В Комарово
Приехав сюда, останавливаюсь в местной гостинице на Кавалерийской улице. Уютное старое трехэтажное кирпичное здание надежно укрыто под высокими соснами от летнего зноя. Всего пять минут ходьбы до Финского залива, где много солнца и горячего песка. Здесь, в лесу, гудят сотни комаров, но не в них дело. Отошедший к нам после войны финский поселок Келломяки (Колокольная гора) обрел свое новое название в честь известного ученого-ботаника В.Л. Комарова, отдыхавшего здесь. Место это действительно красивое. Вероятно, поэтому люди науки, писатели, композиторы, актеры, режиссеры любили отдыхать здесь, имели свои дома творчества. В основном это были тогда старые довоенные постройки, отремонтированные и переданные в пользование деятелям науки и искусства. Правда, сегодня все эти скромные дачи ленинградской интеллигенции совсем потерялись среди высоких элитных построек и глухих заборов. Многое давно утрачено.
А еще здесь есть кладбище, в трех километрах от железнодорожной платформы, по дороге на Щучье озеро (Хауки-ярви). Я иду туда по Озерной улице через поселок и сосновый лес. Маленькое, около одного гектара, кладбище совсем незаметно в лесной зелени. Оно ведет свою историю еще с 1910 года, но старых довоенных захоронений уже почти не осталось. Начиная с 1950-х годов, на Комаровском кладбище начали хоронить ученых, деятелей литературы и искусства, чья деятельность была связана с пребыванием в Комарове. Так образовался некрополь, где сегодня похоронено более 200 известных людей.
Даже в жару у могил стоит прохлада, небо только просвечивает сквозь густую хвою. На память приходят строки поэта Александра Городницкого:
На Комаровском кладбище лесном,
Где дальний гром аукается с эхом,
Спят узники июльским легким сном,
Тень облака скользит по барельефам...
9 марта 1966 года здесь была похоронена А.А. Ахматова. С этого момента кладбище становится достопримечательностью и местом паломничества, иногда его даже называют “Ахматовским”.
Нахожу это место в конце центральной аллеи. Памятник Анне Андреевне тогда ставил псковский архитектор Смирнов. Он сам привез вместе с рабочим из Псковщины каменные плиты и этот кованый черный крест со святыми ликами. Пока работали, жили две недели у смотрительницы на кладбище. Лев Николаевич Гумилев, сын А.А. Ахматовой, тогда тоже помогал укладывать плиты. Антонина Афанасьевна, смотрительница, как-то подошла к нему.
- Тяжело таскать-то?
Тон ее вопроса был искренний и участливый. Л.Н. Гумилев даже нашел в себе силы пошутить над собой.
- Ничего, я привычный, в лагере таскал и тяжелее...
- Чего же вы матушку в камень заковали? – интересуется смотрительница.
- Что делать, если уж такая у нас жизнь-каземат... - печально вздохнул Лев Николаевич...
Теперь на этих плитах всегда стоят живые цветы, чаще розы. Рядом металлическая коробочка с восковыми свечами.
Люди приходят сюда весь день. Вот и сейчас замечаю в конце аллеи три темные фигурки женщин. Они идут тесно под руку, как-то странно, будто по зыбкой палубе.
Эти женщины преклонных лет проделали весь этот длинный путь пешком. Одна из них - слепая с белой тростью, с нею сопровождающая и местный краевед. Странная получалась экскурсия... Научный сотрудник-краевед, седая старушка с живыми молодыми глазами, рассказывала, как выглядели эти памятники и монументы, а слепая говорила о похороненных здесь, как о живых людях. Она знала их раньше, с кем-то работала или встречалась. Память жила в ней лучше, чем у многих из нас, зрячих.
Они общаются меж собою по-дружески, как это делают старые и добрые подруги, величая друг друга по имени: Эля, Ирина... Совсем не было в этом ничего показного, здесь они свои среди живых и ушедших в иной мир.
Невольно сам становлюсь участником этой экскурсии. Вместе идем по кладбищенским дорожкам, ведем неторопливый разговор...
- Анна Андреевна всегда притягивала к себе людей, даже мертвых, уже после своей смерти. Рядом с ее могилой теперь появилось много новых. В общем до Ахматовой тут хоронили в основном местных...
- Здесь могила академика Михаила Михайловича Сомова, который и в Арктике, и в Антарктиде работал. Этот камень для памятника ему привезли из Антарктиды. Вот директор блокадного Эрмитажа Иосиф Абгарович Орбели, здесь его сын и внук. Дальше могила балерины Татьяны Михайловны Вечесловой...
Мне нравится это надгробие, отмеченное особым шармом: на могильной плите кованые черные розы и балетные туфельки...
- Могила профессора-филолога Льва Абрамовича Плоткина, какие здесь огромные каменные тома, один на другом...
Такое надгробие кажется нам дурным вкусом. Это про его дачу в Комарове Ахматова говорила: “Построена на моей крови”. В далеком 1946 году профессор охотно присоединился к чиновникам от литературы, громившим ее творчество. А сколько еще действительно великих и достойнейших людей упокоено здесь... Мы находим могилы академика Дмитрия Лихачева, кинорежиссера Иосифа Хейфица, композиторов Вениамина Баснера, Сергея Курехина, писателей Ивана Ефремова, Веры Кетлинской и недавнее захоронение 2006 года – актера Андрея Краско... Всех их как близких людей они называют по именам.
Вместе вспоминаем стихи Анны Андреевны из 1958 года:
Не мудрено, что похоронным звоном
Звучит порой мой непокорный стих
И что грущу. Уже за Флегетоном
Три четверти читателей моих.
А вы, друзья! Осталось вас немного, -
Мне оттого вы с каждым днем милей...
Какой короткой сделалась дорога,
Которая казалась всех длинней.
Совсем уже старое надгробие В.Е. Савинского. Он сочинял церковную музыку, скончался в далеком 1915-м...
- Вот здесь у нас есть своя еврейская площадка, это мы ее между собой так называем. К родным еще нужно успеть заглянуть, к Юлечке, ушла от нас безвременно...
Они везде успевают побывать, аккуратно рассчитывают свое время. Слепая старушка начинает торопиться: им нужно еще поспеть на электричку, идущую в Санкт-Петербург.
- Сколько времени мы шли сюда? – спрашивает она.
- От станции дошли ровно за 48 минут, успеваем, - уточняет сопровождавшая ее женщина.
Здесь мы прощаемся. Три фигурки медленно удаляются по аллее меж каменных монументов. Сколько такта, скромности, достоинства и тонкого ума было в этих людях. Всего того, что по большей частью называют сегодня старой русской интеллигентностью. Именно старой, поскольку встречается в нашей жизни все реже...
Еще раз возвращаюсь к могиле Анны Андреевны, всматриваюсь в знакомый барельеф на стене. Это вечное... Помните, строки Иосифа Бродского на столетие Анны Ахматовой:
Страницу и огонь, зерно и жернова,
секиры острие и усеченный волос –
Бог сохраняет все; особенно - слова
прощенья и любви, как собственный свой голос.
В них бьется рваный пульс, в них слышен костный хруст,
и заступ в них стучит; ровны и глуховаты,
затем, что жизнь - одна, они из смертных уст
звучат отчетливей, чем из надмирной ваты.
Великая душа, поклон через моря
за то, что их нашла, - тебе и части тленной,
что спит в родной земле, тебе благодаря
обретшей речи дар в глухонемой вселенной.
Свидетельство о публикации №112082203511
Вадим Константинов 2 29.06.2017 13:11 Заявить о нарушении
Сергей Псарев 01.07.2017 23:39 Заявить о нарушении