Встреча. Запечатленная душа

Рассказы о русских художниках. Михаил Васильевич Нестеров.

«Нестеровский пейзаж», «нестеровская девушка» превратились  для нас в
устойчивые понятия, при одном упоминании 
о них перед  мысленным взором возникают тихая река среди полей,
беззащитно-хрупкие березки, или задумчивое лицо с огромными
 печальными глазами,
 в котором кротость, внутренняя сила, затаившийся огонь.
Творчество Михаила Васильевича Нестерова – особая страница в Русской живописи.
Казалось бы - так легко затеряться среди таких гигантов искусства,
как И.Е.Репин, В.И.Суриков, М.А.Врубель,В.А Серов, но истинный художник тот,
кто умеет быть самим собой, сохранить свое лицо и собственную неповторимую манеру.
Светлой мелодией своей живописи вошел в историю Русского искусства выходец
из уфимского купечества - М.В.Нестеров.
 Он говорит с нами о вечных ценностях – о Добре, Красоте, Истине.
В 1889 году на передвижной выставке появилось полотно «Пустынник». Еще до показа
картина была куплена П,М, Третьяковым, что для любого художника было высочайшей оценкой.
   «Я избегал изображать…сильные страсти, предпочитая им наш тихий пейзаж,
человека, живущего внутренней жизнью»,- писал художник в своей книге «Давние дни».
Пейзаж и герой картины слиты единым лирическим настроением, поэтическим чувством.
Здесь всё гармония , живущая в душе художника - чистая, освобожденная
от скверны  мечта. Пейзаж настолько одухотворенный мы видим, пожалуй, только у Саврасова и Левитана.
Недаром Нестеров, человек по характеру очень резкий, испытывал к И.И.Левитану
нежную дружбу, которую оборвыла ранняя смерть Левитана от сердечной болезни.
               Вот перед нами другая картина. «Видение отроку Варфоломею».
Работа была почти закончена, но художник никак не мог подыскать подходящего
облика отрока. И вот, совершенно случайно он увидел девочку, худенькую,
стриженную, словно прозрачную  и болезненную, с огромными синими глазами. Это был
 тот образ, что так нужен был художнику! «Это был подлинник моих грез»,-  говорил сам художник.
 Эта картина была восторженно встречена Васнецовым, Суриковым,Куинджи,
Врубелем. Третьяков сразу же приобрел её для своей Галереи.
 Но были и недоброжелатели, говорившие, что Нестеров написал икону,
а не картину и место ей не на художественной выставке, а в церкви.

Да, у Нестерова  был и явно выраженный талант иконописца, который особенно
ярко проявился при росписи Владимирского собора в Киеве.
Продолжая традиции древнерусской иконописи, Нестеров создал проникнутые поэзией,
кротким и задумчивым религиозным чувством образы Спасителя,
 Пресвятой Богородицы и многих святых.
С. Дурылин, биограф и друг художника писал о нем: -« Личная  биография
Михаила Васильевича меньше всего была похожа на жизнь пустынника.
Он был одарен страстным темпераментом, неукротимой волей, неуемными чувствами,
и живые голоса этих чувств  и страстей не теряли в нем своего полнозвучия до того,
пока не замолчали навеки.Но в его душе всегда жила неутолимая тоска
по внутреннему миру, по светлой тишине»

     Для Нестерова  с его повышенным стремлением познать тайны человеческой
души -  внутренний мир русской женщины обладал особенной привлекательностью.
В трактовке женских образов Нестеров  проявляет себя  ярким выразителем 
русской традиции.
Как тут не вспомнить героинь А.Островского и А.Мельникова-Печерского,
его романы  «На горах», «В лесах». Одна из лучших картин цикла, посвященного
этой теме не случайно так и называется –«На горах».
Далеко не последнюю роль в становлении  образа русской женщины сыграл
облик его трагически рано умершей первой жены – Марии Ивановны Мартыновской.
Их дочь,Ольга Михайловна Шретер, с которой был написан портрет в костюме
Амазонки, писала о ней : - "Первый весенний цветок с его тонким ароматом,
Никакого внешнего блеска...Была она крайне впечатлительна, нежна,
несмотря на простоту - по-своему горда...Над всеми чувствами
доминировала потребность не только быть любимой. но и любить безгранично..."

     В 20-30-е годы художник создает блестящую серию портретов художественной и
научной интеллигенции. Нестеров, натура кипучая, деятельная.
Никогда не был равнодушным наблюдателем. Никогда не писал портретов на заказ.
Он вживался в своего героя. Выбирал для портрета самую точную и яркую позу,
 жест, чтобы  раскрыть образ, отразить сущность портретируемого.
Художник Михаил Васильевич Нестеров прожил богатую, яркую жизнь и
между дат его жизни  (1862 – 1942 гг ) пролегла не просто черта.
Нам в наследство остались прекрасные, одухотворенные картины,
полные Света, Доброты, Истины, чистой Любви к родной земле, её прекрасным людям, составившим Славу Отечества


Рецензии
Спасибо, очень интересно!

Селивёрстова Ольга   12.09.2012 19:51     Заявить о нарушении
Оль, на следующей неделе выставим твое, хорошо))))?
О)))бнимаю.

Клуб Слово   12.09.2012 20:27   Заявить о нарушении
Ой, а что именно и когда?

Селивёрстова Ольга   12.09.2012 20:33   Заявить о нарушении
на вторник, это 18 число. А что - ты сама подумай, у тебя же столько прелестных вещей написано!
О.

Клуб Слово   12.09.2012 20:46   Заявить о нарушении
Хорошо, время подумать ещё есть. Я напишу,ладно?
До встречи!

Селивёрстова Ольга   12.09.2012 21:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.