Херсонес-6... Цена предательства

gulumcan
http://www.youtube.com/watch?v=r-Nlk1FHo7c&feature=related (http://www.stihi.ru/)   


Кому поведать мне о том, как я тебя любила,
И сколько счастья нам отсыпал времени песок,
Нам Херсонес был мил, где ты, и дочка, и сынок –
Мы рано утром к морю шли поклон отдать светилу.

В глазах безмерная любовь – подарок от Гемеры,
Нерей волной ласкал, Наяды в море берегли,
Мы наслаждались солнцем, запахом родной земли,
Не ведая о том, что счастье наше – эфемерно.

А у детей мордашки перепачканы инжиром…
Арес, Тонатос и Геката хмуро вдаль глядят,
Средь мраморных колонн всё птицы чёрные кружат,
Но Мойры знак дадут – Любовь спасёт, волшебной лирой.

Тревожно очень, застучали дождевые капли,
Их скоро будем собирать, оставшись без воды,
Всё детям,  Господи!  И даже капельки росы…
Как жаль,  ведь скоро город будет предан и разграблен.

Священник Анастас, тебя осудит после время,
Мы выживем, и летописцем станет наш сынок,
И не поймут потомки – нет! – как ты предать нас смог.
Ещё не раз предашь, бесчестно, близких не жалея…

11.09.2012
               
============================

Арес – бог вероломной войны, сын Зевса и Геры. 
Нерей — сын Геи и Понта, кроткий морской бог.
Танатос — олицетворение смерти, брат-близнец Гипноса.
Геката — богиня мрака, ночных видений и чародейства, покровительница колдунов.
Гемера — богиня дневного света, олицетворения дня, рожденная Никтой и Эребом. Часто отождествлялась с Эос.
Наяды — нимфы-хранительницы вод.
Мойры — богини судьбы, дочери Зевса и Фемиды.
++++++++++++

Священник Анастас указал Владимиру место нахождения водопровода, в трубах, под землей, который был найден и уничтожен. Городу пришлось сдаться.

Анастас Корсунянин  - ДВАЖДЫ ПРЕДАТЕЛЬ   http://www.portal-slovo.ru/history/35769.php
Карпов А. Ю.

АНАСТАС (Настас) КОРСУНЯНИН (ум. после 1018), один из ближайших сподвижников князя Владимира Святославича, Крестителя Руси; предположительно, фактический руководитель Русской Церкви в годы его княжения, грек (?).
До 989 г. Анастас находился в Херсонесе (Корсуни) — центре византийских владений в Крыму. Его политическая карьера на Руси началась с предательства. Во время осады Корсуни князем Владимиром Святославичем (989 г.) Анастас перешел на сторону русского князя. В отправленном им стрелой из осажденного города послании сообщалось о местонахождении колодцев, из которых в город по трубам поступала вода. Перекопав трубы, Владимир прекратил доступ воды в город и тем самым вынудил корсунян сдаться. В благодарность за оказанную услугу Владимир приблизил Анастаса к себе и взял его с собою на Русь вместе с корсунскими священниками и многочисленными христианскими святынями. Летописное предание о крещении Владимира (т. н. "Корсунская легенда") связывает с именем Анастаса само крещение русского князя: получив во время осады его записку, рассказывает летопись, Владимир "возревъ на небо, рече: аще се ся сбудет, и сам ся крещю".
По свидетельству поздней Никоновской летописи (XVI в.), Анастас принимал деятельное участие в утверждении христианства в русских землях. В 990 г. вместе с киевским митрополитом Михаилом, епископами, а также дядей Владимира по матери Добрыней он едет в Новгород, где сокрушает языческие кумиры и крестит многих жителей, а в следующем 991 г. с той же целью и в сопровождении тех же лиц совершает поездку "по Русской земле и до Ростова". Достоверность этих сведений, однако, вызывает сомнение.
В 991—996 гг. Владимир строит в Киеве церковь Пресв. Богородицы (Десятинную) и поручает руководство ею Анастасу: "украси ю иконами и поручи ю Настасу Корсунянину, и попы корсуньскыя… пристави служити в неи, вдавъ ту все еже бе взялъ в Корсуни: иконы и съсуды и кресты". Анастасу же передается и церковная десятина, установленная Владимиром от всего "именья" своего и "от градъ" в пользу церкви. В качестве блюстителя княжеского имущества Анастас действует и после смерти Владимира (15 июля 1015).
В последний раз Анастас Корсунянин упоминается в летописи под 1018 г. После захвата Киева польским князем Болеславом Храбрым и Святополком Окаянным (14 августа) Анастас вновь переходит на сторону победителя, а именно Болеслава, и когда последний покидает Киев, отправляется вместе с ним в Польшу все в том же качестве блюстителя княжеского добра: по свидетельству летописца, Болеслав "…Настаса пристави Десятиньнаго ко именью, бе бо ся ему вверилъ лестью (т. е. обманом. — А. К.)".
О судьбе Анастаса Корсунянина в Польше сведений нет.
Относительно статуса Анастаса в Корсуни и на Руси показания источников расходятся. "Повесть временных лет" и Житие князя Владимира именуют его просто "мужем корсунянином", а затем как будто отличают от прочих "попов корсунских", приведенных Владимиром на Русь. В Новгородской же Первой летописи Анастас назван "иереем", т. е. священником. Если последнее верно, то можно предположить, что в Киеве Анастас занял место настоятеля Десятинной церкви — главного храма Киевской Руси конца X — первой трети XI в. (Отдельные списки Жития князя Владимира и т. н. "Повесть о Николе Заразском" называют его "корсунским епископом", но это, конечно, неверно.) Те исключительные функции, которые были возложены на него князем Владимиром (особенно если принять предположение ряда историков о фактическом отсутствии в конце X — начале XI в. митрополита в Киеве), позволяют считать Анастаса Корсунянина действительным руководителем Русской Церкви в княжение Владимира Святославича. В таком случае, не исключено, что именно его имеет в виду немецкий хронист Титмар Мерзебургский, упоминающий о некоем киевском "архиепископе" в рассказе о захвате Киева Болеславом Храбрым в 1018 г.: этот не названный по имени архиепископ встречал 14 августа 1018 г. вступающих в город Болеслава и Святополка Окаянного, а затем был отправлен Болеславом в качестве посла к новгородскому князю Ярославу Владимировичу Мудрому. (По-другому, речь может идти о киевском митрополите Иоанне I.)

ИСТОЧНИКИ:
ПСРЛ. Т. 1. Стб. 109, 116, 121—122, 144 (Лаврентьевская летопись); Новгородская Первая летопись. С. 150, 155, 165—166, 551—552; ПСРЛ. Т. 9. С. 63—64 (Никоновская летопись); Срезневский В. И. Память и похвала князю Владимиру и его Житие по сп. 1494 г. // Записки Имп. Академии наук по ист.-филолог. отдел. Т. 1. № 6. СПб., 1897. С. 9—12 (Житие князя Владимира); Шахматов А. А. Корсунская легенда о крещении Владимира. СПб., 1906; Лихачев Д. С. Повести о Николе Заразском. Тексты // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 7. М.; Л., 1949. С. 282.
===========================

Принято считать, что Владимирский собор взорвали фашисты. Однако, по воспоминаниям Героя Советского Союза Шенгура, наши моряки долго не могли поймать замеченного в соборе вражеского сигнальщика, и, в конце концов, выстрелили по зданию ракетным снарядом с торпедного катера.

===========================

http://hersones.org.ua/

По руинам Херсонеса перенесёмся в те далекие времена, когда по улицам этого древнего города ходили люди, оставившие заметный след в истории человечества.
В I веке здесь побывал Андрей Первозванный. Отсюда, из Херсонеса, он поднялся по Днепру к местности, где ныне стоит Киев, освятил безлюдные холмы и предсказал возникновение на них великого и богатого города, центра христианства. С Херсонесом связано и имя святого Климента, одного из первых римских епископов, чтимого во всем христианском мире. Зимой 860-861 годов, во время миссионерской поездки к хазарам, в Херсонесе останавливались проповедники христианской веры, создатели старославянской письменности братья св. Кирилл и Мефодий. Здесь принял святое крещение киевский князь Владимир.
Каждый уголок этого удивительного места дышит историей. 
      Еще в далеком 421 гг. до н. э, не смиряясь с установлением тирании в Гераклее Понтийской, самые верные сторонники греческой демократии отправились покорять новые земли, чтобы основать на них свободную колонию. Они нашли такое место на территории современного Севастополя, вблизи Карантинной бухты.
     Спустя некоторое время там вырос необыкновенный город. Здесь было все, о чем только можно было пожелать. Длинные улицы, мощные оборонительные стены, башни, храмы богов и театр на три тысячи зрителей.
     Херсонес был открыт для свободной торговли, так что здесь можно было встретить купцов со всех концов света – Балкан, Византии, Греции, Малой Азии и Руси. В город привозили оливковое масло, посуду, мрамор, меха, мед и ткани.  В городе жили земледельцы и ремесленники, врачи и скульпторы, архитекторы и художники, историки и поэты. В разное время Херсонес посещали – римский папа Мартин, император Юстиниан, греческий принц Георгий, российские императоры Александр 111 и Николай 11.
Но в 988 году славную республику, к тому времени ставшую христианской, завоевал князь Владимир. Целых девять месяцев оборонялись жители Херсонеса, но силы были неравными. Взяв город, Владимир был поражен его красотой. Он решил жениться на византийской принцессе Анне, но та не хотела идти замуж за язычника. И тогда, как гласит легенда, князь возразил, что еще восхода солнца принцесса станет его женой. Но потом случилось странное – Владимир ослеп. Тогда  князь осознал свои ошибки, уверовал в бога и крестился прямо в святой базилике Херсонеса, сохранившейся и до наших дней.  Именно с этого места, с Херсонеса, началось крещение Руси.
     Жизнь угасла в прекрасном городе лишь в 15 веке – он был основательно разрушен кочевниками. Первые раскопки Херсонеса начались лишь 400 лет спустя -  офицером царской армии Крузе, а затем продолжены ученым Косцюшко-Валюжиничем, основавшим первый музей.
На рубеже 3-4 веков в Херсонес проникают первые семена христианства. Религия показалась слишком «интересной» и в 5 веке она становится официальной. И как водится, тут же стали разрушать памятники предыдущей религии (театры, храмы), а на их место водружать идолы новой – христианские церкви, часовни. При всём при том, враги-то не спят, варвары продолжают свои перманентные атаки, особо вредные и жестокие среди них оказались гунны. Мощные укреплённые стены выдерживают натиски варваров. И ещё тысячелетие Херсонес живёт в условиях уже феодального строя.

В составе Византийской империи Херсонес становится одной из её областей. Естественно, его облик сильно меняется. И даже имя – теперь византийцы кличут его Херсоном, славяне называют Корсунем. Вплоть до 13 века Херсон остаётся форпостом. Кто только не покушался на него: и Хазарский каганат, и Киевская Русь,и печенеги, и половцы. Только однажды Киевский князь Владимир в 988 году захватил город, заставил императора Василия II выдать за него византийскую царевну Анну, тем самым породнившись с христианской Византией. Оттуда и началось Крещение Руси со всеми сопутствующими переменами идолов.

В 1204 году начался развал империи, что сразу же сказалось на этом лакомом для всех полуострове. В первой половине 13 века его заняли торговцы турки-сельджуки. Затем совершали набег орды Батыя. В 1299 г. южную и юго-западную Таврику разграбила орда татар во главе с ханом Ногаем. Не повезло и Херсонесу. Во второй половине 13 века генуэзцы обосновались на востоке Таврики, построив вблизи Херсонеса Чембало (ныне Баклава).

Генуэзцы контролировали город, но литовцы оказались сильнее и их князь Ольгерд опустошил Херсонес, захватив всё самое ценное (церковные утварь, иконы, богатства). Затем через некоторое время вновь литовец, но уже Витовт разрушил и разорил город.

Жители не сдавались, продолжали жить, украшать свои дома резьбой, ремонтировать стены и башни, мостить улицы, в храмах проводилась служба. Но после сокрушительного разорения города темником Едигеем ему не суждено было подняться. Торговля не выдержала конкуренции с генуэзскими колониями, и город угас буквально на глазах. Ещё какое-то время существовал рыбацкий посёлок, но вскоре и его покинули люди. Город умер…
Хронология исторических событий
Перечислим самые основные вехи истории Херсонеса за двадцать веков его существования.
V век до н.э. — Высадка на берег Крыма греков — переселенцев из Гераклеи Понтийской и острова Делос, основание города-государства Херсонес.
IV-III века до н. э. — Херсонес становится центром обширного территориального государственного образования и включает в свой состав земли Западного Крыма, а также Керкинитиду (современная Евпатория) и Калос-Лимен (современное Черноморское).
III-II века до н.э. — Херсонесско-скифские войны. Многочисленные военные столкновения со скифами приводят к потере контроля над Северо-Западным Крымом.
II век до н.э. — Херсонес попадает под власть Боспорского царства во главе с Митридатом VI Евпатором, который помог разгромить скифов. Сохранив внутреннее самоуправление, полис вошел в состав Боспорского царства.
I век до н.э. — Боспорский царь разгромлен Римом. Херсонес, освободившись от боспорской зависимости, оказывается в орбите влияния Римской империи. Юлий Цезарь дарует городу особый политический статус, и отныне Херсонес подчиняется непосредственно римской администрации.
III- IV века н.э. — Социально-экономический и политический кризис в Римской империи, разделение ее на Западно-Римскую и Восточно-Римскую (Византийскую). Херсонес оказывается под властью Византии.
Конец IV века — Официальное признание христианства господствующей религией на территории Византийской империи.
IV-VI века — Постепенное распространение христианской религии в Херсонесе (существование небольшой общины христиан, деятельность миссионеров-проповедников).
VI-VIII века — Широкая христианизация населения Херсонеса: крещение горожан, канонизация первых херсонесских мучеников, перепланировка ряда жилых кварталов, связанная со строительством первых христианских храмов.
ІХ-Х века — Организация в Херсонесе фемы, византийской военно-административной единицы, получившей название Херсон.
X век — Налаживание торговых связей с Киевской Русью, появление в Херсонесе постоянного подворья, где жили русы.
987 год — Обращение византийского императора Василия II к киевскому князю Владимиру с просьбой прислать войско для подавления мятежа под руководством военачальника Варды Фоки. Предварительно заключив договор о военной помощи и династическом браке, Владимир послал войско, и восстание было подавлено.
988 год — Поход князя Владимира на Херсонес, вызванный невыполнением Василия II своих обязательств — сестра византийского императора Анна, которая должна была стать женой Владимира, в Киев так и не приехала. Князь осадил Херсонес и после длительной осады овладел городом. Император Василий II был вынужден выдать Анну замуж за князя Владимира, но потребовал от него принятия христианства. Владимир выполнил условие, и был крещен в Херсонесе. После этого принцесса Анна стала его женой, а город был возвращен Византии в качестве выкупа за невесту.
Х-ХIII века — Распространение христианства на Руси, в чем принимали активное участие херсонские священники. Из Херсонеса шли на Русь предметы христианского культа, заимствовались архитектурные особенности строительства церквей.
1204 год — Константинополь, столица Византии, был взят и разграблен рыцарями-крестоносцами, в результате чего империя прекратила свое существование как самостоятельное государство. Херсонес попал под власть Трапезунда, крупного портового центра (современный Трабзон, северо-восток Турции), управляли которым представители византийской династии Комниных.
XIII век — Многочисленные набеги на Крым, в том числе и на Херсонес, кочевых племен Золотой Орды.
XIII-XIV века — Появление в Крыму итальянских торговцев — венецианцев и генуэзцев, строительство генуэзских крепостей по всему побережью, активная торговля жителей Херсонеса с итальянскими купцами, основание в Херсонесе католической епископской кафедры, укрепление влияния генуэзцев в Херсоне.
Конец XIV века — Разгром Херсонеса войском золотоордынского хана Тимура. После этого Херсонес существовал как часть возродившейся генуэзской фактории.
1475 год — Завоевание всего Крыма турками-османами. Под их власть попал и Херсонес, но город не обладал стратегической важностью для новых хозяев. Турки использовали Херсонес как каменоломню, увозили в свою новую столицу колонны и тесаные камни. Постепенно жители покинули город.


Рецензии
Спасибо, Галочка, за такой глубокий экскурс в историю Херсонеса и Крыма. У меня этот город и Владимирский храм на всю жизнь запечатлелись в памятном вещем сне. Но я, в отличие от тебя, не углублялась в историю. Тем интереснее было прочесть твои изыскания, за которые очень тебе благодарна. Чувствуется рука ученого.
С сердечной благодарностью обнимаю, моя дорогая.
Будь здорова и счастлива.

Елена Вознесенская 2   07.10.2022 02:03     Заявить о нарушении
Спасибо, Леночка.
По Крыму я полазила по многим горячим точкам.
Одна из них ещё Демерджи.

Галина Римская   07.10.2022 11:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 62 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.