня,
и взоры их незрячи были,
и губы так и замерли, кляня.
Ты пьешь за них, играя в нежность нежно,
не зная за кого ты пьешь.
Бессильно заклинаю неизбежность:
"За ними не уйдешь".

   2.

Я обнимаю розы, что принес,
кончая в две затяжки сигарету,
глотая радужное разноцветье слез,
страшась нарушить тайную примету...

   3.

Почти что мертвой тебе досталась,
как та из Сказки о семи богатырях,
но не буди убийственную малость.
с чем погибала-обреченный страх...

*  *  *

Невозможным, непонятым -завороженная,
Очевидностью - разочарованная,
Вечно морская, душной пустыней сожженная
До обнаженности стылой земли елабужской,
Россия в платок выла
                соседской слепой бабушкой.

*  *  *
                О.М.
Отпустил тебе Ирод-выродок -сорок семь,
а на сорок восьмом-взял и съел...
"Смотрит века могучее веко"
и руки начинается взмах-
кому - в дых. кому - в глаз, кому - в пах!
О, Россия!В стихи переходят
 стон и кровь твоих плах...


Рецензии
В стихах Евпраксии странно сочетаются нарочито внеличная поэтика, идущая отчасти от семантических связей в пределах конъюнктурной интертекстуальности, но в то же время берущая свои истоки в поэтике Тредиаковского,с одной стороны, и Мандельштама с другой, и - поэтика личностная, основанная на синтезе сильного эмоционального переживания с карнавальной иронией и романтическим (спонтанно-импровизационным) движением мысли. Второй творческий метод мне представляется более органичным для Евпраксии.
Скажем:
Подгнивший домик, сложенный из бревен,
здесь стоном отзывается порог.
- обнаруживает более естественную семантику и вызывает больший эстетический эффект, нежели:
по птичьим узнаешь легко голосам,
когда опускается темень.
В последних строках присутствует вариативность: можно узнать по птичьим голосам, что опускается темень, но можно и не обратить на это внимание. Впрочем, такая наблюдательность похвальна. В первом же примере стон порога, скажем так, неизбежен по поэтической необходимости.
В целом, стихи Евпраксии Марковой выделяются из многих, представленных на "Стихи ру", мастерством, самобытностью, яркой метафорической системностью и внятной творческой логикой.

Никомед Козлов 2   16.09.2012 22:59     Заявить о нарушении
Ума у Вас палата, Никомед, представляю в каких выражениях Вы признаетесь в любви девушкам, но за оценку- спасибо, а то пишешь, пишешь и ни одна, извиняюсь, гнида не оценит...

Екатерина-Августа Маркова   17.09.2012 12:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.