Гипатия Александрийская

Гипатия Александрийская.


Плачьте дети Эллады, рыдайте мужи Ойкумены,
Пойте скорбные песни аэды, им вторьте рапсоды,
Пусть померкнет лицо Аполлона и жемчуг Селены,
Вспоминая Гипатии гибель, и с нею свободы.

Не бывало подобных ей жен, да и будут едва ли.
Философии тайны постигшая, разум Афины,
Весь Египет и Греция мудрости женской внимали
И учиться к ней шли умудренный жизнью мужчины.

Аристотель, Платон возвращались, как будто живые,
Птолемей и Евклид говорили устами прекрасной,
Просвещенье несла от невежества в души людские,
И к народному благу не мыслила быть безучастной.

А вокруг все мрачней и мрачнее сгущаются тучи,
И фанатиков толпы сжигают науку и книги,
И почти не осталось уж тех, кто их мыслить научит,
Но все больше воинствует церковь, сплетая интриги.

Но Гипатия учит - не глядя на веру и должность,
Христиан и язычников - всем уделяя вниманье,
Отвергая всегда и во всем аксиом непреложность,
Призывает не верить, а лишь познавать мирозданье.

Но горящий костер раздражает поклонников мрака,
И мешает умение думать навязывать веру,
Так в себя все вокруг превратить норовит и клоака,
Заражая миазмами чистой любви атмосферу.

И собравшись толпой, называя себя христиане,
Растерзали Гипатию в церкви своей пред распятьем,
Все одежду и кожу с нее черепками содрали,
Разрубили на части, сожгли, изрыгая проклятья.

Вдохновитель епископ Кирилл возведен во святые,
А убийцы, конечно, обласканы властью церковной,
И смотрели с распятья глаза, деревянно-пустые,
Нарисованы красками проникновенно-любовно.

Плачьте дети Эллады, рыдайте мужи Ойкумены,
На столетия ночь воцарилось над миром уснувшим,
Где научная мысль предавалась костру и геенне,
Научились ли мы хоть чему-то в угаре минувшем?


Гипатия Александрийская, дочь Теона (ок. 370–415 гг.), всю свою жизнь провела в Александрии, где снискала уважение и почет как философ и ученый. На рубеже IV–V вв. Александрия становится центром позднеэллинистической культуры.  К этому времени Дух вольности, утвердившийся после издания Константином Великим (285–337 гг.) закона о свободе религиозных культов, был забыт; его место заняли настроения нетерпимости. В 391 г., император Феодосий своим указом (направленным в Египет) запретил отправление всех языческих культов, тем самым сделав первый шаг по пути уничтожения языческих храмов. В Александрии, руководствуясь законом Феодосия, кампанию против язычников начал местный патриарх Теофил. В 391 г. или 392 г. христианами был разрушен культовый центр Александрии Серапеум, включая храм бога Сараписа, Сожгли знаменитую Александрийскую библиотеку и разбили величественную статую Сараписа работы скульптора Бриаксия. После разрушения Серапеума напряженность в Александрии усилилась. Известно, что, сохраняя нейтралитет, Гипатия не присоединилась к партии защитников Серапеума. Будучи известным и уважаемым учителем, она не участвовала в столкновениях язычников и христиан. Не поддерживала она и никаких контактов с грамматиками Аммонием и Гелладием, и философом-неоплатоником Олимпием, поклонявшимися Сарапису, которые, почувствовав нарастание враждебности к язычеству, покинули Александрию. Вероятно, Гипатия вообще не принимала участия в языческой культовой практике. Дело в том, что сформировавшееся вокруг Теона и “переданное ей по наследству” научное окружение состояло из представителей интеллектуальной элиты, сконцентрированной на изощренных философских изысканиях. Это говорит о том, что Гипатия была поборницей интеллектуального эллинского наследия. Что же касается свидетельств в пользу ее приверженности культовой практике политеизма, то таковых в нашем распоряжении нет. Все, в ком было желание изучать философию, стекались к ней отовсюду: христиане и язычники; те, кто относился с сочувствием к христианству или уже находился на пороге крещения; из Кирен и Фиваиды, Сирии и Ливии, Константинополя и отдаленных областей империи приходили к Гипатии, чтобы под ее руководством приобщиться к богатству греческого наследия. В поношенном плаще (tribon), который в те времена носили философы, она появлялась на улицах Александрии без сопровождения и публично излагала сочинения Платона и Аристотеля. В своих лекциях Гипатия не ограничивалась философией (которая и во времена классической античности, и в период эллинизма оставалась уделом аристократии), а обучала также математике, включая арифметику, геометрию, астрономию (которую, исходя из платоновского понимания этой науки, Гипатия считала вершиной знания) и музыку, но все же математические дисциплины рассматривались Гипатией лишь как ступени, ведущие к метафизическому познанию. Свою основную задачу она видела в исследовании тайны бытия.
В 394 г. Феодосий I в законодательном порядке упразднил Олимпийские игры (их возрождение произошло лишь в конце XIX столетия, в 1896 г.). Строгие византийские законы дамокловым мечом нависли над головами язычников: императорские указы предусматривали смертную казнь за участие в любых культовых действиях (жертвоприношении, поклонении идолам и т.п.). Но это еще не все. В пылу борьбы с язычеством были осуждены математика и астрономия. Закон против математиков был издан еще в 370 г.; в Кодекс Феодосия он вошел в качестве статьи IX. 16. 8. (“Если кто-либо днем или ночью будет задержан в момент занятий (в частном порядке или в школе) этой запрещенной ложной дисциплиной, то оба [учитель и ученик] должны быть преданы смертной казни. Ибо изучение запрещенного предмета есть такое же преступление, как и его преподавание”).
На смену Теофилу пришел Кирилл. Светским правителем Египта был тогда Орест. Орест, занимавший в 412–415 гг. должность императорского префекта Египта, несомненно, был христианином. После прибытия в Александрию, возможно, следуя примеру местной элиты, он, привлеченный репутацией Гипатии, стал посещать ее открытые лекции, предназначенные для высокообразованной публики  (членов местного совета, высших государственных чиновников и т.д.). Орест, кроме того, “привлек к ней много христиан”. День ото дня ширился круг учеников Гипатии, росло ее влияние в городе.
Сторонники Кирилла почувствовали опасность, которая заключалась в принадлежности официальных лиц города, многие из которых занимали высокое положение в государственной и церковной иерархии - к кругу Гипатии, в их преданности учителю. Постоянные конфликты Ореста и Кирилла лишь усугубляли атмосферу. Между тем, поскольку Гипатия была представителем той самой элиты, которая поддержала Ореста, по городу пошли разговоры, что именно она выступает против примирения патриарха и префекта. Дело в том, что Гипатия была не только выдающимся ученым; говорили также, что “в споре она была быстра и изобретательна, а в деле - известна своим благоразумием и гражданской добродетелью”. Кроме того, Гипатии был близок дух старой светской системы управления городом, избегавшей политического насилия. Она придерживалась мнения, что влияние патриарха должно ограничиваться сферой Церкви и не распространяться на государственные и городские дела. Гипатия выступала за гармонию в отношениях между церковной и гражданской властями.
Поначалу многознающая и мудрая Гипатия, по-видимому, стояла в стороне от политики. Но, вероятно, постепенно ее отношение к происходящему изменилось: она, как истинный философ, последователь Платона, решила принять участие в делах своего города. Положение Гипатии, пользовавшейся поддержкой городских интеллектуалов, в целом было невыгодным: разные группы городского населения были настроены враждебно по отношению к ней. Прежде всего, принадлежность к элите сделала ее непопулярной среди широких слоев бедноты. Что касается язычников, то они не считали Гипатию своей союзницей, помня о нейтралитете, занятом ею во время событий вокруг Серапеума. И, наконец, христиане видели в ней представителя той самой эллинской культуры, что была несовместима с суровой строгостью новой религии. Последователи Кирилла развернули среди жителей города тонко продуманную кампанию. Они распространили слух о том, что Гипатия якобы практикует наиболее зловещую разновидность колдовства - черную магию. Такого рода практика предусматривала в Византийской империи строжайшее наказание. Поводом к обвинению в магии (которое и привело Гипатию к гибели) стали прежде всего ее математические занятия. Кампания травли, развернутая против Гипатии, нашла благодатную почву. Народ поверил, что все его беды и несчастья являются следствием магической практики знаменитого философа, математика и астронома (и, значит, автоматически астролога).
Зловещие клеветнические слухи о колдовстве Гипатии достигли желаемого результата. Мартовским днем 415 г. “множество верующих в Господа” (дикие звери, как сказал о них Дамаский) во главе с “неким Петром” (чтецом по профессии) подстерегли возвращавшуюся домой Гипатию. Они вытащили ее из повозки и повлекли к церкви, называемой Цезарион. Разодрав на Гипатии одежду, они убили ее черепками битой глиняной посуды (ostraka), содрав ими с нее кожу. Затем проволокли изуродованное тело по городу, расчленили и сожгли. Как сообщает Дамаский, те, кто совершил это преступление, остались без наказания. Кирилл (имевший прямое или косвенное отношение к гибели Гипатии) получил наконец возможность беспрепятственного исполнения своей миссии в Александрии. “После смерти Гипатии весь народ сплотился вокруг патриарха Кирилла, называя его новым Теофилом; ибо он разрушил последние остатки идолопоклонничества в городе” (ранее, приняв должность, он разрушил церкви и изгнал христиан других направлений). Орест исчез, и истории ничего не известно о его дальнейшей судьбе.
Убийство Гипатии остановило развитие не только греческой философии, но и науки (ведь Гипатия преподавала классический платонизм, придававший особое значение математике). Б. Л. ван дер Варден отмечает, что “после Гипатии наступил конец александрийской математики”.
Гипатия, как считается, изобрела или усовершенствовала некоторые научные инструменты: дистиллятор (прибор для получения дистиллированной воды), ареометр (прибор для измерения плотности жидкости), астролябию (инструмент для астрономических измерений, усовершенствовав астролабон Клавдия Птолемея) и планисферу (плоскую подвижную карту неба).
Многие работы, приписываемые Гипатии, как считается, написаны в сотрудничестве с её отцом Теоном. Наиболее известны работы:
; комментарий к 13-й книге «Арифметики» Диофанта;
; редакция третьей книги комментариев Теона к «Альмагесту» Птолемея;
; редакция комментариев Теона к «Началам» Евклида;
; комментарии к «Коникам» Аполлония Пергского;
; «Астрономический канон».


Рецензии
Великолепный панегирик той, которая была "Афина по уму, Гера по осанке, Афродита по красоте".

С большой благодарностью за воздаяние должного памяти этой особенной великой женщине, чья казнь никогда не будет забыта и прощена виновным.
***
Всего доброго, успехов.

Ирина Воропаева   04.05.2016 21:17     Заявить о нарушении