2012 - 4 конкурс. Итоги. Иван Шепета
автора 5-ти поэтических книг, публикаций в толстых и тонких журналах, альманахах и прочих периодических изданиях.
___________________________________________________________
ОРДЕН ЛЕТАЮЩЕЙ КАВАЛЕРИИ
Чтение дюжины стихов с необходимостью определить не лучшее, или худшее, а расставить по порядку в зависимости от поэтической ценности все двенадцать, не на глазок, а точно, признаюсь, вызвало подлинное мучение. Ни одно из стихотворений, по моему разумению, не есть поэзия в классическом понимании. Однако стихотворческий уровень оказался достаточно высоким с выходом на поэзию в отдельных местах, с находками. Про такие стихи профессионалы говорят «неровные». Как быть, если имеешь дело не с произведением искусства, а прекрасной заготовкой, из которой, приложив труд, можно сделать это самое произведение? По количеству недочетов, или по количеству мелких удач судить? Или по владению словом, по мастерству и уровню культуры? Так и не найдя этой точки отсчёта, сужу так, как, наверное, и прочие «судьи»: вперед ставлю то, что больше запомнилось при первом чтении, произвело большее впечатление и меньшее раздражение…
1. ВОСЕМЬ – счастливая цифра! В стихотворении есть хороший драйв, энергия, жизнь, подчиненная жесткому внешнему ритму. Все мы вынуждены делать то, что не очень хочется делать. Такова жизнь! Текст вызывает сопереживание: что-то похожее и ты чувствовал:-)… Однако, много неточного, неубедительного в сравнениях! «…свой и чужой шесток. Первый привычно мал, чтоб подсидеть второго…» Что имеется в виду?! Свой шесток мал, чтоб подсидеть… кого? Второго! Кто этот загадочный второй? Шесток? Тогда «второй», а не «второго». Конкурент? Но он никак не обозначен. «…Правит шестерок тьма. Мнящих себя тузами…» Шестерки – тузы… как это поднадоело! Еще и собирательное существительное «тьма» правит, вместо шестерок. Ну… плохо это! Не по-русски как-то. И такого, стилистически невнятного, много, чтобы захотелось запомнить, сделать своим. Увы!.. Но посыл – нравится. Поэтому и поставил на первое место. У других и этого нет. Стихотворение актуально. В восьмидесятых, а тем более – раньше, оно было бы невозможно. Еще один маленький плюс. Нечто подобное читал много раз, угадывается время, стиль поколения… Но это, впрочем, уже – минус.
2. ГОЛОС – мычание почти бессмысленное, но поиск своего голоса, который «…теряется, но возвращается вновь, только намного сильнее» – подкупает нестандартной, многозначной кодой. Я слышу ветер в парусах Одиссея, который лет через двадцать найдет свой дом. И свою Музу. И свой голос. За обещание – второе место. Должен признаться, что на это место в равной степени у меня могли бы претендовать еще несколько человек, но пусть будет ГОЛОС. И добрый, старый имажинизм:-)
3. ПОСЛЕ ГРОЗЫ – третий призер, опять же за имажинизм, за темные облака-кони «с мокрыми гривами», которые «топчут траву», «проплывая над видящим» (Бог? Дьявол? Человек?). У имажинизма есть своя неприятная оборотная сторона – безвкусица, ну да ладно – БРОНЗА! За финишный рывок в неоднозначность. В стихотворении первая и последняя строка – наиважнейшие. В начале против шерсти погладили «штыки деревьев», но «неизвестно зачем, неизвестно куда…» в конце – это по-нашему, по-поэтски.
4. ПЛЁСОВЫ ХОЛМЫ – самое ровное в смысле мастерства стихотворение. Добротно, но скучновато. Не искупает даже эмоциональный финальный всплеск… Но, перефразируя Андрея Вознесенского, за попытку – спасибо! ЧЕТВЕРТОЕ МЕСТО, почти призовое, полуфинальное.
5. ЕЩЁ ГОДА ТРЕВОЖНО НЕ СЧИТАЮ – правильные стихи, где превалирует этическое над эстетическим.
6. ДОЧКЕ – из той же серии. За то, как «…на шапке трогала помпоны», за упоительный истинно, русский психологизм, можно было поставить и выше, да всё уже занято. А деталь знатная, поэтская.
7. ПЕРЕЛЁТНОЕ – устроилось в серёдке, но ближе всё же к концу, чем к началу:-) Такая умелая, профессиональная графомания. Заимствованная образность, переосмысленная и зарифмованная. Неплохое стихотворение. Можно публиковать хоть где. Но нет свежести.
8. ДО МУЛИН РУЖ – та же песня, но здесь уже появляются театральные эффекты, отдает профессиональным попсовым нафталином, но вполне себе. Умело.
9. ПЕРЕД ЗИМОЙ ВСЁ ПРИЗРАЧНО-НЕВАЖНО – начиная отсюда пошли откровенно плохие стихи. Разумеется с моей точки зрения. И это первое из них самое безобидное. Оно как бы ни о чём. Надоевшая символика времён года. Осень. Зима… Хочется дать «протяжной песней половицы» чуть ниже спины, встряхнуть и принудить к бодрому творчеству.
10. КОГДА Я ВЫШЕЛ, ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ АСТРАЛЬНОГО ТЕЛА – проза. Здесь история, её нужно рассказывать, не прибегая к рифме. Это похоже на статью для «Чудеса и приключения». Муть голубая, клюква развесистая: «…не был я замечен, и дальше шёл, чтоб стать несущим боль». Кому? Или это в себе? – «СТ» знак ставят на полях школьных сочинений: стилистическая ошибка. И если б только стилистическая!
11. У ЗАПАДНОЙ СТЕНЫ – жуть. Что самое ужасное автор «умеет». Рифмует короткие строки, и даже смысл просматривается. Но… «сердце мается, слово – ложь…» Ваша правда! На духовные, идеологические темы – и без духа, без веры. Как советские стихи-паровозы.
12. КТО БЫЛ СО МНОЙ, тот будет моим всегда – неужели? Какое-то неуклюжее языческое заклинание, где много «Я» в разных воплощениях. Так и хочется сказать «ну да, был, и больше не хочется», достал этот самоуверенный стиль вамп. Хочется сплюнуть. Тьфу!
Всё чаще к концу жизни приходится сидеть то в президиуме, то грамоты вручать. Золото летающей кавалерии – Пегаса вручаю впервые. Ей Богу, медали тяжелее самой тяжелой олимпийской – лондонской! Не-е, больше не зовите. Это не мой праздник!
ИВАН ШЕПЕТА, Владивосток
Свидетельство о публикации №112082605543
Собственно, на длительную полемику не настроена, полемизировать с данным автором хотелось бы меньше всего. Это, видимо, какой-то другой полюс.
В качестве послесловия от автора "Кто был со мной"...
Алёна Лёшина 30.08.2012 10:16 Заявить о нарушении
Золотой Пегас 31.08.2012 19:27 Заявить о нарушении
Иван Шепета 01.09.2012 03:06 Заявить о нарушении
пожелает счастья – три раза сплюнь,
а иначе придётся – что так, что сяк,
будто вору за реку бежать Катунь.
Собирать ватагу, пока силён,
и, божась, креститься, идти в обман,
потому как здесь атаман – закон,
и – никто ты, если – не атаман.
Иван Иванович, здравствуйте! Мне Ваши стихи тоже «скорее нравятся», некоторые – очень нравятся (включая процитированное выше). И я , конечно, Вас читаю.
Спасибо за искренний отклик, извинения приняты. Вы безусловно, имели право на любую оценку, и земляческий критерий тут ни при чем.
Просто Ваше мнение авторитетно, и, если бы я была совсем уж ранима и обидчива:), «от Атамана» (каким Вы являетесь, учитывая нашу общую географию) такую оценку могла бы воспринять как приговор. К счастью, это не так, я уже закалилась в баталиях, да и отклик Ваш на мирный лад настраивает.
А в лицо - не плюну, Боже упаси, я вообще не плююсь:).
Желаю Вам всего хорошего,
Алёна Лёшина 03.09.2012 09:15 Заявить о нарушении