Художник

Он приходил и падал на кровать.
Лежал, окостенев и скромно, как покойник.
Немного погодя глаза приоткрывал
и долго так смотрел за переплёт оконный.

Он был, наверно, старше тридцати.
Подержанный. Худой, как мотоцикл.
Лежал, окаменев, вечерний свет цедил,
да изредка, ощеряясь кривозубо, цыркал.

Никто его в бараке не любил.
По имени не звали, а презрительно: «Худойжник!»
Он не ругался, не развратничал, не пил;
платил исправно алиментики на дочку.

Он рисовал, возил альбом в Москву.
Художества забраковали: стал ещё дерьмистей.
Считали многие, что у него, мозга, мол, за мозгу —
малюет хрен чего... Мазила, понял я, из модернистов.

Вот, наконец он дистрофически вставал.
«Весь мир — бардак! Людишки — звери!
вселенной правит сатана!»
Шприц кипятил. Колол уверенно.

После вливания немного веселел...
Наедине однажды мы поговорили.

«Я чувствую в тебе, приятель, интеллект.
Ты из орлов, но воробьиной эскадрильи.
Кого этюдствуешь ты в свой блокнот?
Сегодняшних друзей, но завтрашних героев?
Наив! — через полгода ты их проклянёшь!
Жизнь высосет, как муху, чёрною дырою.
Несчастные искусству не нужны

Простые люди — это род несчастных.
Ушёл в народ от дочки и жены:
я, думал: расцвету, а — видишь? — чахну!
Всем дико нужен положительный пример.
На жизнь я не хотел смотреть через газету.
В искусстве — как везде! — не любят перемен;
устраивают кирпичи: икс, игречек да зетик.
Я рисовал братишек — увели альбом!
И наплевать! — они ведь нетипичны.
Ты в стеночку кирпичную ещё упрёшься лбом!
Финал: стреляться, вешаться и спиться!
Смиришься и тебя ощиплют воробьи,
и птичье молоко выдаивать заставят.
Рабочим сдохну! — но продавать в рабы
себя — чирикающим? — на вот!..»

«Ой, рано по себе поёшь за упокой!
Что, кроме сажи, красок не осталось?
Как обезножили тебя ! Одним пинком!
Из молодости ты провалился в старость.
Ты чёрную дыру в душонке замуруй,
художничек, — кирпичиков навалом!
Колоться брось! Брось ты модерн-муру!
Вернись к дочурке трёхгодовалой.
«Умру рабочим!» — ты сперва им стань!
Рисуй картины! — будущее разберётся,
Что, кроме смерти, не осталось тайн?»

«Не шуми ты, раскудрявая берёза! —
из цыганящих славу липовый король...
Господин Фанера, я реквием живописал
и нарёк: «Чёрное. Белое. Кровь.»
Сдыхая муха воспарила в небеса! —
секи сюда: баракорощенный модерн!»

Он сдёрнул занавеску, как тряпку тореодор, —
автопортрет! — орущий и заплёванный на нет.
Душила тошнота — я выскочил в коридор...


Рецензии
Он входил и падал на кровать,
Скромно, словно покойник окостеневший.
Он просыпался через некоторое время,
Взирая долго за оконным переплетом.

Он был старше тридцати лет, наверное.
Он был худой, как мотоцикл после долгой поездки.
Он лежал на жесткой поверхности и ожидал,
Пока солнце за окном зайдёт.

В бараке никто не любил его.
Он был известен под прозвищем "Художник".
Он не ругался, не бродил по пьянкам и не бился,
Он просто платил алименты на свою дочь.

Он рисовал и возил свои работы в Москву,
Но эксперты называли его работу ещё хуже.
Многие думали, что он не очень умный,
И что его работы были сделаны извращенцами модернизма.

Но иногда он вставал из кровати,
Кипятил шприц и колол себе наркотик.
После этого он становился более жизнерадостным,
И мы однажды даже говорили вместе.

"Ты умный человек", - я ему сказал.
"Ты из Орла, но ты не принадлежишь к птичьему отряду.
На ком ты сегодня тренируешься в своем блокноте?
Твои друзья - будущие герои или забытые прошлые?"

"Я ошибался", - он ответил мне.
"Я думал, что моя жизнь будет лучше, но она оказалась очень сложной.
Искусство не нуждается в несчастных людях.
Я ушел от своей жены и дочки, чтобы найти себя.
Но я провалился в бедность и безнадежность.
Искусство не любит перемен.
Моя работа была слишком непонятна для них.
Я хотел продавать свои картины, но никто не хотел их покупать.
В итоге я остался никому не нужным.
Я не знаю, что делать дальше".

"Не сдавайся", - я ему ответил.
"Твоя дочь нуждается в тебе.
Ты можешь создавать красоту, которая никогда не умрет.
Найди силы, чтобы продолжать рисовать

Крылья Нло   15.04.2023 17:57     Заявить о нарушении