Восьмое эссе о власти

     Но поскольку бытие в стране, где сплошное насилие торжествует, затруднено даже для самих насильников, то они непременно захотят навести хоть какой-то порядок… И возникает бюрократия, и народ получает облегченье, и государство усиливается по спирали развития вплоть до очередного краха…
     Всегда нужно помнить, что обходиться без каких-либо бюрократических процедур мечтают только самые оголтелые насильники…
     Всё, мною здесь описанное, подтверждает, как мне кажется, история древнего Египта… Фараоны, их придворные сановники и жрецы чрезмерно отягощали народ тратами на строительство пирамид, погребальные обряды и войны. Поскольку при народном мятеже больше всего рискует пострадать бюрократия, то и пыталась она несколько уменьшить вред от принимаемых верхами решений, беря с черни за это мзду. При этом свои поборы бюрократия оправдывала тем, что они – гораздо меньшее зло, чем точное выполненье повелений царского двора. И необходимы-де ей, бюрократии, эти взятки для подкупа своего начальства, дабы оно не мешало ей смягчить долю народа. Современная бюрократия так же не чурается этого аргумента: «Законы у нас, мол,  скверные, исполнить их нельзя; я, чиновник, тебе, смерду, облегчу участь, но ты заплати мне за риск и дай денег на подкуп моего начальства, иначе я точно выполню все данные мне распоряженья, и будет тебе совсем худо». И чиновник часто прав: если точно он исполнит вредный и глупый закон, то будет простолюдину совсем плохо. И понимает это простолюдин, и потому платит. А если поборы заплатили, значит, они не чрезмерны; в противном случае полыхнул бы откровенный бунт.
     Наконец, и фараоны, и их сановники начинали понимать, что бюрократия им тайно противится, и они репрессировали её, и в этом охотно им пособляли вельможные начальники провинций. После разгрома центрального чиновничьего аппарата, провинциальные вельможи, если у них оказалась власть над стражниками и войском, присваивали себе общегосударственные функции, расчленяя этим страну. И мучительно затем длились беспорядки и хаос…
     Затем начинали наводить порядок, а все те, кто устраняет безобразия, всегда разумнее тех, кто их натворил. Поскольку беспорядки в стране мучили также и бюрократию, то бралась она служить тем, кто с ними боролся, и правитель обретал власть над нею, и на этом зиждились его успехи…


Рецензии