ЛГБТ лечить или помиловать -

Думаю, целесообразно применительно к сексменьшинствам говорить не о нарушении
толерантности вообще, а о социально-психологической стигматизации. На уровне
государственной политики, а также нформационной политики ведущих СМИ ее нет - а вот на уровне обыденного общественного мнения подобная стигматизация несомненно существует. (Причем с определенным территоиальным градиентом: чем дальше от мегаполисов, тем выше степень стигматизации.) Подобная ситуация применительно к душевному здоровью общества напоминает болезненное "расщепление". И первым шагом к его исцелению может стать признание сложившегося положения - без замалчивания и ретуши.

Очевидно, что российское общество является консервативным в вопросе отношения к сексуальным меньшинствам. Это "законсервировано" в культуре: до сих пор слова и выражения, обозначающие принадлежность к сексуальным мешьшинствам, относятся к обсценной лексике. Коечно, это имеет ряд объективных причин, связанных с инерцией массового сознания. На протяжении длительного периода существования СССР гомосексуальные отношения являлись уголовно наказуемыми, что формировало соответствующее отношение общества к ним.

Когда мы говорим про мужской гомосексуализм, негативное к нему отношение общества в целом в заметной мере является отголоском тюремной субкультуры, где подобное поведение (в пассивном варианте) связано с нарушением социальной адаптации и маргинализацией. Поскольку в советское время значительная часть населения прошла через тюремно-лагерную систему или имела к ней какое-то отношение, то отголоски этой культуры глубоко укоренились в обществе. (В культуральном отношении большая часть нашего общества до сих пор представляет собой "зону".)

Перечисленное относится к неадаптивным традициям общества. Другая сторона медали -  адаптивные социальные стереотипы. В России, в отличие от стран Запада, до сих пор сильны установки позитивного отношения к социальному институту семьи и брака, которые отрицают однополые браки и гомосексуальные отношения. Не поощряется подобное поведение и в религиозных каоннах распространенных в России конфессий.

Еще один фактор негативного, стигматизирующего отношения к сексуальным меньшинствам - провокационное, эпатажное поведение отдельных их преставителей, имеющее целью  политизацию ситуации, "раздувание из мухи слона".  И когда гей-парады в Москве официально запрещаются разными ветвями власти, то некоторые ЛГБТ-группы пытаются этим будировать общество, образно говоря, размахивать красной тряпкой перед быком. Видимо, делается это с целью привлечения внимания к отдельным персонам, их личного пиара.

Проявлением неадекватной политизации является и представление о том, что демократические процессы в России невозможны, пока нет терпимого отношения к ЛГБТ. Это не что иное, как подмена понятий, когда базовые гражданские права и свободы замещаются свободой сексуальной ориентации. На самом деле, Понятно, что еще несколько лет назад на фоне тотальной аполитичности российского общества подобная активность приносила отдельным ЛГБТ-группам политические дивиденды. Но сегодня, на фон Болотной площади, это выглядит просто смехотворно.

В целом отношение к сексуальным меньшинствам с точки зрения психотерапии должно быть толерантным, но отнюдь не поощряющим вседозволенность, поскольку в российских условиях психотерапевты сталкиваются с тем, что гомосексуальное поведение навязывается некоторой части молодежи, что является источником возникновения серьезных социально-психологических проблем.;


Рецензии