70 лет со дня рождения Константина Васильева

ТАЙНА ТВОРЧЕСТВА ХУДОЖНИКА КОНСТАНТИНА ВАСИЛЬЕВА
(03 сентября 1942 г. – 29 октября 1976 г.)

                «…когда  художник   захвачен  темой,
                все  сомнения  насчёт  того, как
                выразить, решаются  сами  собой –
                и  рождается  шедевр»
                Джон Голсуорси


Константин Алексеевич Васильев – выдающийся художник советского времени, на чьи выставки картин нескончаемой вереницей шёл народ в 80-х годах XX века.

Любовь к живописи проснулась в К.Васильеве рано. Он окончил Казанское художественное училище с отличием. Первые успехи принесли удовлетворение, но не охладили неуёмной жажды знания и творческого совершенства. Собственный стиль и направление как всякий думающий художник К.Васильев выстрадал и нашёл не сразу. Вначале  поиск привел его в абстракцию и сюрреализм. Но художника начинают волновать серьёзные философские проблемы, извечный  смысл бытия, влекут великие исторические образы разных эпох и те проявления величия духа, которые делают человека личностью. В поисках основы для творчества он обращается к народному фольклору: былинам, древним сказаниям, легендам, мифам, поверьям.  Так родился целый цикл картин «Русь былинная».

К.Васильев создаёт завершённые по композиции картины-образы.  Например, главного героя русских былин Илью Муромца можно было увидеть то в праведном гневе на князя Владимира, то освобождающим из плена узников, то принимающим меч из рук богатыря Святогора. Но художник не ограничивается только былинными сюжетами и создаёт ряд работ, посвящённых персонажам пантеона славянских богов, изображая  Свентовита, Сварога и др.,  завершая этот грандиозный цикл поразительным и загадочным полотном «Человек с филином», которое высветило творческое кредо К.Васильева – Человек возвышается над Природой,  ибо он мудр и может познать её. И всё же,  в основу истинного возвышения художник кладёт  творческое горение, которое  символично  изображено на картине  сгорающим свитком с собственным псевдонимом, очевидно убеждая, что только открытая творческая мысль, рождённая из знания, способна достичь высот. Истинный художник, истинный мыслитель должен полностью забыть о себе ради людей. Только тогда он и его творчество становится живительной силой для других.  Картина «Человек с филином» – вершина авторской живописной индивидуальности.   Так, художник,  создавая  новые сказочно-философские образы, сам становится мифотворцем. 

После окончания работы над этой картиной К.Васильев сказал: «Я теперь понял, что надо писать и как надо писать». Сила, заложенная в этих словах,  говорила о том, что Васильев действительно вступает в новую фазу жизни и творчества. Он ощутил какой-то нерв жизни, что-то совершенно новое. Но это произошло… за несколько дней до гибели. 

Особое место в его творчестве занимают мифологические картины, в которых художник, старался открыть для себя главное – нравственную природу  человека. Константин неустанно искал возможность раскрыть глубину и силу чувств своего народа. Так родились картины: «Ожидание»,  «Нечаянная встреча», «Северная легенда», «Северный Орёл» и др. Почему художник обращается  к Северу? Изучая древние легенды, былины, предания, он узнал, что за Полярным Кругом  была могучая страна Гиперборея, народ которой и стал прародителем большинства древних народов и культур на земле, и эта древняя страна находилась на территории  теперешней  России.

Картина «Северный орёл» поражает сложностью тончайшей игры света в бесконечном узоре инея, заснеженной хвои, веток, стволов.  Взгляд «Северного орла», полный достоинства, говорит о внутреннем бесстрашии и волевой решимости. Эта работа К.Васильева   относится к разряду тех произведений искусства, которым не нужны долгие и пространные комментарии, да и как можно прокомментировать работу, на которой изображена сила человеческого духа?!
 
Интересна ещё одна особенность работ К.Васильева: стремясь выразить какие-либо чувства, художник никогда не искажает лица своего персонажа мимикой, внешне все герои  бесстрастны, но, сколько различных эмоций они вызывают у зрителя?! Как взглядом можно говорить, так и картины К.Васильева «говорят» глазами своих героев – а это, должно быть, и есть высочайшая степень мастерства в изобразительном  искусстве.

Не мог обойти  художник в своем творчестве и военную тему. Созданные им полотна батального жанра как бы продолжают былинную, богатырскую симфонию: «Маршал Г.К.Жуков», «Парад 41-го», «Тоска по Родине», «Прощание славянки», «Над Берлином», «Нашествие».  В картине «Нашествие» видим разрушенный остов собора  с немногими сохранившимися на нём ликами святых с одной стороны, а с другой – мимо проходит, извиваясь змеёй и, размеренно чеканя шаг, железная колонна разрушителей, идущая в том направлении, чтобы выйти из картины в реальность. Это не просто картина, а картина – послание грядущим поколениям.
Здесь, в предельно лаконичной форме в мощном символическом контексте сталкиваются два противоборствующих начала – Добро и Зло, которые имеют конкретную форму: Мы и Они. Борьба показана не только и не столько на земле или в небе, борьба идёт в сердцах и душах. Мы с очевидностью  факта наблюдаем  в реальном времени, в  России, как   псевдо-культура, (а правильней назвать анти-культура) подавляет, сокрушает исконную русскую культуру. Взгляните, сколько на TV передач, разлагающих молодёжь, разрушающих светлый храм нравственности, в ещё неокрепших душах.  Свобода, во имя которой разрушена страна Советов,  обернулась потворством низменным страстям. Взгляните на так называемое  ЕГЭ-овое образование, которое приводит к тому, что запас слов, с помощью которого изъясняется молодёжь приближается к запасу слов Эллочки-«людоедки» из  известного литературного произведения; взгляните на экран ТВ, где полчища всякого рода колдунов, ворожей, гадалок,астрологов, чья цель – затуманив сознание людей,  вселить  в них суеверный страх и разобщить.  Идёт   война против русских духовных ценностей  (материальные  ценности  уже  отобраны).

Поэтому и актуальна сейчас картина К.Васильева «Нашествие», в идее  которой, художник  раскрывает понимание  не столько военного времени, сколько  обобщает  извечное стремление врагов покончить навсегда с русской   культурой и её духовностью.

Верность своему народу, вера  художника в духовное бессмертие русского самосознания объединяют сюжетно работы исторической и военно-патриотической темы. Это доминанта творчества К.Васильева.

От картин К.Васильева исходит тихая радость, они  светятся гордостью за  древних предков  славян, умевших за себя постоять, не утративших связи со своей историей, историей подвигов и свершений. Они были великими воинами, свободные Духом, умевшие владеть мечом, и вызывавшие зависть, страх, а иногда и  уважение супостатов. Тайна творчества К.Васильева заключена в том, что  этот художник обладал  обострённой  памятью  поколений  и в его картинах, как в зеркалах отражена древняя, былинная история славян:

Ах, художник, душ людских философ!
Ты как будто снял покров с зеркал,
Чтобы разглядеть Великороссам
Древний и былинный пьедестал.

Государственных званий К. Васильеву как художнику  не суждено было получить,  но в своём направлении он был гением. А там, где творит гений, непременно появляется и злодей. Смерть его была трагической  —  Константин был убит.  Прервался взлёт творческих свершений  и идей в 34 года.

Ещё при жизни К. Васильева, официальные деятели Союза Художников  отвергали его творчество. С трудом художнику удалось добиться разрешения провести выставку, сразу ставшую сенсацией и принесшую известность. Возвращаясь домой, в день открытия выставки, К.Васильев трагически погиб при странных обстоятельствах. После смерти художника его картины продолжали преследовать. Уже в 1985г, на заре перестройки, отдельные «деятели искусства» добились…уничтожения его полотен, запрещая их реставрацию. 

Только после смерти К.Васильева,  начался бум его персональных выставок по многим городам России, и  появлялись многотысячные  восхищённые отклики от граждан страны с пожеланиями разместить  картины художника К.Васильева в Третьяковской галерее, но власть на этот шаг не пошла.  (А может, маститые члены Союза художников  наложили… своё вето?)

Но работы его остались в Мемориальном музее в пос. Васильево,  в Картинной галерее  Казани и т.д., и остался  живой и негасимый свет от его творчества.

КОНСТАНТИН  ВАСИЛЬЕВ
(акропортрет)

К*артины он, художник, рисовал
О*  древности, о вотчине славян…
Н*а Севере начало всех начал –
С*траны Гипербореи главный стан…
Т*ворил художник, словно песню пел.
А* воспеваньи  русов – путь крамол?!
Н*о там, в Руси, художник разглядел
Т*акой типаж, как «Северный Орёл».
И* этот славянин – не раб, не смерд,
Н*апротив – стойкость духа не сломать!
В*згляд той свободы, что боится Смерть,
А* из таких как он слагалась рать…
С*казания славян и мир былин,
И* правды  негасимой древний свет
Л*юбил художник…Он достойный сын
Ь*------------------------------------------------
Е*диной,   той Руси,   которой нет…
В* безвременье ушёл в расцвете лет…
16 апреля 2011 г.


Рецензии
За Константина Васильева особый респект.У меня есть два любимых художника:Николай Рерих и Константин Васильев.Кстати,сегодня день ухода Гуру.Мой акро :

Россия нам порой сынов даёт,
Едва ещё такие где-то есть,
Расцвет духовности в страну придёт,
Исчезнут горе страх и месть.
Хранители они даров небесных
И Высшей Воли Вестники,
А для людей мерило жизней честных,
Наук и Муз наперсники...
А умирают часто в неизвестности.

Владимир Филюрин   13.12.2014 19:06     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.