Нарт

Он выскочил на берег тот крутой,
На высоту, обжитую стрижами,
И рот коня, мятежный, словно пламя,
Перекосило крепкою уздой.

И я подумал: это он – гонец,
Которого заждался из былого.
Несет он, словно эстафету – слово,
Чтоб суть его вручить мне, наконец.

Летит, подумал, исполин – старик,
И перед ним мне предстоит виниться
За то, что было, есть и совершится,
За каждый в суете напрасный миг…

Но нет! Не исполин, а пастушок –
Совсем малыш. Но как же он степенно
Сидит в седле! И даже дерзновенно
Умение его. Я б так не смог.

И, как старик, привстав на стременах,
Погасит он движеньем полубога
Коня и плащ, чтоб оглянуться строго,
Чем заняты мы в наших временах.

Нарты* - титаны, герои черкесского эпоса.


Рецензии
простите,но не только черкесского. Нартские сказания - шедевр устного творчества всего кавказского народа!

Юлия Гайд   12.10.2012 21:31     Заявить о нарушении
Спасибо, Юлия, за осведомленность. Разумеется, сказания кавказские. Но и черкесские. И, возможно, в первую очередь.

На это указывает то, например, что само слово "нарт" легко этимологизируется именно на черкесском. И скорей всего, только.

В диалектах черкесского сохранилась древняя форма этого слова - "нат", которая делится на компоненты. И если привлечь другие значения этих компонентов, то окажется, что оно значит "человек (мужского пола)".

Я мог бы дать развернутую картину из чего это складывается, но думаю, в этом нет нужды.

А поясняю все это я для того, чтобы сказать: нартский эпос можно назвать и кавказским и черкесским. Но правильнее - черкесским, потому что его зародыш выношен в утробе праматери черкесов.

Еще раз спасибо, Юлия.


Аслан Шаззо   12.10.2012 23:11   Заявить о нарушении
спасибо, все мы земляки в любом случае, раз читаем одни и те же книги.

Юлия Гайд   13.10.2012 00:22   Заявить о нарушении
я тоже благодарю вас, Юлия, за то, что мы с вами читаем одни книги. Аслан прав, нарты есть и у осетинов, и у кабардов, и у вайнахов(чеченов с ингушами), но если он так хочет, они прежде всего черкесские. но почему об этом приходится говорить стороннему человеку с улыбкой, а у самих кавказцев он вызывает такие мучительные поиски подробностей? потому что есть кавказская обшность, но нет кавказского народа, хоть черкеску носят и те, кто не является черкесом.)) абхазо-адыги(черкесы), нахско-дагестанцы, осетины и армяне (индо-европейская семья языков), карачаи, балкары, азербаджанцы(тюркская семья) и картвелы. из этих пяти групп генеалогического дерева языковых семей, собственно-кавказскими могут считаться только первые две (северо-кавказские с абхазами). это не значит, что остальные, что остальные, поскольку они пришлые, должны куда-то убираться. если вы не знали, то я вам по секрету сообщу, у какого именно кавказского народа нет нартского эпоса: это грузины. говорю об этом только потому, что именно их светлые умы и цвет нации сделали историю козырной картой и указывают начальственно кому и где какое место занимать. о нашей пришлости, в частности абхазов, о своём более древнем праве на нашу родину они уже всем уши прожужжали и сами, кажется, уверовали, что "сам Бог определил грузинам этнические границы вплоть до Анапы". так вот вам вся правда: нартский эпос, в котором отражается история вплоть до матриархата(Сатанэй-Гуаща, мать ста героев)- не их. тогда откуда они сами пришли, как и всё когда-то откуда-то и куда-то мигрировавшее человечество? это гурджи, племя, бывшее под знамёнами Александра Македонского, после смерти которого им с их вождём Азоном пришлось в 3 веке до нашей эры осваивать нижние окраины Кавказа, ближе к границам, откуда и пошли они, из пределов нынешних Сирии и Ирана. здесь они будто бы смешались с некоторыми из аборигенов, но и это неправда. в картвельскую группу входят мегрело-чаны и сваны, которые картвелами не являются. это факт, хоть они и считают врагом каждого, кто об этом говорит. почему? мы вот, абхазо-адыги, тоже пришли на кавказ, тогда мы еще были едины как хатты, которые в Малой Азии конкурировали с Египтом в 18 веке до нашей эры. есть единственная женщина-фараон в истории, дочь Тутмоса 3-ьего,Хатшепсут, в имени которой слышится не только корень "хатт", но и "пс", то есть то, что ныне отличает черкесов. это было время исхода хаттов из Малой Азии, сохранилась, представьте, и в фольклоре, о чём мы сегодня знаем благодаря светлой памяти Шалве Инал-ипа, что "племя, спасавшееся от настигавшего его ужасного врага с чёрным лицом и на чёрном коне, рассыпало на пути соль и встретило приближающуюся смерть с хлебом. конь не смог преступить эту границу, встал на дыбы". а на Кавказе предки адыго-абхазов граничили с Арменией, и никакой Грузии между ними не было. а еще раньше, говорят, протохетты были и вовсе шумерами, если за это нас не станут загонять обратно в эдемский сад.)) но, ничего не поделаешь, приходится признать, что боги, исповедуемые шумерами, Ан и другие, через голову хаттов достались в наследство и нам.
всё это - увлекательнейшая книга, была бы, если бы её не марали руки политиканов, фальсификаторов истории по заказу и творцов национальной идеологии с фашистскими целями. видите, как далеко от науки заносит эта тема. а всё из-за вас, Юлия, которая считает, что на Кавказе народ - кавказский)). между прочим, русский язык обогащён не одним только словом "черкеска", нам вы обязаны еще и наличием у себя "абреков", дословно, "скрывающийся" по абхазски. вы будете удивлены, но и арбуз когда-то был "харбузаком", о газырях вы наверное знаете, но вот что кабак - тыква и украинский шинок-дыня, тоже из этого ряда, вряд ли. и напоследок, чтоб совсем добить,)) "богатыри - не вы", собственное имя Багатыр не от монголов, нет, от тюрков, оно и сегодня в ходу. у нас, под Сухумом, в посёлке Гулрипш, есть улица имени погибшего здесь в 93-ьем добровольца из нашей турецкой диаспоры, улица Багатыра Багба. извините за долгий экскурс. мир всем, и грузинам тоже, которые потребовали от Турции не пускать абхазских детей на тамошний фестиваль детских ансамблей, "поскольку нет республики Абхазия, а есть "абхазская автономия в Грузии". мир им, хоть оттуда и слышатся голоса что в инциденте с детьми виноваты взрослые абхазы, не пустившие их на таких условиях за границу. мир всем! боюсь, что утомил))

Аслан Куцниа 2   12.05.2013 02:22   Заявить о нарушении
Совершенно верно, Аслан. Эпос "Нарты" не черкесским можно считать только в одном случае: если признать абхазов не черкесами. Но и тогда он абхазо-адыгский. А кто уже из них был зачинателем - сказать сказать еще сложней, потому что вполне возможно - оба народа. Имеется в виду тот период, когда они были одним народом.

Аслан Шаззо   12.05.2013 10:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.