Вектор правды в пространстве правдоподобия
Когда-то английский поэт-романтик Джон Китс (John Keats, 1795-1821) негодовал по поводу того, что Исаак Ньютон объяснил причину радуги, хотя его никто об этом не просил. Китс считал, что этим уничтожено очарование этого прекрасного зрелища, с него снят покров таинственности и загадочности. Радуга, как и Луна, служила «наглядным пособием по романтическому усвоению поэтического материала» на уровне эстетического восприятия, визуальных ощущений.
Эстетическое восприятие не требует уровня понятий, суждений, умозаключений. Этот процесс сложнее по форме и безграничнее по содержанию. Эстетика — это понятие, скорее, индивидуальное. Поэтому и механизм ощущения, восприятия, представления всегда индивидуально конкретен.
Именно в невозможности полного познания эстетических категорий, входящих в понятия литературы и искусства, кроется великая тайна вечно притягательной их силы на протяжении всей истории человечества. Но знание само по себе не уничтожает красоту. Ведь, например, знание состава и строения атомов и молекул продуктов питания не может испортить аппетит. Знание лишь обедняет удовольствие от самого процесса восприятия. Но тут ничего не поделаешь. Это общее правило относится как к эстетике, искусству, литературе, так и к истории.
Происхождение таких эстетических материалов «исторического» характера как мифы, былины, летописи, сказки, легенды, сказания, саги, дайны, эпосы, басни, художественная литература и искусство, исторические романы, краткий курс ВКП(б) и так далее, показывает, что даже «исторически достоверные» документы достоверны лишь в той степени, в какой бумага и чернила, которыми они были написаны, действительно объективны, а содержание всегда, как социальный заказ своего времени, явление субъективное.
Анализ приемов, методик, принципов, доктрин, концепций, алгоритмов и схем написания исторических произведений (назовем их так) на протяжении тысячелетий свидетельствует о сравнительно небольшом количестве используемых приемов сочинения исторических «шедевров». Они удивительно схожи с приемами литературного творчества (если не сказать, что это — одно и то же).
Как же творится вектор правды в пространстве правдоподобия? Перечень приемов сочинения заказных исторических «былин» примерно таков:
— ложное противопоставление событий и фактов;
— намеренное усиление значения отдельных событий и фактов в истории;
— доведение до абсурда логикой мышления, сведение событий и фактов к догмам;
— преувеличение значения аргументов и фактов;
— односторонняя интерпретация закономерности событий;
— приуменьшение или смягчение оценок и значения отдельных событий и фактов;
— умышленная детализация фактов и событий, размывающая основной фон;
— логическая парадоксализация сознания;
— спекуляция на несовершенстве языка и мышления;
— ссылки на авторитеты, а не на первоисточники;
— умышленное нарушение логической и причинно-следственной связи событий и фактов;
— смешение терминологии, стилей, понятий, подходов;
— псевдоглубокомыслие, иносказательность;
— ссылка на религиозные постулаты и эзотерику;
— применение аргументации, выходящей за пределы сознания;
— систематизация событий и фактов по неявному, несущественному или случайному признаку;
— бифуркация прописных истин – от бытия до Бога;
— повторение с изменением постулатов, смысла событий и фактов на противоположные;
— сведение мышления к моделям формальной логики, к моделям псевдо закономерностей, например, к модели «исторической спирали развития» и т.д.;
— ассоциативность мышления, двойное истолкование, спекуляция на парадоксальных свойствах человеческого мышления и сознания;
— ссылка на некорректный первоисточник, как на «критерий истины» и «научное обоснование» оценок исторических фактов и событий;
Этот перечень можно продолжать и продолжать. Но можно воспользоваться и афоризмом: «Если думать своей головой, то в библиотеку можно и не ходить».
Иллюстрация:
"Вечная Россия", Илья Глазунов,1988,
Музей И.Глазунова. Москва.
Свидетельство о публикации №112090409002
А в библиотеку ходить надо, чтобы учиться думать своей головой!
Валюша Старикова 05.09.2012 12:30 Заявить о нарушении
Валюша, Вы правы. В библиотеку , как и на рыбалку с охотой надо ходить регулярно. Даже, если дома интернет имеется. Утку, конечно, не подстрелишиь, да и рыбку можешь не поймать, а впечатление от процесса все равно остаётся. Особенно поле аванса и получки. :-)
С юм. приветом
Геннадий Москвин 05.09.2012 14:43 Заявить о нарушении
И к Вам с юмприветом,
Валюша Старикова 06.09.2012 11:39 Заявить о нарушении