Паганини

Изменчивы пристрастия толпы.
Нужны скандалы для приданья веса.
Есть подлинная вера, есть попы.
Она - от Неба, а они - от Беса.
Срывая розы, помни про шипы.
Да все мы жертвы этого процесса.
..................
Гранд Опера вся торжеством сияла,
полна, возбуждена, накалена,
«чудовище» стонало и визжало
тысячеглазо и тысячежало.
Сейчас на эту сцену выйдет «дьявол».
И вот прошла горячая волна.
Людская масса выдохнула имя
факира, и кумира… «Па-га-нини».
И сразу наступила тишина.

А он стоял беспомощен и жалок
длинноволосый и худой урод,
приветствовал собравшийся народ
поклоном и подобием улыбки,
сжимая тонкой кистью горло скрипки.
А зал стонал...
               Уверенный и твёрдый
широкий взмах. Смычок коснулся струн,
и прозвучали первые аккорды
при свете сотен пар горящих лун.
Зал онемел.
                Покорен и послушен,
лишённый сил, фиксировал тайком,
как «дьявол» вынимал из него душу
искусною рукою и смычком.
И в этом осязаемом молчании,
как будто в колдовской стране чудес,
им слышалось волшебное звучание
струящегося золота с небес.
Звук ощутимый, нестерпимый, жгучий,
он проникал в грудь, причиняя боль.
Он врачевал, ласкал и снова мучил,
великий маг, слуга их и король.
Перед людскою подлостью робея,
и глубоко раним и уязвим,
казался людям бесом, чародеем.
…………………………………………
Целован Небом и Судьбой гоним
«злодей-развратник», он, скрипичный гений,
рождавший злобу у каноников,
в реестр внесённый «денежных мешков»,
как мог при жизни избегал гонений.
Однако всемогущий Ватикан,
не выудив заветного ларца,
готовил магу пострашней капкан,
обрушив весь свой гнев на мертвеца.

Видать понтифик был навеселе,
когда такая светлая идея
пришла на ум: не предавать земле
прославленного мага-чародея.

И тот, кого народ на трон венчал,
чья музыка, как Солнце греет души,
не мог полвека отыскать причал,
чтоб обрести покой, клочочек суши.

Изменчивы пристрастия толпы.
Пусть ум, душа и честь, хоть из кристалла,
будь ты сам  Амадей, тебя попы,
коль захотят, низвергнут с пьедестала.

                15.08.2012г.

               

               


Рецензии
Каков накал! Браво!
"Изменчивы пристрастия толпы.
...«чудовище» стонало и визжало
тысячеглазо и тысячежало" -
потрясающие строки, посвященные силе,
так до конца и не познанной,
и чем больше человек уверен в ее понимании
и управлении, тем более непредсказуемой
она оказывается.
Паства и ее пастухи.
Человек и его скрипка.
Что сильнее?
Ответ парадоксален.
Вадим Ильич, спасибо Вам за масштабный
развернутый опус, погружаясь в который,
читатель с первого до заключительного слова,
находится в состоянии натянутой струны.

Татьяна Фермата   23.05.2025 13:22     Заявить о нарушении
ВАм спасибо, дорогая маэстро, за поддержку и не только.
Получить такую высокую оценку от музыканта профессионала не может не радовать дилетанта; так что на попытка какой-то буквоедки-карлицы лишённой воображения, принизить опус, за который я сам себе готов руку пожать, чесслово, тревожат не более чем комариные укусы.
Она, видите ли, из соображений такта (какое благородство) не стала публиковать свой убойный анализ в рецензиях, тогда как я просил опубликовать именно здесь, в полной уверенности что моему "Паганини" вреда не будет.

Неожиданно вспомнилось, как гнобили Петра Ильича на Родине (особо усердствовал Цезарь Кюи) в то время как весь Мир аплодировал русскому Гению.

Сейчас Вы скажите: да, Крымский друг, ты от скромности не умрёшь. Нечего сказать - равноценное сравнение. Ты ещё скажи как и Бетховена, выходящего за рамки общепризнанных канонов, не хотели признавать.

Конечно, я согласен , анархия не допустима, как в Музыке, так и в Поэзии, но если ориентироваться только на рамки, никаких метафор, пресечь фантазию, представлять вещи такими как они есть, это будет уже не поэзия, а что-то наподобие протокола бюрократа.
Но не будем о плохом.
Благодарю Вас от всего сердца.
Ваш В.И.

Вадим Ильич Росин   23.05.2025 19:55   Заявить о нарушении
Неточности допущенные автором в ст. "Паганини" замеченные Малати Воздушной:
- попы в Православии, а в Католицизме: дьяконы, пресвитеры и епископы.
(аффтар же всех под одну гребёнку)
- Парижский Королевский театр Гранье был переименован в Гранд Опера после смерти Паганини. В.Р. пренебрёг и этим фактом, негодяй,
А ещё:
-в тексте не один сбой ритма и по количеству слогов, и по ударению,
- автор допускает применение в историческом тексте современных слов.(Это уж совсем ни в какие ворота).

Вадим Ильич Росин   23.05.2025 20:25   Заявить о нарушении
Про Кюи так и хочется сказать -
Цезарю цезарево...
да кабы он тока Чайковского гнобил,
а Муссоргскому доставалось ещё больше -
ибо "по дружбе", из лючччих побуждениев.
Ох, раз в жисти довелось мне сыграть
Кюи - романс аж на полстранички )))

Татьяна Фермата   23.05.2025 20:31   Заявить о нарушении
Заглянула к критикессе... ну что сказать -
каждый человек выбирает себе стезю по душе -
там сплошные "разборы полётов" - до винтиков!
Так можно доразбираться, что уж и на сантиметр
от земли не поднимешься...

Татьяна Фермата   23.05.2025 20:50   Заявить о нарушении
В Мире парадоксов как алигаторов в Ниле.
Оказывается Николай Соломонович, это тот который убил Лермонтова тоже писал стихи, "правильные" - это те, в которых равное количество стоп.
Бюрократ хозяйственник - вполне нормально, бюрократ же в искусстве - это смерть.
А вообще, как сказал Цицерон, ещё не было в мире такого поэта, который считал бы другого поэта выше чем он сам. Тому подтверждение:
По мнению Н.Гумилева, Гиппиус, Набокова, Бунина А. Блок не является гениальным поэтом. Издатель С. Маковский тоже принижал талант Блока, считал его творчество грубым, в поэме Возмездие нашёл лишь восемь гениальных строк.
Каков молодец.
Но что-то я разболтался.

Вадим Ильич Росин   23.05.2025 23:05   Заявить о нарушении
На это произведение написано 27 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.