детство

Вжжик! Стрела со стуком впилась в ворота. Ну,вообще то со стуком,но не впилась, а ударилась плашмя. Но Кольке хотелось, чтоб впилась. И  лук и стрелу он видел впервые. Пацан , что жил на переулке, мимо которого Колька с мамой ходил за молоком к бабке, каждый раз удивлял Кольку  то покажет подшипник, такой красивый, железный круг, который если покрутить  жужжит  как то солидно и важно. То покажет шарики из того же подшипника. Они конечно тоже красивые. Даже как зеркало, отражают Колькино лицо. Правда,смешное такое. Но Кольке жалко подшипник. Он был как машина почти. А шарик просто блестит. И как Валерке не жалко было ломать такую замечательную вещь. А сегодня лук. Оружие! Можно на охоту ходить. Или врагов стрелять. Врагов у Кольки правда нету. Разве что фашисты. Но их давно победили. Ну,может ещё  Лёха Захар. Он всегда,что то  кричит  обидное. Или угрожает. Он хоть и плохой пацан , но они с Валеркой решили не убивать пока Лёху из лука. Жалко как то. Пусть живёт.
 Лук Валерке сделал  отец. Дядя Ваня. Его Колька побаивался. Дядя Ваня был всегда хмурым и всё время чего то делал. Улыбался он редко, только когда с Валеркой разговаривал. У Кольки тоже был отец. Но он ничего  Кольке не приносил, не делал таких замечательных луков. Вообще ничего не делал для него.  Он тоже был всё время хмурым. И его Колька боялся сильнее дяди Вани. И сильнее Лёхи. И всех сильнее. Отец как то не подоброму  на него глядел и никогда ему не улыбался. И бабка. Он про себя всегда звал её бабка. Это мать отца. Она всегда была сердитая, даже злая. Она, почему то всегда была недовольна Колькой. Звала его обидно и непонятно байстрюком и любила драть ему уши. Это было очень больно и обидно. И ещё она запрещала жаловаться матери и отцу. А вот дед ,отец отца был добрый. Колька его любил.  Это был огромный очень толстый и сильный старик. Звали его Степан Митрофанович. А другие старики почему то звали его Бульдозер. Работал он, как и Колькин отец, грузчиком. Но каким грузчиком! У него лопата была такая огромная, каких ни у кого не было. Этот деда Стёпа всегда угощал Кольку конфетами или пряниками. И разговаривал с ним как с равным. Рассказывал историю своего рода. Это было очень интересно. Как раньше люди жили.
А вскоре купили родители Колькины маленький домик на той же улице, где жили дед с бабкой и друг Валерка. Стал Колька часто к Валерке в гости ходить.  У  него во дворе было сильно интересно. Дядя Ваня был механиком и у него были всякие станочки. Моторы и инструменты. Они очень хорошо пахли – машинным маслом и ещё их можно было крутить и вертеть. А ещё дядя Ваня был охотником, и у него было, аж ,три ружья. Они с Валеркой ,когда никого дома не было  смотрели  ружья и даже стреляли. Через щель в сарае в сорок. Сороки, правда, всегда их замечали и успевали улетать.  Отец и мать Валерки жили не дружно. Плохо жили. Мать Валерки всегда была недовольна. Она говорила что болеет. Всегда куталась и всегда ругала дядю Ваню.  Колька уже привык к дяде Ване, и не боялся его, а жалел. А Валерка был на стороне матери всегда. А ещё у него была сестра Людка, старшая, она тоже нападала на отца. Чем дядя Ваня провинился, перед семьёй Колька не понимал. Но что они были, какие то мелкие, перед ним, он видел. И он дружил с дядей Ваней.
Рядом с  Колькиным домом жили соседи. Соседи – это хорошие люди.  Женщина с сыном Генкой. Генка был почти мужик -  старшеклассник. Он был большой, сильный и умный.  Генка  учил  Кольку читать. Он делал красивые кораблики и лодочки с парусом и Колька целыми днями гонял их в луже у дома. Он видел на них капитана и матросов и он сам плыл с ними по серебристому , морю , как  Садко.  А зимой Генка садил его себе на шею,и! они ехали в лес, кататься на лыжах. Однажды  Генка вместо  палок взял ломик и лопату. Они катались по лесу, а потом Генка расчистил снег и выдолбил лунку. Оказалось они на озере,каком то. А потом он срубил  берёзку и мерил глубину. Колька сидел на снегу и смотрел. Ему это не нравилось. Он замёрз и Генка, всегда весёлый,  почему то всё время молчал. Наконец он сказал: -Пошли. И они пошли. Пешком. Ломик и лопату Генка спрятал, а лыжи нёс на плече. Колька очень устал. Они шли всю дорогу молча. Генка не хотел с ним разговаривать и на Колькины вопросы  не отвечал. Он о чём то думал. И Колька отстал, но про себя решил, не ездить больше с Генкой кататься, раз он так.
А на другой день Генки не стало. Совсем. Приезжала милиция. Они посадили Кольку на переднее сидение и велели показывать дорогу к тому озеру. Но Колька не запомнил её. Он помнил, что  в лесу всегда было красиво. Было тихо -тихо , как в сказке, так говорил Генка. А сейчас был другой, некрасивый и не сказочный лес  и к тому же было уже почти темно и они не нашли озера. И Генку не нашли. А потом мать Генкина продала дом и уехала. И Колька узнал что слово соседи –это не только хорошие люди, но и плохие.
А напротив жили тоже хорошие люди –Антроповы. У них тоже ,как и в Колькиной семье было трое детей только старшая была девочка – Томка.  И два младших брата. И у него были два младших брата Васька и Генка . С Томкой они были  ,,не разлей вода,, - друзья навек. Она была проще Валерки и слушалась его  во всём,  только  тётя Шура не всегда отпускала Томку к ним, поиграть. 
Она тоже нелепо погибнет в семнадцать лет. В те времена осенью все предприятия отбывали повинность на сельхозработах. Вот и её бригаду отправили на элеватор. Там её и засосало в течку, так называется люк, в который зерно  течёт на транспортёр.  Так вот открыли люк, зерно потекло и их, работников сельхоз труда, потянуло вслед за зерном в люк. Выбрались не все.Тамарку засыпало зерном.
А рядом с Антроповыми жили тоже хорошие люди Звигинцевы. У них была одна девочка Валька. Она была постарше нас года на два. И покрупнее. И мы её побаивались.
А за домом где когда то жил Генка, жили  Серебрянниковы. У них тоже была одна девочка, и тоже Валька. У них был маленький дом и её звали,,Валька избушка маленька.,, Или Валечка. У нас тогда не приняты были телячьи нежности и Валечка  не означало ласкового обращения. Скорее это звучало как всё же,, избушка маленька.,, Хотя мать её звала именно Валечка. Её мать была еврейка из Одессы. И хотя жили мы  в затрапезном из затрапезных ,городишке, её многие презирали ,Колька не понимал почему. Дразнили мать и Вальку евреями конечно.  Валька была красивой и доброй девочкой , но ей не давали забыть кто она.   Мать её Анна, во время войны видела, как бомба попала в здание,и кирпичами завалило солдата. Они с матерью откапали того солдата, а потом он на ней женился и привёз  её к себе на родину. То есть к нам в Шумиху.  Из Одессы в Шумиху . от своих  понимающих ,к завистливым и чужим. Почему дядя Саша не  увёз её в Одессу, и она всю жизнь мучилась на чужбине не понятно.
Это был второй мир который узнал Колька, уже сам узнал. Было ещё много миров, как и у всех. Но был мир первый, о котором узнал он через сорок лет.


Рецензии