В апацхе

«Здравстуй, апацха! Я снова твой гость!»
Вновь устремляюсь в тень лавровишни…
Лижет в ногах трофейную кость
Пёс добродушный – он здесь не лишний.

Утки кряхтят у высохших луж…
Что-то печальна сегодня хозяйка…
Видно, подручный пьян и не дюж –
Ленится, травит с прохожими байки... 

Я, как обычно, пью свой «Гагрипш»  –
Ветер смешал его с запахом хвои…
«Что, черноглазая? Смотришь, молчишь…
Вот ведь… Лишила поэта покоя!»

P.S.:
Амра, красавица… Я, как в бреду!
Нам бы под солнцем с тобой миловаться…
Небом клянусь, что снова приду!
Жди меня завтра… «Здравствуй, апацха…»

18.08.2012 г.



1. Апацха  - нежилое помещение, одним словом кухня в абхазском дворе. Это сейчас апацху преподносят, как ресторан абхазской (кавказской) кухни, а раньше апацха была практически неотъемлимой частью абхазского дома (см. ниже).

*Апацха – один из типов традиционных абхазских построек. Это четырехугольное плетеное жилище, которое со второй половины XIX в. получает широкое распространение и становится основным видом жилища абхазов.
Решетки апацха устанавливались на плоских тесаных бревнах, связанных между собой по углам и положенных в форме правильного прямоугольника. Являясь основанием, эти лежаки подкреплялись в свою очередь камнями, предохранявшими стену от гниения. Внутри лежаков и обвязочных брусьев долбили отверстия, в которые входили концы решеток, заплетаемых ровными прутьями из рододендрона, азалии или орешника. Стены снабжали подвязочными брусьями.
Широкий навес апацхи подпирался обычно двумя или четырьмя столбами. Дверей у нее было две – одна против другой. Причем, передняя называлась верхней, а задняя – нижней. Дверь апацхи представляла собой четыре пригнанных друг к другу ребрами доски, которые были укреплены двумя поперечными планками. Петли изготавливали в кузне.  С внутренней стороны дверь закрывалась металлическим крючком, а снаружи – вращающимся деревянным затвором.
В традиционных жилищах пол был земляной, тщательно выровненный и утрамбованный. Однако в маленьких помещениях пол делали из досок. Тесаные доски настилались на внутренних бревнах.
Постройка крыши и стен апацхи
Высота стен плетеных жилищ, независимо от их формы и типа, была чуть больше человеческого роста. Стены легко пропускали внутрь помещения воздух и свет. Обычно в фасадной стене оставляли небольшой проем в виде прямоугольника: «дверь для головы». Некоторые исследователи считают, что он служил скорее для наблюдения за тем, что происходит во дворе, чем для освещения. Ночью и в холодное время проем закрывали ставней.
Многие, особенно жители горных селений, утепляли свои жилища, обмазывая стены глиной. Для придания прочности смешивали ее с размельченной соломой или с сеном, а затем производили побелку. Белила изготавливали из известковых масс, которые доставляли из скалистых ущелий горных рек.
Все плетеные жилища, в том числе апацха, покрывались многолетними травами, главным образом из семейства осоковых, папоротником, соломой. Заготовка кровельного материала осуществлялась осенью, когда растение обсыхало. Собирали его в пучки, которые ставили верхушками вверх. Перед употреблением их вымачивали водой.
Самым распространенным способом покрытия крыши было покрытие не вязаной осокой. При этом материал подавали на крышу в пучках, но потом эти пучки развязывали и расстилали  снизу вверх. По форме крыши были четырехскатными.
Очаг – центр домашнего хозяйства
Как правило, за исключением апацха, все плетеные жилища представляли собой однокамерные постройки, а апацха могла иметь два, иногда и три помещения. Наибольшее из них обычно располагалось справа от входа. В этой большой комнате у очага семья готовила и принимала пищу, обсуждала свои повседневные проблемы. В ней спали старшие члены семьи. В ряде случаев она служила еще и гостиной. Младшие члены семьи спали в меньших комнатах.
В центре помещения, несколько ближе к «нижней» двери располагался открытый очаг. Очаг в жилищах круглой формы представлял собой своеобразный полукруг; в апацха он был четырехугольным. Головная часть очага укреплялась тесаным камнем, на который клали утолщенные концы поленьев для костра.
Вообще каждый хозяин старался устроить свой очаг как можно лучше. Здесь непрерывно горел огонь – символ непрерывности жизни. Перед сном хозяин прятал пылающие угольки в золе, чтобы утром зажечь огонь ими же. Делал он так не только потому, что добывание огня было сопряжено с определенными трудностями. По поверью, огонь – явление необычайное, сверхъестественное, он обладает магической силой, способствующей удачному продолжению рода с присущими ему традициями. Даже при разделе семьи отделившаяся брачная пара брала с собой в новый дом горящую головешку из отцовского очага.
Внутренне убранство апацхи
Над очагом свешивалась надочажная цепь, игравшая роль домашней святыни, деревянные раздвижки, подсвечник и другие крючки.
У очага ставились различной длины скамейки. К боковым стенам прикреплялись деревянные нары, над которыми висели шерстяные покрывала. На нарах лежали постельные принадлежности. В помещении могли быть и всевозможные сундуки, шкатулки, в которых хранились ценные вещи семьи. Несколько выше к стене прибивались полки, в которых помещались предметы кухонной утвари. У одной из стен стояла плоская каменная зернотерка, на которой хозяйка готовила аджику. На стене за специальные крючки держались также узкий стол удлиненной формы с относительно низкими ножками, а также седла, оружие, бурки.
У одной семьи могли быть две жилые постройки типа апацха, причем каждая из них имела свое назначение. Одна, часто имевшая сзади пристройку для хранения утвари, служила для самой семьи; в ней протекала вся «кухонная» работа. Другая предназначалась для приема гостей.
По материалам В. Бигуаа. Монография «Абхазы»,

2. Лавровишня (лат. Prunus laurocerasus) — вечнозелёное растение; вид подрода Вишня рода Слива.
Кустарник или дерево высотой 2-6 м с большими жёсткими кожистыми, тёмно-зелёными листьями, с верхней стороны глянцевыми.

3. Гагрипш – название чёрного крупнолистового отборного абхазского чая. Что характерно, в абхазском городе Гагра существует ресторан с одноимённым названием. Он располагается напротив удивительно красивого Приморского парка. «Гагрипш» имеет богатую и весьма интересную историю. Само здание было возведено по приказу принца Ольденбурского, который распорядился для постройки здания привести норвежскую сосну прямо с парижской выставки в 1902 году. Вся процедура перевозки и постройки обошлась в весьма «кругленькую» сумму.
Интересен тот факт, что здание прочно стоит вот уже больше ста лет, хотя во всей конструкции здания нет ни одного гвоздя. Ресторан в свое время пользовался большой популярностью среди знаменитых и великих людей, таких как Иван Бунин, Антон Павлович Чехов и Максим Горький. Они останавливались в гостинице, которая, увы, не сохранилась до наших дней. В 80-х годах было принято решение ее разобрать, так как ее содержание приносило только убытки. Сегодня сохранился лишь сам ресторан «Гагрипш», на сцене которого однажды выступал сам Федор Шаляпин.

4. Амра – абхазское имя,  означающее «солнце»


Рецензии
Это очень интересно!

Наталья Мартишина   24.08.2012 19:56     Заявить о нарушении
Спасибо, Наталья! Я старалась… ;-)

С улыбкой и уважением,
А.Т.А.

Аккуратова Татьяна   26.08.2012 13:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.