Религиозный фанатизм

Удручает фанатизм. Особенно - фанатизм религиозный. В частности, фанатизм в православии. Попытка единообразия религиозной жизни человека, прописывание одного и того же рецепта исцеления души - посещение богослужение, исповедь, причастие, соблюдение постов и ежедневного молитвенного правила... Я имела возможность близкого наблюдения за тем, как же исправляет человека религиозная жизнь. Да никак. Безусловно, фанатик надевает маску благочестия, даже очень искренне ее надевает и старательно носит. Но, как говорил великий Мао: "Долго на цыпочках не простоишь". Наступает та или иная сложная жизненная ситуация, которая обнажает истинное лицо, и прикрепленная маска слетает.

Наблюдая мир, вижу хороших, замечательных людей как в самых различных религиях, так и вне их. Точно также обстоит дело с так называемыми "плохими" людьми. Это не зависит от религиозной принадлежности и прочих принадлежаний. Например, если Вы видите добрых, честных людей в православии, то, можете быть уверены, что таковыми они были и до своего религиозного этапа пути.

Что касается религиозных подвигов, правил и предписаний... Мне думается, что здесь нужно быть максимально осторожным. Потому что в наши времена они ведут больше к возрастанию тщеславия и гордыни, нежели к "исправлению души человека". Да и можно ли душу исправить самому?
Помню один, случайно услышанный диалог между двумя женщинами в магазине после Великого Поста.
- Ты пост держала?
- Нет, как-то не удалось. (Виновато).
- А я держала! (С превозношением).

Жизнь трудна. Она посылает каждому из нас испытания. Очень разные испытания в соответствии с нашей судьбой и внутренним устроением. Посылает, чтобы мы могли познать себя, а познавая себя. познавать и Бога. Испытания эти, если можно так выразиться, индивидуально и самым совершенным образом "подобраны" для каждого из нас Им Самим. А уж Он-то всегда знает что делает. 

Вместо того, что достойно с вниманием и благодарностью эти испытания переносить, осуществляться в них, приобретая опыт и силу, религиозный фанатизм отвлекает от этого пути, "загоняя" всех в одинаковые клетки религиозных правил и предписаний, налагая "вериги неудобоносимые". Причем, делает это превозносясь, будто бы один он обладает спасительной истиной.

Спиленные кресты и "панк-молебны" - своебразный протест против такого положения вещей. Если не остановить развитие фанатизма внутри религий то до межрелигиозных войн нам осталось не так далеко.

Очень хочется здесь привести замечательное стихотворение Рабидраната Тагора.

ОТРЕЧЕНИЕ

В поздний час пожелавший отрешиться от мира сказал:
"Нынче к Богу уйду я, мне дом мой обузою стал.
Кто меня колдовством у порога держал моего?"
Бог сказал ему: "Я". Человек не услышал его.

Перед ним на постели, во сне безмятежно дыша,
Молодая жена прижимала к груди малыша.
"Кто они - порождения майи?" - спросил человек.
Бог сказал ему: "Я". Ничего не слыхал человек.

Пожелавший от мира уйти встал и крикнул: "Где ты, божество?"
Бог сказал ему: "Здесь". Человек не услышал его.
Завозился ребенок, заплакал во сне, завздыхал.
Бог сказал: "Возвратись". Но никто его не услыхал.

Бог вздохнул и воскликнул: "Увы! Будь по-твоему, пусть.
Только где ты найдешь Меня, если Я здесь остаюсь".

Перевод В.Тушновой Рабиндрат Тагор. Лирика. Москва, "Художественная Литература", 1967.


Рецензии
Esli voyna, dazhe horoshiy chelovek zaymet ch'yu-to storonu.
Grustno, Lady. I esche grustno ot togo, chto vse bol'she i
bol'she dazhe horoshih liudey dumayut, chto Rabindranat Tagor
eto dzhip, ili napitok.
:)
With great admiration to your talant & beauty --

Наблюдательный   30.08.2012 00:08     Заявить о нарушении
Как верно Вы написали... И грустно.
Спасибо Вам большое!

Татьяна Васса   30.08.2012 10:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.