2012 - 4 конкурс. Итоги. Иван Шепета

Представляем вашему вниманию оценки и комментарии Ивана Шепеты http://stihi.ru/avtor/ivanshepeta,
автора 5-ти поэтических книг, публикаций в толстых и тонких журналах, альманахах и прочих периодических изданиях.
___________________________________________________________



ОРДЕН  ЛЕТАЮЩЕЙ  КАВАЛЕРИИ

 

Чтение дюжины стихов с необходимостью определить не лучшее, или худшее, а расставить по порядку в зависимости от поэтической ценности все двенадцать, не на глазок, а точно, признаюсь, вызвало подлинное мучение. Ни одно из стихотворений, по моему разумению, не есть поэзия в классическом понимании. Однако стихотворческий уровень оказался достаточно высоким с выходом на поэзию в отдельных местах, с находками. Про такие стихи профессионалы говорят «неровные».  Как быть, если имеешь дело не с произведением искусства, а прекрасной заготовкой, из которой, приложив труд,  можно сделать это самое произведение? По количеству недочетов, или по количеству мелких удач судить? Или по владению словом, по мастерству и уровню культуры? Так и не найдя этой точки отсчёта, сужу так, как, наверное, и прочие «судьи»: вперед ставлю то, что больше запомнилось при первом чтении, произвело большее впечатление и меньшее раздражение…

1.          ВОСЕМЬ – счастливая цифра! В стихотворении есть хороший драйв, энергия, жизнь, подчиненная жесткому внешнему ритму. Все мы вынуждены делать то, что не очень хочется делать. Такова жизнь!  Текст вызывает сопереживание:  что-то похожее и ты чувствовал:-)…  Однако, много неточного, неубедительного в сравнениях!  «…свой и чужой шесток. Первый привычно мал, чтоб подсидеть второго…»  Что имеется в виду?! Свой шесток мал, чтоб подсидеть… кого? Второго! Кто этот загадочный второй?  Шесток? Тогда «второй», а не «второго». Конкурент?  Но он никак не обозначен. «…Правит шестерок тьма. Мнящих себя тузами…»  Шестерки – тузы…  как это поднадоело! Еще и собирательное существительное «тьма» правит, вместо шестерок. Ну… плохо это! Не по-русски как-то. И такого, стилистически невнятного, много, чтобы захотелось запомнить, сделать своим. Увы!.. Но посыл – нравится. Поэтому и поставил на первое место. У других и этого нет. Стихотворение актуально. В восьмидесятых, а тем более – раньше, оно было бы невозможно. Еще один маленький плюс. Нечто подобное читал много раз, угадывается время, стиль поколения… Но это, впрочем,  уже – минус.

2.          ГОЛОС – мычание почти бессмысленное, но поиск своего голоса, который «…теряется, но возвращается вновь, только намного сильнее»  – подкупает  нестандартной, многозначной кодой. Я слышу ветер в парусах Одиссея, который лет через двадцать найдет свой дом. И свою Музу. И свой голос. За обещание – второе место. Должен признаться, что на это место в равной степени у меня могли бы претендовать еще несколько человек, но пусть будет ГОЛОС. И добрый, старый имажинизм:-)

3.          ПОСЛЕ ГРОЗЫ – третий призер, опять же за имажинизм, за темные облака-кони «с мокрыми гривами», которые «топчут траву», «проплывая над видящим» (Бог? Дьявол? Человек?). У имажинизма есть своя неприятная оборотная сторона – безвкусица, ну да ладно – БРОНЗА! За финишный рывок в неоднозначность. В стихотворении первая и последняя строка – наиважнейшие. В начале против шерсти погладили «штыки деревьев», но «неизвестно зачем, неизвестно куда…» в конце – это по-нашему, по-поэтски.

4.          ПЛЁСОВЫ ХОЛМЫ – самое ровное в смысле мастерства стихотворение. Добротно, но скучновато. Не искупает даже эмоциональный финальный всплеск…  Но, перефразируя Андрея Вознесенского, за попытку – спасибо! ЧЕТВЕРТОЕ МЕСТО, почти призовое, полуфинальное.

5.          ЕЩЁ ГОДА ТРЕВОЖНО НЕ СЧИТАЮ – правильные стихи, где превалирует этическое над эстетическим.

6.          ДОЧКЕ – из той же серии. За то, как «…на шапке трогала помпоны», за упоительный истинно, русский психологизм, можно было поставить и выше, да всё уже занято. А деталь знатная, поэтская.

7.          ПЕРЕЛЁТНОЕ – устроилось в серёдке, но ближе всё же к концу, чем к началу:-) Такая умелая, профессиональная графомания. Заимствованная образность, переосмысленная и зарифмованная. Неплохое стихотворение. Можно публиковать хоть где. Но нет свежести.

8.          ДО МУЛИН РУЖ – та же песня, но здесь уже появляются театральные эффекты, отдает профессиональным попсовым нафталином, но вполне себе. Умело.

9.          ПЕРЕД ЗИМОЙ ВСЁ ПРИЗРАЧНО-НЕВАЖНО – начиная отсюда пошли откровенно плохие стихи. Разумеется с моей точки зрения. И это первое из них самое безобидное. Оно как бы ни о чём. Надоевшая символика времён года. Осень. Зима…  Хочется дать «протяжной песней половицы» чуть ниже спины, встряхнуть и принудить к бодрому творчеству.

10.          КОГДА Я ВЫШЕЛ, ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ АСТРАЛЬНОГО ТЕЛА – проза. Здесь история, её нужно рассказывать, не прибегая к рифме. Это похоже на статью для «Чудеса и приключения». Муть голубая, клюква развесистая: «…не был я замечен, и  дальше шёл, чтоб стать несущим боль». Кому? Или это в себе? – «СТ» знак ставят на полях школьных сочинений: стилистическая ошибка. И если б только стилистическая!

11.          У ЗАПАДНОЙ СТЕНЫ – жуть.  Что самое ужасное автор «умеет». Рифмует короткие строки, и даже смысл просматривается. Но…  «сердце мается, слово – ложь…»  Ваша правда! На духовные, идеологические темы – и без духа, без веры.  Как советские стихи-паровозы.

12.          КТО БЫЛ СО МНОЙ, тот будет моим всегда – неужели? Какое-то неуклюжее языческое заклинание, где много «Я» в разных воплощениях. Так и хочется сказать «ну да, был, и больше не хочется», достал этот самоуверенный стиль вамп. Хочется сплюнуть. Тьфу!

 

Всё чаще к концу жизни приходится сидеть то в президиуме, то грамоты вручать. Золото летающей кавалерии – Пегаса вручаю впервые. Ей Богу, медали тяжелее самой тяжелой олимпийской – лондонской! Не-е, больше не зовите. Это не мой праздник! 

 

          ИВАН ШЕПЕТА, Владивосток


Рецензии
Опять-таки отдаю себе отчет, что после драки кулаками не машут, на вкус и цвет товарища нет, как говорится, но вот это "Хочется сплюнуть. Тьфу!", полученное от маститого арбитра, похоже больше на личное оскорбление, чем на критический разбор.
Собственно, на длительную полемику не настроена, полемизировать с данным автором хотелось бы меньше всего. Это, видимо, какой-то другой полюс.
В качестве послесловия от автора "Кто был со мной"...

Алёна Лёшина   30.08.2012 10:16     Заявить о нарушении
Я дам ссылку Иван Ивановичу на Вашу резензию, Алёна.

Золотой Пегас   31.08.2012 19:27   Заявить о нарушении
Алена, прошу простить за обиду нанесенную в пылу арбитражного задора. Не стоит все воспринимать буквально на конкурсах. В них правды нет никакой. И победы случайны, и поражения. По мастерству к Вам никаких претензий (да и к другим авторам), но нужно было как-то расставить, вот и пришлось по "идеологическим признакам" расставлять:)) Знай я, что это вы, моя землячка, ну никогда бы себе "тьфу" не позволил. С легким сердцем поставил на первое место. Тем более, что давно Вам собираюсь написать да все недосуг. Мне Ваши стихи скорее нравятся, чем наоборот. Ну а про "полюс" верно:)) Бывает и такое. Другой. Ни хорошо, ни плохо. Еще раз извините. Надеюсь при встрече не плюнете мне в лицо ответно.

Иван Шепета   01.09.2012 03:06   Заявить о нарушении
Кликну друга – придёт мой законный враг,
пожелает счастья – три раза сплюнь,
а иначе придётся – что так, что сяк,
будто вору за реку бежать Катунь.

Собирать ватагу, пока силён,
и, божась, креститься, идти в обман,
потому как здесь атаман – закон,
и – никто ты, если – не атаман.

Иван Иванович, здравствуйте! Мне Ваши стихи тоже «скорее нравятся», некоторые – очень нравятся (включая процитированное выше). И я , конечно, Вас читаю.
Спасибо за искренний отклик, извинения приняты. Вы безусловно, имели право на любую оценку, и земляческий критерий тут ни при чем.
Просто Ваше мнение авторитетно, и, если бы я была совсем уж ранима и обидчива:), «от Атамана» (каким Вы являетесь, учитывая нашу общую географию) такую оценку могла бы воспринять как приговор. К счастью, это не так, я уже закалилась в баталиях, да и отклик Ваш на мирный лад настраивает.
А в лицо - не плюну, Боже упаси, я вообще не плююсь:).
Желаю Вам всего хорошего,

Алёна Лёшина   03.09.2012 09:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.