Кому нужна диспансеризация? Интервью

    Принципы и методы ежегодного медосмотра разработали и внедрили в советское время. Сначала благодаря нему победили трахому и сифилис, уменьшили заболеваемость туберкулёзом. Увидев пользу, стали  регулярно наблюдать детей, беременных, рабочих, крестьян. Планировали сделать всеобщей. Не успели: власть сменилась. Но и новые законы современной России не отменили диспансеризацию. Напротив. Требования стали более жёсткими. А отношение к ней у большинства из нас почему-то скептическое. Мы не идём к врачу, когда здоровы. Обычно поиск медицинской помощи начинается когда «припечёт»: тяжело дышать, трудно ходить, плохо видеть, слышать, глотать, говорить… 

    О пользе и проблемах диспансеризации расскажет заведующая отделением профилактики одной из московских поликлиник Татьяна Юрьевна Чичерова.
    Беседу ведёт врач и журналист Татьяна Мохрякова.

- Татьяна Юрьевна, вы много лет занимаетесь диспансеризацией населения. Интересно услышать от Вас: насколько необходимо проходить её всем нам?
- Отвечу так: при правильной организации и неформальном подходе она необходима любому из нас.      
  Я часто слышу: «Ваша диспансеризация - ерунда. Зачем нас оторвали от работы?» И не устаю повторять: «Если бы не она, вы не заставили бы себя прийти к врачу. Хотя бы раз в год. А теперь вы будете знать, что у Вас хорошие анализы, ЭКГ, нет туберкулёза». Мы постоянно контактируем с большим количеством людей, поэтому риск заболеть, например, туберкулёзом, не мал.  Почему-то именно этот аргумент кажется самым весомым. Хотя при диспансеризации мы имеем возможность вовремя выявить сердечно-сосудистые, онкологические, гинекологические, инфекционные заболевания и многие другие.

- Что включает в себя диспансеризация?
- Разные виды медицинских осмотров: предварительный (при приёме на работу), периодический  (ежегодное наблюдение) и медосмотр всех тех, кто работает  в контакте с  людьми и сам может быть источником инфекции. Раз в три года проводится дополнительная или углубленная диспансеризация работающих людей. Всё это финансируется государством.

- По-моему, к диспансеризации большинство наших сограждан относится как обузе.
- Могу согласиться. Одни ходят в поликлинику почти ежедневно. Другие – вечно занятые – не верят, что встреча с поликлиническим врачом может быть полезной. Их отношение к диспансеризации, как и к докторам, порой пренебрежительное.
  «Какой смысл Вам всё рассказывать?» - говорят мне люди при осмотре. – «Всё равно вы лечить меня не будете».
  Люди должны понимать, что я провожу скрининг, то есть выявление заболеваний. Для этого я тщательно собираю анамнез, изучаю результаты обследований, заключения узких специалистов. А выявляя что- то, направляю пациента с выпиской и рекомендациями к лечащему врачу по месту жительства. Если есть что-то критичное для здоровья (выраженная аритмия, высокий уровень сахара, чрезмерно высокое и нестабильное артериальное давление, выраженные  изменения на ЭКГ, признаки онкологических заболеваний), то я срочно отправляю его к дежурному врачу.
  Для меня очень важно, чтобы человек после моего осмотра понял, что регулярные встречи с врачами нужны ему намного больше, чем мне.

- Сегодня у нас большая миграция населения. В этих  условиях заболеваемость, особенно инфекционными  болезнями,  растёт. Кто обследует мигрантов?
- Раньше мигрантов обследовали мы, врачи поликлиник. Теперь этим занимаются  специальные коммерческие медицинские центры.

- Ни для кого не секрет, что в наши дни медкнижку можно купить,  не проходя обследование.
- Есть люди, не понимающие сути диспансеризации. Они платят где-то за формальное заполнение медкнижки, приносят её работодателю, который ставит галочку и закрывает тему. Но иногда это может быть чревато последствиями. И для работника, и для работодателя, а иногда и для всех нас. Ведь человек, «купивший» медкнижку, потом может заразить любой инфекцией и нас, и наших детей!

- Вы часто сталкиваетесь с нежеланием людей проходить диспансеризацию «как надо», когда они предпочитают купить медкнижку где-то на стороне?
- Не часто, но сталкиваемся.
   Вот случай из жизни. Нянечка, устраиваясь на работу в детский садик, купила медкнижку. У неё  оказалась открытая форма туберкулёза. «Вы перегнули с примером, - скажете Вы. – Быть такого не может». Как это ни печально, но этот вопиющий случай в условиях купли – продажи оказался возможным. А выявление того же туберкулёза, дизентерии, сальмонеллеза и др. инфекционных заболеваний  у людей, работающих в ресторанах, в магазинах, школах , садах  сегодня, к сожалению, не такая уж редкость.

- Что Вы можете сказать о работодателях, с которыми сталкиваетесь в ходе проведения диспансеризации?
-  Уже несколько лет мы вместе с профпатологом  нашей поликлиники раз в год  собираем работодателей округа,  даем разъяснения по ведению документации, связанной с диспансеризацией, объясняем жизненную необходимость того, что делаем, приводим примеры, убеждаем, оказываем  в случае необходимости помощь. Только после таких встреч они приняли условия неформального прохождения диспансеризации в нашей поликлинике, поняли, что, приняв на работу больного человека, впоследствии будут отвечать за это.

- Наверное, неслучайно диспансеризация финансируется государством для людей, работающих в бюджетной сфере, и предпринимателями – для своих подчинённых.
- Работодатель в первую очередь должен быть заинтересован в проведении  предварительного медосмотра своему сотруднику. Этим он предотвращает возможную в будущем претензию: «Платите компенсацию за причиненный ущерб моему здоровью».
  Представьте: у медсестры стоматологической поликлиники после использования латексных перчаток появилась экзема. Допустим, она была взята на работу без проведения  предварительного осмотра терапевта. Тогда женщина смело может утверждать, что получила профзаболевание на рабочем месте. В таких спорных случаях сотрудники направляются в Центр профпатологии , где уточняется причина возникшего заболевания, даются рекомендации, после чего решается юридическая сторона вопроса.

- Что в себя включает предварительный медосмотр?
- Он проводится при приеме человека на работу, дает возможность определить состояние здоровья  на данный период времени. Есть заболевания, при наличии которых люди не должны работать на определённых должностях, потому что у каждой профессии есть свои профвредности.
  У всех, кто к нам приходит, мы спрашиваем о стаже работы в профессии со всеми деталями. Впоследствии это поможет работнику не усугубить имеющуюся болезнь, а работодателю – оградить себя от финансовых и юридических проблем.
  Человек устраивается кровельщиком – ему предстоит работа на высоте. Окулист диагностирует миопию (близорукость)  высокой степени: он плохо видит вдаль, поэтому должен пользоваться очками. Наше заключение: «работать на высоте противопоказано», потому что, работая на крыше, потеряв вдруг очки, высок риск для его жизни.

- Все ли врачи принципиальны при проведении диспансеризации?
- Думаю, что нет. Несколько лет назад, в начале своей работы диспансерным врачом, я иногда сталкивалась с тем, чего сейчас в нашей поликлинике нет – с профанацией медосмотров.
  Вот случай из моей многолетней практики. Человек должен пройти осмотр у узкого специалиста. Врач не скрывает, что диспансерного пациента надо принять быстро, чтобы  не задерживать основной «поток больных». Понимая, что доктор торопится, пациент говорит ему на ходу: «Жалоб нет». Тот пишет в карте: «Практически здоров». Пройдя все обследования, необходимых специалистов, по правилам диспансеризации заключение пишет терапевт. Расспрашивая подробно анамнез, я узнаю: только что вернувшийся «здоровым» от моего коллеги пациент   перенёс 2 инсульта, имеет инвалидность.
  Конечно, многие мои коллеги порой поставлены в нереально тяжелые  условия работы (огромные участки, большие приёмы, много бумажной работы), но из-за формального подхода врачей к медосмотрам пациенты теряют веру в искреннее желание доктора принести пользу.
  Считаю, что врачи подобной халтурой  показывают не только безразличие к пациентам и к профессии, но и пренебрежение в отношении коллег. Когда доктор так относится к диспансеризации и к человеку, её проходящему, пациент убеждается, что делается всё это для «галочки».

- Получается, что итог диспансеризации зависит от доктора?
- Думаю, что многое зависит от гражданской совести врача: от того, насколько добросовестно он относится к своему труду.
  Недавно приходит ко мне на первичный осмотр взрослая женщина. Её гемоглобин значительно ниже нормы и, как оказывается, анемия у неё уже не первый год. Я говорю: «Надо найти источник кровопотери. Сделать гастроскопию, УЗИ малого таза. Вы проходили когда-нибудь эти обследования?»  И слышу ответ: «Нет. Мне никогда врачи не предлагали».
   В идеале медики должны выполнять свою работу должным образом, а люди понимать необходимость и полезность общения с ними.

 - Татьяна Юрьевна, какие проблемы чаще всего Вы  выявляете  при диспансеризации?
- У 90 % – артериальную гипертензию. Причём у многих она связана с ожирением. За годы моей работы прошло много пациентов, кто, похудев на 10 – 20 кг, забыл, что такое повышение давления. У многих катастрофические цифры уровня холестерина, что связано с перееданием, в частности – чрезмерным потреблением жиров животного происхождения.
    Я со всеми провожу беседы, даю рекомендации.  Убеждена,  что слово тоже лечит. Иногда я слышу такие признания: «Со мной никто и никогда не разговаривал по-человечески… так как Вы». Я провожу осмотры работников  коммунальных и промышленных предприятий. Многие  из них курят более двадцати лет, «уважительно» относятся к алкоголю. Несмотря на банальность и кажущуюся избитость проблемы, я всегда говорю с ними о вреде курения и употребления алкоголя. Меня очень радует, когда некоторые из них возвращаются со словами: « Доктор, с Вашей легкой руки, я не курю уже месяц (или год, или два) и намного лучше себя чувствую».   

- Это победа…
- Да, я считаю, что польза ещё и в том, что человека просто  кто-то выслушает, даст правильные  рекомендации, направит в правильное русло. Ведь доброе слово еще никому не повредило, а иногда оно может оказать поддержку и помощь, дать надежду и веру в сложной ситуации!

- Что бы Вы хотели сказать тем, кто будет читать нашу беседу?
-  Практически ни в одной стране мира не уделяется такого внимания профилактической медицине, как в России. Ничего подобного нет
и на благополучном Западе, ни, например, в Израиле. Наше Правительство выделяет на диспансеризацию огромные средства. Хорошо бы нам научиться ценить это.
     Каждый автолюбитель знает, что ежегодный техосмотр любимого автомобиля необходим. Так почему мы так же активно и сознательно не проводим ежегодный бесплатный медосмотр своего организма?  Ведь вовремя узнав о проблеме со своим здоровьем, можно уберечь себя от многих проблем в будущем, а возможно, и продлить свою жизнь. Предупредить  болезнь намного легче, чем лечить ее! 

Опубликовано с сокращениями и с некоторыми изменениями
в "Медицинской газете" № 64 31 августа 2012 года
Название статьи в газете: "Чтобы врач стал «своим человеком»…
http://www.mgzt.ru/article/2998/


Рецензии