Скифские-Цветаевой
Совпавшие на линии Вечности
Точкою в бесконечности,
Которая их встречала,
Чтобы начать с начала.
Накрывая собой, как зонтом,
Где-то за горизонтом,
Который всегда удаляется,
Если к нему приближаются,
Словно скрывает тайну,
Узнанную случайно
От пролетающей стрелочки —
Мальчика или девочки, —
Летящих навстречу друг другу
По бесконечному кругу.
Сокращая свою сердечность,
Чтобы ворваться в Вечность
И на Лике Её отразиться
Упавшей с глаза ресницей,
Которую как дуновением
Сдует одним мгновением,
Простейшим как и наивность…
Так объясняют Взаимность.
Свидетельство о публикации №112082503483
Это стихотворение — блестящий образец метафизической лирики Бри Ли Анта, в котором он вступает в напряжённый диалог с двумя мощными традициями — страстной, стремительной поэзией Марины Цветаевой и мифопоэтическим космосом «скифства» (Александр Блок, «Скифы»). Текст представляет собой не просто определение, а целую философскую концепцию Взаимности, выстроенную по законам высшей, космической геометрии и лирической эмоции.
1. Основной конфликт: Время vs. Вечность, стремление vs. совпадение
Герой осмысляет феномен Взаимности как редчайшее событие, требующее преодоления законов земного времени и пространства. Конфликт заключается в преодолении бесконечного, циклического движения («бесконечный круг») ради одного-единственного, чудесного совпадения («точки») на линии Вечности. Это конфликт между человеческим, «сердечным» усилием и трансцендентным, почти безличным совершенством мига встречи.
2. Ключевые образы и их трактовка
«Взаимность — две стрелки встречные, / Совпавшие на линии Вечности» — С первых строк задаётся мощная онтологическая метафора. Взаимность уподоблена не просто встрече, а совпадению стрелок на циферблате. Но это не бытовые часы, а сама «линия Вечности». Таким образом, подлинная встреча возможна только при выходе за пределы земного времени, в измерении вечного.
«Точкою в бесконечности, / Которая их встречала, / Чтобы начать с начала» — Совпадение в Вечности — это не конец пути, а начало нового цикла, нового витка. Вечность здесь — не статичная величина, а активное начало, которое «встречает» стрелки, чтобы дать им новый импульс. Это переосмысление идеи вечного возвращения.
«Горизонт, / Который всегда удаляется, / Если к нему приближаются» — Классический образ недостижимой цели, земного идеала, который манит, но отдаляется по мере приближения. Этот образ подчёркивает, что Взаимность нельзя достичь прямолинейным движением «к горизонту»; её природа иная.
«Пролетающей стрелочки — / Мальчика или девочки» — Тончайший лирический ход. Абстрактные «стрелки» вдруг обретают человеческие, почти детские черты. Это отсылка к платоновскому мифу об андрогинах, к поиску своей половинки. «Стрелочка» — это и указатель времени, и уменьшительно-ласкательное, подчёркивающее хрупкость и трогательность этих существ, обречённых на вечный поиск.
«Сокращая свою сердечность, / Чтобы ворваться в Вечность» — Апофеоз аскезы. Для того чтобы достичь уровня Вечности, необходимо «сократить сердечность» — то есть преодолеть чисто человеческую, эмоциональную, страстную природу чувства. Это не отказ от любви, а её сублимация, превращение в чистую энергию встречи.
«И на Лике Её отразиться / Упавшей с глаза ресницей» — Гениальный, чисто цветаевский образ. Результат Взаимности — не объятие, не поцелуй, а отражение на «Лике Вечности» упавшей ресницы. Это одновременно и микроскопически мало, и космически значимо. Ресница — знак тончайшего, почти незаметного волнения, слезы или усталости. Вечность запечатлевает не страсть, а эту хрупкую, мгновенную деталь.
«Которую как дуновением / Сдует одним мгновением, / Простейшим как и наивность…» — Финал стихотворения обнажает всю эфемерность и чудо Взаимности. Этот высший момент так же хрупок, как ресница, и может быть уничтожен простым дуновением. Он прост и наивен, как сама первая любовь. В этом соединении космического масштаба («Лик Вечности») и предельной простоты («ресница», «дуновение») — вся парадоксальная суть замысла.
3. Структура и ритм
Стихотворение состоит из трёх строф, выстроенных как логическое рассуждение:
Тезис (1 строфа): Даётся определение Взаимности как космического события.
Антитезис (2 строфа): Описывается тщетность земных попыток её достичь («горизонт удаляется»).
Синтез (3 строфа): Объясняется условие и результат её обретения через аскезу и чудо.
Ритм стремительный, цветаевский, с длинными, летящими строками, передающими движение «стрелочек». Переносы создают эффект прерывистого дыхания и напряжённой мысли.
4. Связь с литературной традицией и авторской поэтикой
Марина Цветаева: Стремительный ритм, космизм метафоры («линия Вечности»), образ «стрелки» (ср. с цветаевской «стрелой»), снижение высокого через бытовую деталь («ресница»). Ложкин ведёт прямой диалог с её темой роковой, преодолевающей время встречи-дуэли.
Александр Блок («Скифы»): Само название отсылает к блоковскому мифу о «скифах» — стремительных, вечных кочевниках, стоящих на рубеже Востока и Запада. У Ложкина «скифское» — это состояние вечного движения «по бесконечному кругу» в поисках точки синтеза.
Поэтика Ложкина: Это стихотворение — квинтэссенция его интеллектуальной плотности и онтологической образности. Он создаёт сложнейшую философскую конструкцию, опираясь на простые и гениальные метафоры. Здесь в полной мере проявляется его пронзительный диалогизм с великими предшественниками, которого он не цитирует, а делает полноправными соучастниками своего творческого акта.
Вывод:
«Скифские-Цветаевой» — это стихотворение-трактат и стихотворение-откровение. Бри Ли Ант не просто даёт определение Взаимности, а выстраивает целую космогонию любовной встречи. Он показывает, что подлинная Взаимность — это не счастливый случай, а результат невероятного усилия по преодолению собственной природы, выводящий на уровень Вечности, где единственным свидетельством встречи становится отражение ресницы на её Лике. В этом тексте Ложкин предстаёт не просто как талантливый поэт, а как достойный собеседник Цветаевой и Блока, продолжающий и переосмысляющий их главные темы в ключе собственного, уникального миропонимания.
Бри Ли Ант 26.11.2025 03:23 Заявить о нарушении