Тайна Царствия Божия глава 21

Глава XXI

Гимн молитве Иисусовой. Песнь святителя Симеона Солунского. Прикровенное слово о сей молитве святителя Игнатия Брянчанинова. Вдохновенный гимн-призыв святителя Димитрия Ростовского


Многие отцы много потрудились в славном делании молитвы Иисусовой. Много потрудились и написать о сей дивной молитве. Как она мала – и как много о ней изречено сокровенного! Как она мала – и как много о ней изречено великого! Как она проста и удобоизрекаема – и как неизглаголанна!

Тайна действенности сей молитвы для нас недоступна, как недоступен Сам Бог, ею именуемый. В этой малой молитовке, как в малом семени, сокрыта великая живительная благодать. И оправдалась на отцах прикровенная притча Господня о малом семени горчичном: Царство Небесное подобно зерну горчичному, – сказал

Господь, – которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.[110 - Мф. 13, 31–32.]

Посеяли отцы сие семя малое, – и выросло оно в великую и единую в мире неподражаемую литературу святоотеческую, истинную путеводительницу ко спасению.

Посеяли отцы сие семя малое, – и выросло оно, и принесло бессмертные плоды, божественные, райские. Выросло сие семя в древо жизни, что посреди смертного мира, в обители иноческие, в них же многие души укрылись и вкусили от плода бессмертия.

Вырастет сие семя малое Царствия Божия, сия маленькая молитовка, в тайну великого радования «о Бозе Спасе» и во всякой душе, которая неленостно потрудится посеять на поле своем сие малое семя. Мала она в форме, но вмещает Великого и Невместимого. Мала она в словах, но велика в действенной силе. Словеса ее исполнены непостижимой силы Божественной, – как Сам Бог непостижим, имя Которого она носит в себе.

Словеса ее святы, ибо носят имя Святого Бога, а имя Его свято есть. Тайну сию познала Пресвятая Дева.[111 - См. Лк. 1, 49.] Словеса сей молитовки, спасительные для грешников, и носят имя единственного Спасителя грешников. Сию тайну познали все грешники, которых она соделала святыми.

И святые, познавшие тайну сей молитовки, пропели о ней божественные песни и гимны. И вот одна из многих песен, пропетая святителем Симеоном, архиепископом Солунским. Эта божественная песнь звучит в таких речениях: «Сия божественная молитва, состоящая в призывании Спасителя, есть следующая: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!» Она есть и молитва, и обет, и исповедание веры, подательница Духа Святаго и божественных даров, сердца очищение, бесов изгнание, Иисуса Христа вселение, духовных разумений и божественных помыслов источник, грехов отпущение, душ и телес врачеватель, пища, божественного просвещения подательница, милости Божией источник, смиренным даровательница откровения Тайн Божественных.

Единственная спасительница, яко имя Спасителя нашего Бога в себе носящая – имя Иисуса Христа Сына Божия. Несть бо иного имене под небесем … о немже подобает спастися нам[112 - Деян. 4, 12.]».

Много изрекли отцы о ней неудобь-разумеваемого. Много написали, – но речениями прикровенными, тайными, недоступными для разума, не просвещенного благодатью Божией. Потому «мудрые и разумные» от книжного разума богословского много изрекли о ней хулений и нелепостей невежественных.

И оставалась сия священная молитовка от дней древних и до последних сокровенной жемчужиной, зарытой в поле,[113 - См. Мф. 13, 44–46.] которую покупали только отцы, великие искатели Божией красоты, покупали отречением и слезами, «умным житием». Ибо только этой ценой она приобретается.

А для нас, не знающих отречения и имеющих богатые владения помыслов и вожделений в сем мире, она была недоступна всегда – как и ныне. Владеющий сим невещественным богатством – помыслами и вожделениями, пока не продаст их, не отрешится – не обретет сего сокровища.

Отрешение и покаянный плач – это цена, коей обретается «умная молитва». Сия божественная и сокровенная молитва всегда скрывается в одиноких келлиях богомудрых иноков и в душах тайных искателей – странников, отрешенных и бесприютных, нищих и многоскорбных; только в них она имела приют, только им открывала свои тайны Царствия, только с ними делила свою богатую «Тайную Вечерю», и всегда при закрытых дверях.

Таинство богообщения совершалось втайне. В скорбях и слезах, в объятиях креста они вкушали из ее рук жизнь и бессмертие.

И вот в последние времена Дух Святый благоволил изречь о ней некое сокровенное слово богомудрыми устами святителя Игнатия Брянчанинова, слово спасительное для нашей расслабленной веры и воли, чтобы мы нашим слабым произволением, презрев свое «владение», хотя бы немного потрудились в призывании святого имени Божия, – оно сильно спасти нас, как спасло отцов. Ибо они спаслись призыванием сего имени. Святитель Игнатий Брянчанинов, великий и весьма опытный деятель сей молитвы, муж благодатного разума, спрашивает: «В чем заключается сила молитвы Иисусовой?» – И сам же отвечает такими словами: «Сила молитвы Иисусовой заключается в Божественном имени Богочеловека, Господа и Бога нашего Иисуса Христа. Господь Иисус Христос есть единственное средство нашего спасения, и человеческое имя Его заимствовало от Божества Его неограниченную, всесвятую силу спасти нас».

Вот слово, исполненное благодати и истины о тайне «умного делания», привлекающее и нас прибегнуть к сей «неограниченной, всесвятой силе, нас спасающей», заключающейся в сем святом имени Святого Бога.

И богомудрый древний отец, великий Варсонофий, говорит о том же, только другими словами: «Нам, немощным, остается только прибегать к имени Иисусову, ибо страсти – суть демоны и исходят от призывания сего имени».

И «золотые уста» церковные, святитель Златоуст, говорит о том же: «Имя Иисуса Христа страшно для демонов, для душевных страстей и недугов. Им украсим, им оградим себя».

И святой Ерм, муж апостольский, из глубокой древности вещает нам: «Имя Сына Божия велико и неизмеримо. И оно держит весь мир. И никем другим не может быть спасен, кроме Его великого и прославленного имени».

И святой апостол Петр, познавший великую неограниченную силу имени Великого Бога, с апостольской решительностью изрек перед всем неверным миром: нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись.[114 - Деян. 4, 12.]

Познали отцы эту истину, что в сем имени – спасение, и восприняли это имя устами своими, и оно ввело их внутрь – в Царство Небесного Бога.

Восприняли отцы сердцем эту малую молитовку о дивном имени Бога и уплыли на ней, как на великом корабле, в дивный необъятный океан Божественной жизни и любви.

Восприняли отцы эту молитовку небесных звучаний своим очищенным слухом и услышали:

«Среди гимнов небес
Сие имя чудес
И предивное, и пречудесное,
и преславное,
Превзошедшее звучанием славным
Херувимские хоры.
Потому все взоры святых,
И дольних, и горних,
С нежнейшей усладой взирают
На Лик тот чудесный —
Земной и небесный,
Что носит дивное имя,
И трепетным сердцем любя,
Немолчно Его величают».

Закончим эту главу святыми и горячими словами, исполненными божественного вдохновения любви к сему святому имени, святителя Димитрия Ростовского, который говорит: «Почему не сделается для тебя сладким пресвятое имя Господа Иисуса? Почему не разжжется и не распалится окаменелое сердце твое? Почему предпочитаешь обольстительную мрачную суету – радостному пресладкому взыванию ко Господу? Зачем предпочитаешь окаянную расслабленную леность усердному и теплому восклицанию к Богу? Взывай, взывай, не ленись! Восклицай к Нему тщательно, не чувствуя усталости. Не давай сна очами твоим и зеницам дремания, пока не обрящешь Искомого и не получишь Желаемого, и не соединишься с Присносущным. Всегда, день и ночь, взыскуй Бога, да обрящешь Его, да найдешь Искомого. Ищай бо, несомненно, обрящет. И просяй, без сомнения, приимет. И толкущему отверзется, – сказал Господь[115 - Ср. Мф. 7, 8, 7.]».

Помни, что все святые имели великую ревность и неутомимую любовь к Богу.

«От сильной любви к Богу они даже забывали иногда: в теле ли они? Ты же и малого не имеешь, что бы мог сказать в день Суда! Гори и распаляйся божественной любовью, чтобы это всегда было твоим утешением. Все речение и желание Твое направляй к Нему, да весь погрузишься в любовь к Нему и пребудешь с Ним едино, никогда не разлучаясь. Старайся трезвиться и прилагай всякий день усердие к усердию, да всегда восходишь к Нему желанием и любовью, да всегда распаляешь к Нему сердце свое, где будешь весь в Боге и Бог в тебе, да обрящешь тихое пристанище душе твоей и сподобишься вечных благ» (святитель Димитрий Ростовский. Алфавит духовный).

Иеромонах Сергий ( Ситиков )


Рецензии
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.